Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР






Проблемы с-12, 14

часть 1 как осознать свое " я". 5

Aha! 10 Ways to Free Your Creative Spirit and Find Your Great Ideas

JORDAN AYAN

Crown Publishers Inc.

10 способов освободить ваш творческий гений

^ПИТЕР^

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 1997

Джордан Айян

ЭВРИКА!

10 способов освободить ваш творческий гений

Серия «Тренировка ума»

Перевела с английского Л. Царук

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Литературный редактор И. Кондратьева

Художественный редактор С. Лебедев

Художник В. Гренда

Корректор Л. Комарова

Оригинал-макет подготовила И. Кондратьева

ББК88.5 УДК 159.964

АйянД.

И12 Эврика! - СПб: Питер Паблишинг, 1997. - 352 с. - (Серия «Тренировка ума»). ISBN 5-88782-327-5

У вас проблема? Вы не можете найти решение? Задачи, вопросы, загадки не поддаются вашей логике? Тогда самое время прочитать книгу Джордана Айяна. Он предлагает вашему вниманию десять сверхмощных приемов, раскрепощающих разум, освобождающих его от пут привычного мышления. Выполните смелый «бросок» и освободите подсознание, сделайте обманное движение и загляните в глубь своей души, проведите апперкот по тройному подбородку обыденности, так чтобы «вылететь из своего футляра», нанесите серию ударов играми и шутками... Изучив арсенал знаменитого исследователя творчества, вы можете смело вступить в поединок с любой «зубастой» проблемой!

© 1997 by Jordan Ayan

© Перевод на русский язык, Л. Царук, 1997

© Серия, оформление, издательство «Питер Паблишинг», 1997

Права на издание получены по соглашению с Crown Publishers, Inc. и Matiock Literary Agency. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-327-5 ISBN 0-517-88400-3 (англ.)

Издательство «Питер Пресс» 194044, С-Петербург, Выборгская Лицензия ЛР № 063798 от 26 12 94

нлб, 27

Вынесение признательности

Сам факт появления этой книги показывает, какую решающую роль в нашей творческой жизни играют ок­ружающие нас люди (см. первую стратегию, рассмотрен­ную ниже) — без них книга никогда не увидела бы свет. Очень многие люди помогли мне, оказав поддержку и по­делившись своими идеями.

Ключевую роль в рождении книги сыграла моя семья. Моя жена Джейн поддержала меня своей любовью и мудрыми советами. Огромное количество часов провела она, перечитывая и правя рукопись. Мои дети, Эшли и Кристофер, также пожертвовали многими вечерами и выходными днями. Они постоянно «подпитывали» меня великолепными идеями, примерами из собственной жиз­ни и просто своей любовью.

Значительный вклад внесли:

Рик Бензел — мой неутомимый редактор; он усердно работал со мной, помогая сформулировать мысли и при­водить их в вид, пригодный для печати;

Джефф Херман — мой торговый агент; он увидел перспективные возможности в еще сыром материале, и у него оказалось достаточно выносливости и терпения для того, чтобы найти издателя, разделяющего наши взгляды на проект;

Пэм Краус, Марго Шупф, Джейн Трейхафт, Андреа Пибблз, Барбара Маркс и другие сотрудники компании «Crown», они помогли мне откорректировать рукопись, в итоге чего книга и приобрела свой окончательный вид;

Диана Берг — мой друг и сотрудница по творческим семинарам; ей удалось проникнуть в саму суть творче­ства.

Я хочу выразить благодарность всем тем, кто помогал мне в исследованиях, делился со мной опытом, идеями, оказывал всяческое содействие. Среди них: Кэрол Адри-енн, доктор Михали Шикшентмихали, Бетти Эдварде, Джойс Флори, Патриция Фрипп, доктор Джоэл Гудмен,

Дэйл Ирвин, Майкл ЛеБеф, доктор Джозеф Ли, Мари Ловерде, Джон Пирсон, доктор Клотер Рапайл, Сьюзен Роуэйн, Энн Дуррум Робинсон, доктор Мартин Россмен, Пол Руссо, Майк Райдер, доктор Роберт Швандер, Джефф Слуцкий, Стивен Снайдер, Жуанель Тиге, Роберт Л.А.Труст, Анна Визе и Джойс Уайкоф.

