Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития гостиничного бизнеса






 

Основополагающим понятием в истории развития гостиничного хозяйства является гостеприимство. Понятие «гостеприимство» старо, как сама человеческая цивилизация. Его развитие, начиная с древнейшей традиции преломлять хлеб со странниками и заканчивая деятельностью современных многофункциональных конгломератов индустрии гостеприимства, дает захватывающий материал для изучения.

Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана римлянам. Слово «hospitality» (гостеприимство) произошло от латинского «hospitium» (госпиции). Однокоренными словами являются «host» (хозяин), «hospic» (приют), «hotel» (гостиница, отель). Английское же слово hospitality (гостеприимство) происходит от старо французского «hospice» (оспис), что означает странноприимный дом.

По мере развития человеческой цивилизации оказание гостеприимных услуг людям, оказавшимся по тем или иным причинам вне дома, превращалось в профессию для все большего числа людей, профессиональную индустрию.

Индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний.

Гостиничное хозяйство как экономическая и социальная категория имеет глубокие исторические корни. Условно можно выделить в истории развития гостиничного дела четыре этапа:

• до нач. XIX в. - предыстория гостиничного дела;

• нач. XIX - нач. XX вв. - зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;

• нач. XX в. - до Второй Мировой войны - массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса;

• после окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени - массовое развитие гостиничного хозяйства, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальной потребности современного общества.

Развитие гостиничного хозяйства в Древнем мире (Древний Восток, Древняя Греция, Римская империя)

 

История возникновения гостиничного хозяйства связана с путешествиями, поездками, перемещениями, совершаемыми людьми. Оказавшись вдали от мест своего постоянного жительства, путешественники должны были заботиться об обеспечении себя питанием, убежищем и отдыхом.

Путешествия вплоть до новейшего времени были связаны с риском, и люди шли на него не ради собственного удовольствия: купцы рассчитывали получить прибыль, паломников влекло в дорогу религиозное воодушевление, ученых-исследователей — познание мира, расширение своего кругозора и т. д.

Согласно археологическим исследованиям, уже в пятом тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока существовали ханны - места временного приюта людей. Они представляли собой 2-3-х этажные сооружения с толстыми стенами. В нижних этажах частично размещались стойла, часть помещений занимал сам хозяин со своей семьей, остальные были приспособлены для постояльцев.

Упоминания о местах для размещения путников можно найти и в истории Древнего Египта. В те далекие времена Египет уже считался не только средоточием памятников культуры, но и лечебным курортом. Эти потребности побуждали власти заниматься сооружением палаточных городков, павильонов, всевозможных зданий и сооружений для путешествующих, а также организацией их питания и бытового обслуживания. Накопленные знания и опыт сооружения объектов размещения, зафиксированные в истории Древнего Египта, с успехом использовались позже в сооружении подобных объектов греками и римлянами.

В современном значении слова гостиницы были известны уже в Древней Греции. Помещались они около мест, где происходили общественные празднества, вблизи многочисленных храмов и культовых и курортных достопримечательностей.

Мобильность населения в эпоху античности была на удивление высокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев и ремесленников со всей Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организации всевозможных бытовых услуг. Приют в гостинице давался всякому.

Таверны предлагали еду, напитки и ночлег. К столу подавали сыр из козьего молока, ячменный хлеб, капусту, горох, бобы и чечевицу. Если подавали мясо, то это обычно была козлятина, свинина, баранина. Еще можно было попробовать фиги, оливки, сырное печенье и медовые булочки. Из практических соображений таверны располагались около храмов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животных приносили в таверну и съедали. Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком под левой рукой. Во время еды гостей развлекали музыканты. В некоторых тавернах имелись небольшие сцены для театральных представлений.

Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами.

Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении налогов, торговли, суда и всякого рода почетных привилегий. Институт проксении получил в Греции очень широкое распространение и лег в основу всех последующихмеждународных связей древнего мира. Все чужестранцы, проживающие в каком-нибудь городе, даже изгнанники, находились под покровительством божества - Зевса-Ксения (гостеприимца).

