Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Включает в себя прорыв блокады 18 января 1943 года) – 872 дня.






8 сентября немецкие войска взяли Шлиссельбург. Таким образом, Ленинград оказался в положении блокады с суши. В тылу у немецких войск на западе остался наш плацдарм в районе Ораниенбаума, между

 

Петергофом и Сосновым Бором, который немцам так и не удалось взять. До апреля 1942 года продержался на левом берегу Невы и «Невский пятачок» – территория протяженностью в 3 километра и глубиной в 2 километра. Оборона «пятачка» обошлась нам очень дорого. Здесь погибло 200 тыс. наших воинов – почти две армии. 7‑ я армия в конце августа – начале сентября вела бои на северо-востоке Ленинградской области и медленно отступала.

39-й корпус генерала Шмидта прорвал наш фронт, взял Тихвин и подошел к Волхову. Однако в начале декабря наши войска отбили Тихвин и сорвали попытку фашистских войск окружить Ленинград еще одним кольцом. После ряда попыток прорвать оборону Ленинграда, потеряв огромное количество людей, Гитлер отказался от штурма города и решил взять его блокадой, артиллерийским обстрелом и воздушными бомбардировками, считая, что город не сможет удержаться. «Ленинград выжрет себя сам», – заявил Гитлер. Во внутреннем кольце блокады Ленинград обороняли несколько наших армий, Балтийский флот со своей морской пехотой. Корабли Балтийского флота располагались у пристаней и пирсов Кронштадта и Ораниенбаума (ныне Ломоносов) на якоре у берегов острова Котлин. В обороне восточной части Ленинградского фронта вместе с войсками участвовала Ладожская военная флотилия.

Известно, что был приказ Сталина заминировать заводы и корабли Балтийского флота. В Ленинград был послан Г. К. Жуков, чтобы в случае, если не удастся удержать город, взорвать, что возможно, и, прорвав в узком месте брешь, вывести войска из окружения. В случае сдачи города спасение его жителей Сталиным не предусматривалось.

Г. К. Жуков с 11 сентября возглавил войска, оборонявшие город, и сдачи города не произошло.

Уже с первых дней войны над Ленинградом поднялись аэростаты и было введено круглосуточное дежурство на многих зданиях. К концу июля над Смольным и прилегающими к нему кварталами натянули маскировочную сеть; покрыли брезентовыми чехлами Адмиралтейскую иглу и шпиль Петропавловского собора, замаскировали ряд зданий и сооружений.

Памятники либо сняли и укрыли или закопали, либо замаскировали. В мощных подземных каменных галереях Исаакиевского собора укрыли 117 тыс. ценных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов-музеев Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины, из Летнего дворца Петра. Многие ценности Эрмитажа были переведены в его подземные анфилады.

Начиная с 4 сентября, Ленинград подвергался направленному артиллерийскому обстрелу из крупных орудий, установленных у Вороньей Горы, в Стрельне, Пушкине и Лигове.

8 сентября вражеские самолеты нанесли по городу массированный удар, и с этого дня налеты фашистской авиации стали постоянными.

Еще в июне 1941 года началась эвакуация из Ленинграда женщин, детей и стариков. Она была организована плохо. Детей вывозили дважды. В июне – начале июля 250 тыс. детей было направлено на юг Ленинградской области, так как ожидалось наступление с запада и с севера. Но уже в середине июля, после того как немецкие войска вторглись в Ленинградскую область с юга, детей пришлось реэвакуировать обратно вместе с отступающими к Ленинграду частями Красной Армии. Несколько эшелонов с детьми фашисты разбомбили.

До установления блокады связи Ленинграда со страной осуществлялись в основном по железной дороге, ведущей на восток к Вологде, Вятке и Перми. По ней вывозилось из города демонтируемое оборудование заводов, по ней шла эвакуация и людей, доставлялись в Ленинград продовольствие и боеприпасы.