Вероятно, все мы в душе мечтаем стать более твор­ческими личностями. Мы представляем себе, что в один прекрасный день придумаем нечто новое: создадим ори­гинальную технологию, поставим гениальный фильм, со­чиним потрясающую песню или напишем великолепную картину. В мечтах мы видим себя в роли выдающихся политических деятелей, которым по плечу решение наи­сложнейших социальных проблем, или гуманистов, вно­сящих существенный вклад в дело мира на земле... Мы все хотим стать чудо-родителями, способными сделать жизнь своих детей и более занимательной, и более инте­ресной...

Так вот, представьте себе, творческие способности дей­ствительно можно развивать. Вне зависимости от вашего нынешнего уровня образования и талантов вы способны сделать гигантский шаг вперед и выйти на такой уровень, о котором раньше не могли и мечтать. Вы сможете поста­вить фильм, достойный Оскара; написать бестселлер; от­крыть новое лекарство; разработать принципиально но­вую научную теорию. Вы сможете направить творческую энергию на усовершенствование процесса своей повсед­невной работы, открыть для себя захватывающее хобби, стать не потребителем, а созидателем общества. Не опа­сайтесь, что ваши творческие способности заглушены или утрачены: они могут возродиться к жизни, их можно даже поднять на еще более высокий уровень.

Я твердо верю в то, что человек создан для творче­ства. Для каждого из нас творческая жизнь интереснее обыденной рутины. Она дает возможность понять и оце­нить новые идеи, окружающих нас людей, весь мир в целом. Творчество раскрепощает разум и дарит ощуще­ние свободного полета. Короче говоря, творчество — это то, что делает нас живыми.

Мы приближаемся к двухтысячному году, и я — (впро­чем, не я один) предсказываю, что в новом тысячелетии именно творчество станет центральной стратегией дости­жения успеха в жизни. Мир с каждым днем становится все сложнее, проблемы все труднее поддаются разрешению. Мы постоянно сталкиваемся с множеством задач, для ре­шения которых требуется исключительно творческий подход. Система образования нуждается в «капитальном ремонте»; практически повсюду растет преступность; многие сферы человеческой жизни — такие как здравоох­ранение, семейные, а также межнациональные отноше­ния — состоят сплошь из проблем, которые кажутся про­сто неразрешимыми. В мире бизнеса также растет потребность в творческом мышлении, и потребность эта становится все более и более насущной, так как старые, традиционные методы руководства оказываются совер­шенно несостоятельными. Растет конкуренция; придир­чивых потребителей уже не устраивает роль просителей, поэтому компании — вне зависимости от их величины и сферы деятельности — стремятся внедрять новые методы производства, управления, маркетинга. Для того чтобы выжить и предлагать конкурентоспособную продукцию (или услуги), необходимо внедрять элементы творчества буквально на всех уровнях производства.

Как я пришел к пониманию вопроса творчества.

Несколько лет тому назад я основал консалтинговую фирму, специализирующуюся в области инноваций, но­вых технологий и вопросов творчества. К тому времени я уже сделал неплохую карьеру в компании «Donnelley Marketing», которая до недавнего времени являлась чикаг­ским филиалом фирмы «Dun & Brradstreet Corporation». «Donnelley Marketing» представляет собой компанию по маркетингу баз данных — это одна из крупнейших в мире фирм такого профиля. Работая в «Donnelley Marketing», я разработал новый вид услуг, который называется «Пер­вичная информация». Постепенно база данных нашей компании превратилась в оперативный источник инфор­мации, имеющей огромную ценность и для других пред­приятий. К удивлению многих сотрудников — по большей части ветеранов компании, — эта служба разрослась до огромных размеров и спустя несколько лет была лицензи­рована и продана за 50 миллионов долларов.

Когда разработанная система первичной информации была так выгодно продана, мне предложили новую рабо­ту в «Donnelley Marketing», однако я отказался от пред­ложения — к слову сказать, весьма лестного, — так как к этому моменту я осознал, какой же непомерной силой обладает творчество, и был потрясен этим до глубины души. Я пришел к пониманию того, что самый неисчерпа­емый ресурс любого предприятия кроется в творческом подходе к труду. Более того, осмыслив свое прошлое, я констатировал, что лучшие минуты жизни я провел либо занимаясь творческой работой, либо общаясь с интерес­ными, творческими людьми. И я твердо решил, что отны­не именно творчество станет предметом моего предпри­нимательства.