В Римской империи повсеместно стали возникать частные постоялые дворы и заезды. Это было связано с появлением развитой сетью транспортных дорог, подразделявшихся на две категории: дороги I категории находились в ведении государства (их протяженность составляла около 90 тыс. км), а дороги II категории находились в ведении магистратов (протяженность - около 20 тыс. км). Существенной принадлежностью этих дорог была сеть почтовых станций, где путешествующие по государственной надобности могли менять лошадей или мулов, а также получать пищу и ночлег. На этих станциях можно было заказать услуги гида, составить маршрут, получить карту с описанием достопримечательностей и даже заказать морское путешествие.

По причине низкого уровня обслуживания и комфорта в приютах (гостиницах) для путников останавливались лишь в том случае, когда отсутствовала возможность разместиться у знакомых или родственников.

Репутация владельцев частных постоялых дворов была даже хуже, чем у владельцев таверн. Их часто обвиняли в мошенничестве и темных делах, а владелиц-женщин иногда обвиняли в колдовстве.

Таверны римского периода можно было узнать по колоннам, опоясанным цепью фляг, и красным колбасам, висящим вдоль стен. Внутри полы были украшены яркой мозаикой, стены оживляли картины. Уже существовало подразделение на таверны для патрициев и плебеев.

После введения регулярного государственного почтового сообщения (в период правления императора Октавиана с 63 г. до н.э.) появились государственные постоялые дворы. Государство устраивало дворы в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии или Галлии. Государственные постоялые дворы были удалены друг от друга на расстояние одного дня поездки на лошади. По мере завоевания новых территорий и расширения Римской империи ее обычаи, хозяйственная и организационная структуры применялись в новых провинциях и покоренных странах.

Надежность заведений, предоставляющих путешественникам приют, питание и ночлег, выступала объектом особой заинтересованности со стороны государства. Например, в своде римских законов была предусмотрена ответственность гостиницы за вещи гостя.

В основу организации гостиничного дела в Римской империи была положена разработанная властями классификация гостиниц: только для патрициев (мансион) и для плебеев (стабулярии). Римская гостиница представляла собой комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это и комнаты для размещения путешествующих, и складские помещения, конюшни, лавки, мастерские и т. д. В зимнее время помещения обогревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным документам, выдаваемым государственными властями.

По мере развития хозяйственных отношений в Римской империи требования путешествующих к условиям проживания и их обслуживанию возрастали. Следствием этого стало появление благоустроенных и богатых постоялых дворов, где имелись бани, массажные, прачечные и чистка обуви. За порядком, чистотой и соблюдением законности при предоставлении услуг наблюдали уполномоченные чиновники - эдилы. Постоялые дворы обязаны были вести список гостей и бухгалтерию.

На Востоке (в Сирии, Палестине, Египте, Вавилоне) для пресечения нападений на купцов и обеспечения безопасного проезда по дорогам повсеместно создавались караван-сараи.

Караван представлял собой большое общество путешественников или купцов, объединявшихся для взаимной помощи с целью торговли или паломничества. В караване насчитывалось иногда более тысячи верблюдов или других вьючных животных.

Наиболее известны маршруты караванов из Африки и Сирии в Мекку. Первый формировался в Каире или Александрии, последний — в Дамаске.

В мусульманских странах в караван-сараях путникам и их вьючным животным предоставляли кров и пищу в течение трех дней за счет казны. По истечении этого срока путник должен был или платить за проживание и предоставленное ему обслуживание, или отправляться далее.

Типичный караван-сарай состоял из внутреннего дворика для животных и простых комнат для путешественников. Наиболее распространенными были два типа караван-сараев: зальные и с внутренним двором. Зальные караван-capаи представляют собой прямоугольные здания, разделенные на нефы. Средний неф предназначался для людей и товаров, а в боковых нефах находились животные. Караван-сараи с внутренним двором - небольшие помещения для размещения людей и хранения товаров, расположенные в один или несколько ярусов и открытые во внутренний двор, животные находились во дворе. Караван-сараи располагались повсеместно, т.к. это дело было очень прибыльным. На дорогах они укреплялись оборонительными стенами либо присоединялись к ремесленно-бытовым предместьям и культовым учреждениям.

Особенно широкое распространение караван-сараи получили в IX-XVIII вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли, но с появлением более современных видов транспорта стали терять былое значение.

Т.о., в античные времена основными мотивами передвижений части общества были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение, исполнение государственных (властных) функций. Это способствовало становлению гостиничного хозяйства как в государственной, так и в частной форме.