28 августа 1941 года через станцию Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. В тот же день станция Мга была взята немцами и железнодорожная связь города со страной была прервана. На станциях Сортировочная и Рыбацкое скопились десятки подготовленных и ожидавших отправки эшелонов. Всего с конца июня по 29 августа из Ленинграда ушло 282 эшелона, которыми было вывезено 488 тыс. коренных жителей города (из 3, 2 миллионов). Эвакуация была медленной, и из города не успели вывезти сотни тысяч женщин с детьми, которых следовало бы эвакуировать. (Всего к началу блокады Ленинграда после проведенной эвакуации в городе насчитывалось около 2, 5 млн человек коренного населения и несколько сотен тысяч беженцев из Прибалтики.)

После взятия фашистами Шлиссельбурга эвакуация женщин и детей продолжалась по железной и автомобильной дорогам, ведущим от Ленинграда к Ладожскому озеру и по Ладожскому озеру. Осенью по озеру ходили суда, но с ноября с началом ледостава в южной части Ладожского озера была проложена ледовая трасса. Она прошла через Ваганово и Осиновец в Коккарево и далее по льду до Кобоны на южном берегу озера, к которой от основной железнодорожной трассы были построены подъездные пути.

Ледовая дорога была открыта 23 ноября 1941 года, когда по ней пошли первые грузовики с эвакуированными из Ленинграда и обратно – с грузами для города. Грузовики шли ночью со скоростью 10 километров в час под артиллерийским обстрелом, нередко попадали в полыньи, пробитые бомбами и снарядами,

 

и многие из них не достигали берега. Трассу прикрывали корабли Ладожской военной флотилии, полки истребительной авиации и зенитные батареи. Ледовая трасса действовала до 24 апреля 1942 года, и за это время по ней из города было эвакуировано полмиллиона человек. (По трассе были также депортированы из Ленинграда 30 тысяч этнических немцев и финнов.)

К блокаде город оказался не подготовленным, в первую очередь, в отношении снабжения оставшихся в Ленинграде двух миллионов населения. К началу войны в Ленинграде не было необходимых продовольственных запасов. К 6 сентября, за два дня до пожара Бадаевских продовольственных складов, в городе оставалось муки всего на две недели. Бадаевские склады не были надежно защищены, и в понедельник 8 сентября 1941 года в результате бомбардировки они сгорели. В первые два месяца войны ленинградцы получали ежедневно по 800 граммов хлеба на рабочего и по 400 граммов на служащих и иждивенцев. Второго сентября хлебная норма была сокращена для рабочих до 600 граммов, а с 12 сентября до 400 граммов, служащие и иждивенцы получали вдвое меньше.

В октябре норма выдачи хлеба дважды сокращалась, и в ноябре она составляла 250 граммов для рабочих и 125 граммов для остальных. Резко сократилась и выдача населению других продуктов. У подавляющей части населения продовольственных запасов не было, и голодавшие люди ели все, что до сих пор считалось несъедобным (жмыхи для скота и дуранду, которые доставали в пригородном совхозе, и даже клей).

Зима 1941/42 года была очень холодной. Морозы превышали 30 градусов. Запасов топлива в городе не было. Центральное отопление не работало. Дров не привозили, и на топливо стали разбирать деревянные строения. Керосин перестали выдавать уже в октябре. В домах было холодно. Холод и голод сопровождались непрерывной бомбардировкой и артиллерийским обстрелом. Ежедневно Ленинград бомбило до 300 самолетов, которые сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы. Над городом полыхало пламя пожаров. Из-за отсутствия топлива с декабря перестала давать ток электростанция, не работали водопровод и канализация. Воду брали из Невы и каналов. Остановились трамваи. Улицы не убирались и покрылись льдом и снегом.

Первые смерти жителей блокадного Ленинграда от голода, холода, обстрела и бомбардировок были уже в ноябре. Зимой 1941/42 года смертность стала массовой. Мертвых свозили на Пискаревское, Серафимовское и другие кладбища на санках, сами делали гробы из заборных досок и фанерных ящиков, сами рыли могилы. Только на Пискаревском кладбище за зиму 1941/42 года было захоронено свыше 470 тыс. человек. С декабря по февраль 1942 года сюда ежедневно привозилось 5–10 тыс. трупов. Всего умерло от голода за зиму 1941/42 года почти миллион человек.