Я начал знакомиться с обширной литературой по воп­росам творческого мышления и просто зачитывался кни­гами таких авторов, как Говард Гарднер, Михали Шикшентмихали, Эдвард де Боно, Роджер фон Оих, Тони Бузан, Джойс Уикофф, Бетти Эдварде и многих других. Я посещал семинары, посвященные творческой деятельности, встречался с людьми, которых волновала та же пробле­ма — в частности, с сотрудниками Института по вопро­сам творческого решения проблем Нью-йоркского госу­дарственного университета в Буффало и с работниками Инновационной Сети в Санта-Барбаре, штат Калифор­ния. Мне представилась возможность общения со многи­ми творческими личностями, и я занимался своей новой работой со все возрастающим увлечением.

Со временем консалтинговая деятельность вышла на более высокий уровень. В настоящее время в наш адрес поступает множество заказов от корпораций и государ­ственных учреждений на проведение семинаров для руко­водителей и сотрудников по вопросам творческого разви­тия. В число моих клиентов входят такие компании, как «Kimberly-Clark», «Freddie Mac», «Allied-Signal» и «Lucent

Technologies», многочисленные банки и компьютерные фирмы, а также аэрокосмические и проектно-конструкторские компании, перед которыми из-за сокращения рас­ходов на оборону встала проблема конверсии военно-про­мышленного комплекса.

Но понятие «творчество» выходит далеко за пределы вопросов аэрокосмических и промышленных технологий! Эта книга — итог многолетних исследований. Изложен­ные в ней концепции, методики и предложения тысячи людей — от руководителей высшего уровня до простых рабочих и продавцов — уже использовали с выгодой для себя и своих компаний.

В книге даются ответы на широкий круг вопросов. Во-первых, — и что особенно важно — с ее помощью вы можете научиться жить более творческой жизнью. Твор­чество приносит радость, обогащает вас и тех, кто вас окружает. Во-вторых, вы можете использовать эту книгу для решения специфических проблем вашего бизнеса, при формировании отношений с другими людьми и даже при обдумывании более глобальных проблем. По мере чтения, от страницы к странице, вы будете овладевать мастерством преодоления препятствий и постигать ис­кусство генерирования идей. Ну а если вы — писатель, художник, музыкант, певец, танцор, гончар или мастер по керамике, то эта книга поможет вам обрести вдохно­вение и раскованность.

Я искренне надеюсь, что предложенные мною страте­гии помогут вам стать более уверенным в использовании своих творческих способностей при решении стоящих пе­ред вами задач, что они подтолкнут вас создать нечто новое — то, что сможет изменить мир к лучшему (ну если не весь мир, то хотя бы вашу собственную жизнь), или просто подарят вам счастье и радость.

 

часть 1 как осознать свое " я"

 

О^^нение ififofifiecicou симл

Вам интересны статьи о людях, которые что-то изоб­рели? Вас удивляет, почему вы сами не способны на та­кое? Вы восхищаетесь такими столпами культуры, как Стивен Спилберг, Дэвид Леттерман или, скажем, Мадон­на? Вы хотели бы припасть к такому же, как у них, ис­точнику вдохновения (и успеха)? Вы продумываете идею, которая, как вам кажется, приведет вашу фирму к про­цветанию? А может быть, вы горите желанием развить свои способности к живописи, музыке, танцу?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов положи­телен, то примите мои поздравления! Вы уже готовы к тому, чтобы испить из чудодейственного источника и на­чать развивать свои творческие способности в стремле­нии довести их до совершенства — то есть вы готовы к тому, чтобы сделать творчество неотъемлемой частью своей жизни.

В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество является одной из самых важных со­ставляющих личного счастья и профессионального успе­ха. Творческие натуры постоянно идут вперед в своей работе — они открывают предприятия, изобретают что-то новое, проектируют и строят дома, ставят фильмы и спектакли, сочиняют музыку, пишут картины, создают разнообразные прекрасные вещи. Творческие натуры живут увлекательной полноценной жизнью, они встреча­ются с интересными людьми, отправляются в увлека­тельные путешествия, постоянно чему-то учатся и что-то придумывают. Творчество — необходимое условие здоровой семьи; родители в такой семье знают, как на­учить своих детей любить жизнь, как помочь им сделать сознательный выбор. Творческие люди становятся обще­ственными лидерами и руководителями огромных компа-

ний, так как они знают, как решать проблемы и как зара­жать энергией других.