 

Гостиничное хозяйство в период Средневековья (Европа, Древняя Русь)

 

В Средние века массовые поездки купцов, подмастерьев, духовенства, а также многочисленных пилигримов и паломников дают новое направление в формах предоставления приюта. Сначала этот приют, даваемый монастырями, церковными организациями, княжескими дворами и городскими гильдиями, был бесплатным, ради любви к ближнему.

Основным юридическим актом для последующего периода развития гостиничного дела был эдикт императора Римской империи, Карла Великого (768-814 гг.), налагавший на монастыри и церкви обязанность содержания «госпициев», предоставляющих путешественникам ночлег, питание, лечебную помощь и ванну. Расценок на комнаты не было, однако приветствовались пожертвования.

Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более разносторонние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, похожие на современные.

Постоялые дворы строились не только одно-, двух-, но и трехэтажными.

Твердая уверенность подавляющей массы людей, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, была свойственна еще народам Древнего мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам Зевса, Аполлона, Афины и др. Германцы стекались к священным рощам. Евреи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире паломничество на Восток, где совершались божественные деяния святых, вошло в обыкновение уже в IV в.

Западная церковь различала великое и малое паломничество. К первому, кроме путешествия в Палестину, относили и путешествие в Рим, под вторым подразумевалось посещение местных отечественных святынь.

Большой притягательной силой для всего мусульманского мира была Мекка. Паломники отправлялись туда караванным путем и морем.

С этого времени встречаются путеводители (см. итинерарий) к священным местам с указанием храмов, а также постоялых дворов или госпициев, в которых паломники могут найти временный приют. Госпиции - странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря. Их содержали монахи и братья-прислужники, составляющие отдельные ордены(например, Орден госпитальеров или тамплиеров). Госпиции устраивались в населенных местах, горах, пустошах и давали приют всем странникам.

Паломники не могли останавливаться в частных постоялых дворах из-за их плохой репутации. Поэтому появилось предписание церкви о строительстве специальных постоялых дворов при епархиальных церквях и в местах особого поклонения, что и было осуществлено в IV-V вв.

По мере укрепления феодальной власти появилась необходимость в обеспечении временного пребывания влиятельных государственных лиц. У дорог строились постоялые дворы, предназначенные для государственных служащих.

С развитием торговых отношений увеличилось число людей, разъезжающих по частным делам, в связи с этим появились частные постоялые дворы. Самый старый из них, «У дерущегося петуха», был построен в Англии в 795 г.

Центром международной торговли в IX-XI вв. являлся Константинополь, куда съезжались купцы с севера и юга - болгары, армяне, русские, арабы, итальянцы, отсюда товары распространялись по всей Европе.

Для приюта прибывавших в город строились гостиные дворы.

Созданию гостиных дворов способствовали и ярмарки (например, в Сен-Дени во Франции или в Кёльне и Майнце в германских княжествах и т.д.).

В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. На постоялых дворах, где больше шла торговля вином, хозяин часто держал специальную комнату для ночевки гостей. Постоялые дворы обычно располагались на пересечении важных торговых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша.

Крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. и продолжавшиеся последующие 200 лет, были связаны с социальной революцией, охватившей многие государства Запада. Помимо всего прочего, они помогли организовать торговлю, что привело к подъему среднего класса.

Косвенно Крестовые походы способствовали воскрешению постоялых дворов, возникших впервые в северной Италии. Гостиничное дело стало там основательным бизнесом. Гильдии владельцев постоялых дворов процветали, устанавливая правила и уставы для своих членов и гостей. Например, во Флоренции в 1282 г. гильдия владельцев постоялых дворов контролировала этот бизнес до такой степени, что городские чиновники опрашивали путешественников прямо у городских ворот и направляли их в гильдию, где их распределяли по разным гостиницам.

Гостиничное дело в России возникло со становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совершения всевозможных поездок, межгосударственными взаимодействиями и т.д.

С XI в. в древнерусском языке появляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, оказавшиеся в древнерусских княжествах по делам торговли, нуждались в местах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» на Руси придавалось большое государственное значение.

В домонгольский период (раннее Средневековье) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья. Местом торгового взаимодействия русских и восточных купцов являлся город Булгар. Сюда прибывали восточные купцы с тканями, ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кож.

Сношения со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным сообщением. Волго-Каспийским путем следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом служил порт Абаскун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Существовала также сухопутная дорога, связывавшая Булгар с Хорезмом.