Продовольственное снабжение населения города было бы еще хуже, если бы не Ладожская ледовая дорога, прозванная Дорогой жизни.

В конце декабря 1941 года, когда по дороге пошло продовольствие, норму выдачи хлеба рабочим повысили до 350 граммов, с 24 января 1942 года – до 400 граммов, а с 11 февраля – до 550 граммов. Немного увеличилась выдача и других продуктов. За зиму 1941/42 года по Ледовой дороге было доставлено в Ленинград 350 тыс. тонн продовольствия. В марте 1942 года в Ленинград пробился через оккупированную территорию обоз из 233 подвод с продовольствием, отправленный партизанами, которые действовали в южных районах Ленинградской области. Он, конечно, не решал продовольственного положения города, но имел большое моральное значение.

Весной 1942 года в Ленинграде развернулась работа по подготовке к посадке жителями картофеля и овощей. На заводах, в городских садах и скверах, во дворах, на пустырях ленинградцам были выделены участки из расчета 100 кв. метров на человека. Все, что можно было распахать, в апреле–мае 1942 года было распахано, даже боковые откосы Обводного канала. Семена доставлялись самолетами и распределялись среди населения. Когда появилась свежая трава и первые листья на деревьях, была организована разъяснительная работа среди блокадников, как использовать эту зелень в питании. Осенью 1942 года совхозы и подсобные хозяйства города и прилегающих районов собрали 36 тыс. тонн овощей и картофеля. На индивидуальных огородах было собрано около 15 тысяч тонн.

В тяжелейших условиях блокады не прерывалась работа предприятий, научно-исследовательских учреждений, школ, больниц и вузов. На предприятиях в холодных цехах рабочие, из которых 96% составляли женщины, работали в две смены по 12 часов, изготовляли мины, снаряды и другие боевые средства, ремонтировали оружия и орудия, другую военную технику.

Весной 1942 года, когда прошли морозы и улучшилось продовольственное обеспечение, люди вышли на очистку улиц. В середине апреля начал ходить трамвай, а с мая по Ладожскому озеру пошли суда. Не прерывалась в блокаду и культурная жизнь в городе.

Во второй половине августа 1941 года, когда фашистские войска подошли к ближним подступам города, было эвакуировано большинство учреждений искусств (Кировский и Малый оперный театры, Драматические

 

 

театры имени Горького и Пушкина, Консерватория, Капелла и др.). Но ряд театров и часть актеров остались в городе. Зимой 1941/42 года работали театры Комедии и Ленинского комсомола. Из оставшихся в Ленинграде актеров был создан театр под руководством А. П. Нелидова, ставились спектакли, давались концерты. В городских театрах всю блокаду работали артисты: Б. А. Горянинов, О. И. Преображенская, С. И. Мигай, В. А. Мичурина-Самойлова и многие другие. В январе 1942 года была устроена выставка картин ленинградских художников.

В сентябре по радио выступил Д. Д. Шостакович и сообщил об окончании им второй части Седьмой симфонии. Во время блокады она была исполнена в Филармонии и передавалась по радио. В Ленинграде радио работало непрерывно. Во время блокады при приближении к городу вражеских самолетов или начале артиллерийского обстрела по радио подавались сигналы. За 900 дней блокады было подано 649 сигналов «воздушная тревога» и 3091 оповещение об артиллерийских обстрелах, соответственно, 3740 сигналов об отбое. Сигнал в виде текста объявления тревоги и воющие звуки сирены передавались через городские электросистемы и уличные громкоговорители. После объявления тревоги включали метроном, отбивавший 150–160 тактов в минуту.

Во время блокады наши воинские части, располагавшиеся в кольце и за его пределами, вели непрерывные бои с вражескими войсками.

Операция «Искра»:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.