К сожалению, бытует мнение, что творческие способ­ности являются врожденными и не подлежат воспита­нию, — либо вы творец, либо нет! Лишь немногие пони­мают, что творческие способности можно развивать. Люди, как правило, не знают, как научиться «выдавать на-гора» новые идеи или как совершенствовать свои ес­тественные артистические таланты. Они не получили ни­какого воспитания в этой области: их не научили этому ни родители, ни школы и ни университеты.

Многие из нас часто ощущают острое разочарование от присутствия в собственном мышлении блокирующих препятствий — особенно когда необходимо освоить нечто новое или решить назревшую проблему. При этом неред­ко теряется уверенность в себе и работа перестает быть увлекательной. Даже если и возникает какая-то творчес­кая мысль, то все равно не дает покоя страх быть осме­янным и непонятым — в результате чего идеи не внедря­ются в жизнь и пропадают втуне.

МИНИ-СЕМИНАР

ScfUb Mt if вас tfi^ofViecKOA матса?

В процессе чтения этой книги вы неоднок­ратно должны будете выполнить какие-то зада­ния самостоятельно. Такие упражнения помо­гут вам закрепить ту информацию, которую вы почерпнете в главах книги, соотнести ее со своей жизнью и оценить, на что вы способны. Желательно, чтобы вы продела­ли максимальное количество из предложенных упражнений.

Как вы оцениваете свой творческий уровень в настоящий момент? Закройте глаза и поразмышляйте о своей жизни начиная с детства. Постарайтесь вспомнить те мгновения, ког­да вы по-настоящему занимались творчеством.

Думаю, вы наверняка сможете вспомнить потрясающие — ваши собственные — творческие достижения. Большая кар­тонная коробка, которая однажды превратилась в прекрасный

дворец... Замысловатая балетная постановка... Снежная кре­пость, которую вы сами построили и которая в воображении превратилась в настоящий средневековый замок... Возможно, вы даже почувствуете отчетливое покалывание в кончиках пальцев: вот перед вами лежит чистый лист бумаги, такой интри­гующе белый и гладкий, или кусок пластилина, из которого вы вылепите куличик или червяка с вдохновением Родена или Микеланджело...

Вспомните мгновения собственного творческого порыва. Чувствуете ли вы и сейчас такую же потребность творить? Вы все так же, как и в детстве, увлечены жизнью? Все так же любопытны? Вам нравится экспериментировать и играть? Все так же любите приключения и забавы?

К сожалению, почти все мы приходим к одному и тому же результату: наш творческий уровень заметно снизился. Мало кто из нас может похвастаться той же любовью к твор­честву, которая отличала нас в детстве и юности. Взрослые сдерживают свое воображение и тягу к экспериментам и ис­следованиям. Мы больше не испытываем, как в юности, радо­сти от своей любознательности. Нам не интересно лазать по деревьям, скучно строить замки из песка...

Однако не все потеряно! Вы можете вновь проникнуться духом творчества, если освоите некоторые специальные ме­тодики. Моя книга научит вас этому.

 

^^ииЯа ecffiectfUfeHHou cnocCf< 5ncfCfflu к, ifi^ofiHectfUfif

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. В младенчестве мы жадно исследовали окружающий нас мир, наслаждались цветом, светом, движением и звуком. Мы стремились схватить и попробовать на вкус все, что попадалось нам на глаза. Целые дни мы проводили, в упо­ении играя и экспериментируя с игрушками, окружающи­ми нас вещами и явлениями природы — дождем, песком, глиной... Маленькие дети — прирожденные строители, ху­дожники, ремесленники, поэты и музыканты.