Система этих торговых путей была связана сетью караван-сараев. Они появляются уже на рубеже XII-XIII вв., на расстоянии одного караванного перехода друг от друга (20-25 км), а в некоторых городах, например, Булгаре, Бухаре, Самарканде, Баку, и в более ранний период.

В период монголо-татарского нашествия, в ХII-ХIII вв., несмотря на тяжелые условия ига и незатухающие княжеские междоусобицы, в России появляются зачатки будущих гостиниц. Это было связано с заимствованием монгольских традиций в данной области.

Обширные владения монголов требовали хорошо налаженной связи с покоренными землями, которая осуществлялась ханскими гонцами, нуждающимися в периодическом отдыхе и ночлеге.

В самой Монгольской империи существовала четко налаженная система путей сообщения. Во все крупные провинции шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км друг от друга в населенных и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии - «ямбы». При каждой ямбе были конюшни на 200-400 лошадей. В пустынных местностях иногда вместо лошадей содержались верблюды. Смотритель при доме-ямбе следил за тем, чтобы лошади всегда были наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой располагались подстанции. Они предназначались для гонцов-пешеходов, которые не могли проходить в день более 21 км. Сеть ямбов покрывала все владения монголов.

На Руси «ямбы» трансформировались в «ямы», которые и явились предшественниками гостиниц. В ямах отдыхали, меняли лошадей. Ямская служба впоследствии также была заимствована русскими у монголов. В XV в. завершилась ее централизация и был создан Ямской приказ, под началом которого создавались ямские станции, организовывалась тягловая повинность, а также управление ямщиками всей Руси.

Развитие торговых отношений Руси с соседскими странами и паломничество к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов разной степени комфортности с учетом социального положения путешественников, местами ночлега и питания. Образовалась своеобразная система сервиса, во многом сходная с западноевропейской моделью того периода.

Типичный тому пример, появление гостеприимных заведений для иностранных купцов - гостиных дворов. Гостиный двор - древнерусское название сооружений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей.

Впервые такие дворы появились в Новгороде, который находился на пересечении крупных торговых путей. Образцом служили одноименные заведения на Западе.

Особенностью гостиного двора было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили. Он получил характер иностранной колонии, пользовавшейся полной внутренней автономией от местных властей. В более поздний период гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились в центральные городские рынки, в торговые ряды, открытые для всех.

Наряду с гостиными дворами иностранных купцов, с XVI в. в Новгороде возникают гостиные дворы русских купцов из других земель (например, псковский, тверской и др.). В дальнейшем, в царской России большинство гостиных дворов было сосредоточено в крупных торговых и промышленных городах (Москва, Петербург, Нижний Новгород и др.). При их создании строго учитывался национальный признак.

Так, с восшествием на престол Бориса Годунова немецкое купечество организовало в 1603 г. посольство в Россию с просьбой: открыть гостиные дворы, кроме Новгорода, в Москве, Пскове, Твери, Иван-городе, Киеве и т.д. Переговоры увенчались успехом и немецкие купцы получили жалованную грамоту с разрешением устраивать гостиные дворы с необходимыми подсобными постройками в указанных городах.

Т.о., в период Средневековья усиливается религиозный фактор посещения определенных мест — паломничество к святыням христианства и мусульманства, что способствовало возникновению гостиниц при монастырях и в наиболее популярных местах поклонения. Кроме того, увеличение товарных потоков и возникновение городов приводит к появлению подобных заведений при городских гильдиях и торговых центрах.

История развития гостиничного хозяйства в XVIII в. (Европа, США)

 

Развития гостиничного дела в XVIII в. было динамичным и экстенсивным по своему характеру во многих странах Европы.

Самые ранние постоялые дворы в Англии придерживались традиций пивных. Люди собирались в этих заведениях, чтобы пообщаться, выпить и обсудить насущные проблемы.

Гостиницы сосредотачивались в крупных городах по всей Европе, на перекрестках и около переправ. Постоялый двор обслуживал всех проезжих, хотя состоятельные люди, которые путешествовали в своем собственном экипаже или верхом, туда редко заходили, а бедняков, которые путешествовали пешком, туда старались не пускать. Строго соблюдались социальные различия при обхождении с каждым постояльцем.

