Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Процессы жизненного цикла АИС. Основные процессы.






Цели:

- обучающая: познакомиться с процессами ЖЦ АИС;

- развивающая: развить представление о ЖЦ;

- воспитывающая: расширить кругозор.

Получение новых знаний (лекция)

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового учебного материала:

IV. Домашнее задание: Конспект. Чтение текста. Работа с конспектом лекции.

V. Рефлексия.


ЖЦ включает в свой состав: процессы, действия и задачи. Последовательность процессов, действий и задач не определена, а определен только их состав. Таким образом, последовательность процессов может быть любой при их стыковке по входным данным.

Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207. ISO (International Organization of Standardization) - международная организация по стандартизации, IEC (International Electrotechnical Commission) - международная комиссия по электротехнике.

Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО.

В соответствии со стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы (рисунок):

Для обеспечения выделенных процессов в ЖЦ можно выделить несколько групп исполнителей, т.е. субъектов реализующих процессы:

заказчик - субъект, для которого разрабатывается, и у которого будет эксплуатироваться ИС;

поставщик - субъект, обеспечивающий поставку ИС заказчику;

разработчик - субъект, выполняющий разработку ПО.

группа сопровождения - субъект или субъекты, выполняющие функции сопровождения. Функции сопровождения могут выполнять разработчики, но во многих случаях данные функции выполняются другими организациями.

Во многих случаях привлекаются дополнительные экспертные группы, выполняющие функции, связанные с оценкой качества системы. Основные процессы ЖЦ ПО

Процесс приобретения. Процесс состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПО. Данный процесс охватывает следующие действия:

1. Инициирование приобретения включает следующие задачи:

- определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, программных продуктов или услуг;

- анализ требований к системе;

- принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПО;

- проверка наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения программного продукта;

- подготовку и утверждение плана приобретения, включающего требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т. д.

2. Подготовка заявочных предложений. Заявочные предложения должны содержать:

- требования к системе;

- перечень программных продуктов;

- условия и соглашения;

- технические ограничения (например, среда функционирования системы).

Заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера).

3. Подготовка и корректировка договора включают следующие задачи:

- определение заказчиком процедуры выбора поставщика, включающей критерии оценки предложений возможных поставщиков;

- выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений;

- подготовка и заключение договора с поставщиком;

- внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения.

 

4. Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита.

5. Приемка и завершение работ. В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты. Завершение работ по договору осуществляется в случае удовлетворения всех условий приемки.

Процесс поставки. Процесс охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Данный процесс включает следующие действия:

1. Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения согласиться с выставленными требованиями и условиями или предложить свои.

2. Подготовка ответа на заявочные предложения.

3. Подготовка договора.

Действия 1-3 выполняются в ответ на заявку заказчика. Подготовка договора ведется совместно с заказчиком

4. Планирование включает следующие задачи:

- принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика;

- разработка поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и др.

 

5. Выполнение и контроль.

6. Проверка и оценка.

7. Поставка и завершение работ.

П роцесс разработки. Процесс предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д. Процесс разработки включает следующие действия:

1. Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО. Разработчик должен выбрать, адаптировать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчиком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ.

2. Анализ требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании.

3. Проектирование архитектуры системы на высоком уровне заключается в определении компонентов ее оборудования, ПО и операций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать заявочным предложениям заказчика, зафиксированными в договоре.

4. Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО:

- функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента;

- внешних интерфейсов;

- спецификаций надежности и безопасности;

- эргономических требований;

- требований к используемым данным;

- требований к установке и приемке;

- требований к пользовательской документации;

- требований к эксплуатации и сопровождению.

5. Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО):

- определение состава компонентов;

- разработка интерфейсов компонентов между собой и с базами данных;

- разработка предварительной версии пользовательской документации;

- разработка и документирование предварительных требований к тестам отдельных компонентов и намечание плана интеграции ПО.

 

6. Детальное проектирование ПО включает следующие задачи:

- конкретизация компонентов ПО и интерфейсов между ними до уровня достаточного для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования;

- разработка и документирование детального проекта базы данных; обновление пользовательской документации;

- разработка и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО; обновление плана интеграции ПО.

7. Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи:

- разработка (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных;

- тестирование каждого компонента ПО и базы данных;

- обновление (при необходимости) пользовательской документации;

- обновление плана интеграции ПО.

8. Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компонентов ПО. Для собранного ПО обычно производится квалификационное с привлечением вспомогательных процессов;

9. Квалификационное требование – это набор критериев или условий, которые необходимо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт.

 

10. Квалификационное тестирование ПО (для каждого компонента) проводится разработчиком в присутствии заказчика для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации.

11. Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование. После интеграции система подвергается квалификационному тестированию. При этом также производятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему.

12. Установка ПО осуществляется в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором.

13. Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПО и системы и документирование результатов оценки.

Процесс эксплуатации. Процесс охватывает действия и задачи оператора [V4] – организации, эксплуатирующей систему. Иногда эта организация не совпадает с организацией заказчика. Данный процесс включает следующие действия:

1. Подготовительная работа включает проведение оператором следующих задач:

- планирование действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов;

- определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации.

 

2. Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию.

3. Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией.

4. Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО.

Процесс сопровождения. Процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта или при возникновении потребностей в модернизации либо адаптации ПО к изменившемся условия. Процесс сопровождения охватывает следующие действия:

1. Подготовительная работа службы сопровождения включает следующие задачи:

- планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения;

- определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе сопровождения.

2. Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи:

- анализируется тип требования характеристики возможной модификации, определяется ее масштаб, критичность;

- оценка целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения;

- утверждение выбранного варианта модификации.

 

3. Модификация ПО.

4. Проверка и приемка заключаются в проверке целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений.

Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.