Но уже в ранние годы жизни мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в на­чальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования. Мы сидим рядком вместе с двадцатью или тридцатью соучениками. От нас требуют неукоснительного подчинения правилам, заставляют вы­полнять процедуры, большинство из которых непосред­ственно направлены на подавление творческого мышле­ния. В процессе обучения мы чаще всего зубрим — о творческом осмыслении стоящих перед нами задач и речи не ведется. Переходя из класса в класс, а затем с курса на курс, мы все реже упражняем свои творческие способности, и со временем они атрофируются.

Вспомните свой первый день в детском саду. Скорее всего, вы получили коробочку мелков (а может быть, даже большую коробку с шестьюдесятью четырьмя цве­тами), которая радовала глаз разнообразием цветов — там был золотой, нежно-розовый и — о, чудо! — перели­вающийся разными красками... Куда же подевались все эти цвета через какие-то двенадцать лет? Мы вступаем во взрослую жизнь с грошовой одноразовой шариковой ручкой в кармане. Бесконечные возможности шестидеся­ти четырех цветов усыхают и сжимаются до стандартно­го уныло-серого, а вместе сними уходят в небытие и воображение, и удивление, и благоговение. Мне кажется, что это — сильная метафора изменения наших творчес­ких способностей по мере взросления.

Я имел возможность убедиться, как система образова­ния убивает творческие способности, на примере моего сына Кристофера. Как-то на родительском собрании в детском саду, куда ходил Кристофер, мы с женой с удив­лением услышали, что наш «процветающий художник и мастер по росписи холодильников» получает неудовлет­ворительные оценки по рисованию. Мы были потрясены. Как может ребенок — любой, не только наш — получить плохую оценку по рисованию в таком возрасте?! Воспита­тельница объяснила нам, что он отказывается раскраши­вать картинки строго по границам нанесенных контуров,

а это умение является утвержденным на уровне штата по­казателем освоения моторных навыков. Нам стало ясно, что сия достопочтенная дама все силы тратит на то, чтобы научить детей раскрашивать строго по контуру нарисо­ванные кем-то фигуры, а творческие потребности самих детей попросту игнорирует. Хуже того, она их критикует. Когда воспитательница объяснила нашему сыну, что на уро­ке рисования нужно сдерживать творческие порывы и стро­го придерживаться указаний, он начал приносить домой мрачные рисунки, выполненные в темных тонах. Правда, дома он продолжал рисовать так же хорошо и так же «не­аккуратно». Мы с женой всегда придерживались мнения, что при игре в искусство никакие правила не нужны.

Но система образования является не единственным ог­раничителем наших творческих порывов. В ответ на свою попытку создать нечто нестандартное мы зачастую встре­чаем не участие и поддержку, а только критику. Когда учителя, родители, братья, сестры и приятели, даже не задумываясь о последствиях, высказывают неодобритель­ное суждение о глиняной фигурке или акварели, о танце или поэме или иных плодах нашего творчества, мы глубо­ко переживаем и в итоге приходим к выводу, что гораздо спокойнее и безопаснее бросить это занятие, чтобы не ис­пытывать смущения от насмешек и осуждения.

Когда после окончания учебного заведения мы при­ходим на работу, начинают формироваться новые отно­шения, в том числе и в семье. Дополнительным препят­ствием на пути проявления творческих способностей становится стресс. Мы сгибаемся под тяжестью повсед­невных забот и обязанностей, которые буквально высасы­вают из нас энергию. Согласитесь, очень трудно зани­маться творчеством, когда бежишь с одного совещания на другое, кормишь детей или выполняешь какую-нибудь хозяйственную работу по дому. Недостаток свободного времени и избыток обязанностей — основные помехи на пути создания спокойной обстановки, необходимой для таких видов творческой деятельности, как занятия живо­писью, литературой или изобретением чего-то нового.

Можете быть уверены: многие знаменитые художники, поэты и музыканты никогда не достигли бы таких высот, если бы на них постоянно наваливались стрессы, под гру­зом которых живут современные люди.

И наконец, многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и ни­когда не объяснял, как воспользоваться естественными творческими навыками и как развить их с помощью соот­ветствующих методик — лишь в редких школах специ­ально обучают творчеству (креативности). И в результа­те большинство людей используют лишь минимальную долю своих способностей и не знают, как преодолеть пре­пятствия, встающие на их пути к творчеству.

МИНИ-СЕМИНАР

J/lecfH с/ля опенки творческих спосо^нбаНей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.