Здания гостиниц были больше похожи на пристанища с минимумом мебели и удобств. В главной комнате вдоль стен были разложены матрацы, на которых постояльцы спали. Большинство гостей привозили еду с собой, т.к. питание было низкого качества и плохо организовано. Бедняки обычно ели вместе с хозяином постоялого двора и его семьей на кухне. Им подавали простую пищу без права выбора, но за минимальную цену («table d'hote», т.е. «хозяйский стол»). Состоятельные люди обслуживались в столовой или у себя в комнате. Они могли заказывать для себя специальные блюда из имеющихся у хозяина продуктов — «a la carte», — и заходить на кухню проследить, чтобы все приготовили как надо.

Английское законодательство провозгласило гостиницы общественными заведениями, наложив на их владельцев ответственность за благополучие путешественников. Владелец гостиницы имел не только право принимать постояльцев, но и определенные обязанности (например, обеспечение безопасности гостя и его имущества).

К XV веку некоторые гостиницы состояли уже из 20-30-ти комнат, часто имелись винный подвал, кладовая, кухня, конюшня с лошадьми. Комнаты для гостей назывались номерами. Самая большая и длинная комната с массивным камином служила местом проведения собраний, банкетов и танцев.

Английская гостиница была местом занятий разнообразными видами спорта, играми, также практиковались петушиные бои, травля медведей и быков собаками и т.д. Во многих гостиницах были сад и лужайка для спортивных игр. Однако главным времяпрепровождением считалось употребление пива, эля, вина, а позднее джина.

Меню таверн при гостиницах состояло в основном из мяса и эля, овощи употреблялись мало. Часто гостиницы имели пивоварни и варили собственное пиво.

В некоторых гостиницах были открытые галереи, на которые можно было подниматься по наружной лестнице, со временем их стали ограждать от непогоды. Путешествующие труппы актеров часто давали представления в гостиничных двориках (см. инны). Публика сидела на окружающих дворгалереях. Стойла для лошадей, помещения для упряжки находились во внутреннем дворике. В более крупных гостиницах под конюшней было помещение для посыльных, разносивших почту.

В 1539 г. английский династ Генрих VIII постановил, что церковные земли должны быть отделены от них или проданы, и роль церквей как пристанища для путешественников исчезла. Результатом этого решения стало процветание гостиничного дела. Теперь паломники, которые передвигались по главным дорогам к большим соборам, не могли останавливаться в приютах при аббатствах или монастырях. Это вынуждало их размещаться в гостиницах, где принимали и кормили всех в соответствии с их положением. Путешественник мог встретиться с разным уровнем обслуживания и качеством проживания в гостинице, не покидая Европы. В этом смысле английские гостиницы являлись своего рода стандартом того периода.

Постоялые дворы в других странах Европе далеко уступали английским по всем показателям. Даже во Франции, стране, уже тогда известной своими высокими стандартами обслуживания, постоялые дворы отличались безобразным качеством пищи и кишели насекомыми.

Американские постоялые дворы и таверны копировали соответствующие английские заведения. Их число увеличивалось, по мере того как европейские переселенцы осваивали все новые и новые территории. Все это были однотипные строения, используемые как жилище для хозяев, и как временное пристанище для путешественников. Здесь колонисты любили собираться, чтобы узнать последние новости, провести собрание, заключить деловую сделку. Первый постоялый двор появился в Америке в 1607 г., а одна из первых известных американских таверн - Stadt Huys была открыта в 1642 г. в Новом Амстердаме (Нью-Йорке).

В XVI в. на привычки Западной Европы стали оказывать влияние различные экзотические продукты, являвшиеся предметом экспорта из Азии, Индии и Южной Америки, и прежде всего: кофе, чай и шоколад. Впервые за всю свою историю Европа нашла альтернативу алкоголю. Все три завезенных продукта - стимуляторы, все завариваются горячей кипяченой водой, что освобождало от серьезной тогда проблемы болезней, передающихся через воду; и все три требуют обильного количества сахара. Стимулирующее свойство сделало кофеин и теобромин - близкий родич кофеина в чае - идеальными наркотиками для промышленной революции: они обеспечивали подъем энергии, давая людям возможность продолжать утомительную монотонную работу, требующую сосредоточенности. Возникают кофейни, предшественницы современных кафе, которые скоро стали центрами общественной и культурной жизни своего времени.

Развитию гостиничного хозяйства в Европе способствовало, кроме всего прочего, отсутствие налаженной почтовой системы. Отдельные гостиницы должны были иметь конюшни и лошадей для их использования королевской почтой. Так появились почтовые гостиницы, расцвет которых приходится на XVIII – нач. XIX вв.

В 1784 г. английский Парламент уполномочил кареты перевозить правительственную почту. До этого ее перевозили посыльные верхом на лошадях, передвигаясь по плохим дорогам. Была установлена национальная почтовая система, и многие гостиницы стали использоваться исключительно как почтовые.

Совершенствование средств передвижения в XVIII в. привело к активизации перемещений и росту числа гостиничных заведений, т.к. немалая доля их бизнеса заключалась в предоставлении лошадей для карет.

Почтовые кареты набирали столько пассажиров, сколько можно было втиснуть на крышу и внутрь кареты, багаж привязывали на крыше.

Состоятельный путешественник, желающий совершить поездку с комфортом, мог путешествовать в почтовом фаэтоне или нанять частный экипаж. Когда в 1838 г. английский Парламент разрешил перевозить почту по железной дороге, эра почтовых карет завершилась.

За весь период XVIII в. строительство дорог и каналов успешно осуществлялось в большинстве стран Европы, увеличивалась их протяженность. Это стало еще одной причиной постоянного сокращения времени на путешествия и стоимости самих перевозок.

Т.о., в эпохи Ренессанса и Просвещения произошло некоторое ослабление религиозных мотивов передвижений, на первое место выходят мотивы индивидуального характер, частный интерес и образовательная направленность поездок. Увеличение количества дорог и поездок привело к активизации развития гостиничного хозяйства в большинстве европейских стран. В XVIII в. гостиницы и постоялые дворы становятся не только местом приюта для усталых путников, но и центрами общественной жизни.

 

Гостиничное хозяйство в XIX в. (Англия, Франция, США)

 

XIX в. в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации, важнейшими признаками которой явились: внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание двигателя внутреннего сгорания, развитие сети железнодорожных путей, океанского самолета, развитие электроэнергетики и т.д.

Дальнейшее развитие различных форм путешествий создавало постоянно растущие потребности в предприятиях, предоставляющих ночлег и питание. Возникли большие современные гостиницы, размещенные в специально для этой цели построенных зданиях по типу частных резиденций или же великолепных государственных особняков - отели.

Изначально во Франции название «отель» обозначало городской дворец или здание дворцового типа, предусмотренное для размещения в нем важных гостей. Впоследствии это название было перенесено на гостиницы, предоставляющие широкий набор услуг и высокий уровень комфорта. Отель стал доступен каждому путешествующему, имеющему достаточное количество денег.

Столь резкий качественный скачок в развитии гостиничного хозяйства стал следствием роста запросов гостиничной клиентуры, которая в XIX в. была преимущественно богатой. Возникают своего рода огромные гостиничные комбинаты с находящимися при них фешенебельными ресторанами и кафе.

Расширяется сеть современных гостиниц и пансионатов на курортах, в спортивных центрах, здравницах и т.д. Гостиничное дело из ремесла начинает превращаться в важную отрасль экономической деятельности, приносящую большие и стабильные доходы.

Приток состоятельных англичан и американцев в Европу изменил традиционную культуру гостиничных услуг: они приобретают все более унифицированный и стандартизированный характер. В Европе (прежде всего, в Швейцарии) начинают строить современные гостиницы с высоким уровнем комфорта. На смену традиционным гостиницам со скромными названиями («Английский двор», «Старая почта» и т. п.) появляются роскошные отели под звучными именами: «Метрополь», «Савой», «Гранд-Отель» и т.д., лишенные какой-либо связи с местными традициями и национальной специфики.

В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию. Возможность выбирать место отдыха часто зависела от наличия гостиниц и их комфортабельности. Это обусловило резкое увеличение числа гостиниц не только в Европе, но и на Ближнем Востоке, северной части африканского континента, Северной Америке и достигло своего апогея к кон. XIX – нач. XX вв.

Объединяло всех этих путешественников то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. При этом низы общества оставались в стороне от этой жизни, полной развлечений и удовольствий.

В этот уникальный период сосуществовали старые традиции путешествий с определенной культурой и мироощущением, и новые формы гостиничного сервиса, связанные с индустриализацией общества. К XIX в. во многих странах Восточной и Южной Европы (Италия, Испания и др.) еще сохранялись старые, «доиндустриальные» формы быта и культуры, при которых любое путешествие представлялось ценным само по себе и уровень гостиничного комфорта не был столь важен. Другое дело, образ жизни, характерный для индустриального общества, который уже сформировался в Англии и США. Согласно индустриальному типу, путешествие должно быть прежде всего комфортным, путешественник платит деньги, главным образом, за удобства и качество услуг определенной гостиницы. Поэтому для него гостиничные услуги были прежде всего товаром, качество которого должно соответствовать цене.

Технический прогресс привел к расширению и модернизации сферы гостиничных услуг. Гостиничный бизнес начинает действовать как самостоятельный фактор развития туризма, формируя для себя рынки сбыта гостиничного продукта.

Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII-XIX вв. в ведущих европейских державах внесли коренные изменения в экономическую жизнь общества. Произошло значительное увеличение рабочего времени по сравнению с античностью и средними веками. В результате развития фабричного способа производства оформилось четкое разграничение рабочего времени, отчужденного от человека, и свободного времени, находящегося в его полном распоряжении.

Важнейшую роль в строительстве предприятий гостинично-ресторанного сервиса сыграли революционные изменения в развитии транспорта, совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это стало важным фактором массового передвижения населения. Надежность и скорость передвижения при снижении расходов на них потребовали для обеспечения ночлегом и питанием путешественников создания специализированных предприятий гостинично-ресторанной отрасли.

Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в сер. XIX в. возникают крупные пароходные компании.

Во втор. пол. XIX в. индустрия гостеприимства расширяет свою сферу: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок. Это стало следствием научно-технического прогресса и социальной борьбы трудящихся, а также растущего благосостояния общества. Происходит постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного, вводятся гарантированные отпуска.

Отвечая запросам возросшего количества клиентуры, гостиницы повсеместно, особенно в курортных местностях, предлагали различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям, а иногда и одно-двухдневные туристические маршруты. С 1862 г. начинают выходить каталоги туристических поездок, в которых местам размещения давались подробные описания и характеристики.

Общим задачам гостиничного движения, созданию единой классификации гостиниц и иным важным вопросам этой отрасли служил Международный Союз владельцев гостиниц, объединивший 1700 гостиниц в различных странах мира.

В Америке качественные изменения в развитии гостиничного хозяйства, его коммерционализация стали происходить еще в кон. XVIII в. В 1794 г. появилась первая коммерческая гостиница, построенная исключительно с целью обслуживания клиентов, - «Сити Отель» в Нью-Йорке. Все помещения - как для отдыха, так и для принятия пищи - носили коммунальный характер. Она стала прототипом для строительства подобных гостиниц и в других городах США.

В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт», первый в стране отель первого класса, который явился по сути детонатором гостиничного бума в США.

К кон. XIX в. уже были распространенными два типа гостиничных предприятий - большие роскошные отели и маленькие устаревшие гостиницы. Все эти гостиницы строились вблизи городских транспортных узлов, главным образом железнодорожных (см. «Дома Харвея»).

Современный отель стал своего рода сплавом европейской традиции и американских нововведений. Примером этому может служить т.н. «Европейский план» организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не за комнату и питание, а только за комнату, чтобы иметь возможность заказывать блюда а la carte в ресторане отеля или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится.

Т.о., XIX в. стал переломным в развитии гостиничного хозяйства. Начался период массового строительства как небольших гостиниц, рассчитанных на приток массовых туристов со скромными доходами, так и дворов-отелей повышенной комфортности для притязательной публики по всей Европе и в Америке. Все убыстряющиеся темпы общественного развития диктовали свои условия индустрии гостеприимства.

 

Развитие гостиничного хозяйства в Российской империи в XVII -XIX вв.

 

На протяжении XVII - XIX вв. в России продолжали сохраняться уже существующие виды различного рода постоялых и гостиничных дворов. Тем не менее с развитием общества, с движением научно-технического прогресса начинают образовываться более современные, соответствующие требованиям эпохи формы гостиничной индустрии. Так, модернизации подвергаются гостиные дворы, на территории которых строились ряды лавок, торговых помещений и складов, объединенных крытыми галереями. В XVII в. сооружение таких дворов дополняли прямоугольные площадки, обнесенные стенами с башнями и проездными воротами. В XVIII в. гостиные дворы строились с открытыми на улицу арками и колоннами (например, в Санкт-Петербурге, Калуге, Архангельске).

Еще в XVI в. одним из основных торговых центров стал Киев. Через него проходили торговые пути из Польши, Крыма, Турции, Молдавии, Греции, Венгрии и других стран Европы в Московское государство. Для купцов из этих стран устраивались специальные гостиные дворы, очень похожие на новгородские.

При монастырях, святых местах и других объектах поклонения строились гостиницы для паломников, которых часто не хватало из-за массового наплыва верующих со всей территории России и других стран.

Вдоль трактов и более менее крупных дорог стояли лачуги, пивные, кабаки (см. корчма), постоялые дворы и почтовые станции.

Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, вызвала массовые перемещения населения. Толпы бывших крепостных передвигались по неблагоустроенным дорогам в поисках работы и жилья. Для предоставления ночлега приезжего люда предусматривалось строительство почтовых станций.

Почтовые станции состояли из двух связанных изб. Изба, которая предназначалась для приезжих, была с печью, трубой, стеклянными окошками и небольшой перегородкой. В ней стояли стол, лавки с примостками и простая кровать. Другая изба - с окошками, печью, нарами на пол-избы, но меньшего размера располагалась через сени. В ней размещалась охрана (смотритель, солдаты, казаки). Во внутреннем крытом дворе находился амбар для хранения продовольственного запаса и конюшни для почтовых лошадей, приезжих повозок и подвод, амбар для хранения упряжи. Все было огорожено забором или плетнем.

Почтовые станции находились на расстоянии 1-2-х дней пути друг от друга между городами по почтовым трактам, предоставляя ночлег простому люду, путешествующим чиновникам по казенным, частным и служебным делам. Приезжие могли приобрести билеты как за прогоны, так и без, на обывательской лошади (см. подорожная).

Путешествие в почтовой карете было занятием безрадостным, т.к. начиналось рано утром, обычно до восхода солнца, продолжалось до поздней ночи, и нередко было совсем не безопасным. К тому же передвижение затруднялось из-за капризной погоды, темноты, разливающихся рек, грязи, плохих дорог. Одна пара лошадей везла карету от станции до станции, и на каждой их приходилось менять. Запряжка лошадей длилась от 1, 5 до 2, 5 часов. Как и на Западе, немалую долю прибыли российских почтовых станций составляло предоставление лошадей для карет путешествующим или совершающим служебные поездки. На некоторых почтовых станциях лошадей было вдостатке, в среднем до 5-ти голов, но часто лошади были искалечены, не хватало сена, овса и других кормов.

Внутреннее убранство станций не отличалось комфортом: полуполоманная мебель, убогая обстановка, смрад. Станционные комнаты отапливались остатками сена и поэтому прогревались только до 2-3 °С тепла, заполнялись дымом, который резал глаза.

Наряду с почтовыми станциями, заезжими, постоялыми дворами, широкое распространение в России получили трактирные заведения двух разрядов. К трактирным заведениям низшего разряда относились харчевни, погреба, пивные погреба и лавки, кабаки, позже получившие название питейных заведений. Пьянство, широко распространенное в этот период во многих странах, представляло для России особую проблему, т.к. зачастую было тесно связано с различными противоправными действиями. Поэтому питейные заведения находились под скрытым контролем государственных властей.

Вообще хозяин, не употчевавший своих гостей, считался неласковым, и с ним не хотели знаться. Благовидной причиной для опьянения служили тосты за здравие государя, потом государыни, за каждое царственное лицо, патриарха, знаменитых сановников, за победоносное оружие и, наконец, за каждого из присутствующих. Не опорожнить за здоровье каждого кубок вина, значило иметь неуважение к дому, не желать ему добра, а также и тому, за чье здоровье отказывались пить. Хозяин начинал первым и неотступной просьбой заставлял выпивать всё до капли.

В трактирных заведения высшего разряда помещения сдавались внаем по свободной цене. В них законом не запрещались азартные игры (кости, карты) и музыка. Трактиры высшего разряда группировались обычно в центре города и принадлежали богатым владельцам, чаще купцам.

К кон. XIX в. основную базу гостиничного хозяйства в России составляли трактирные заведения, меблированные комнаты, постоялые и заезжие дворы, рассчитанные на непритязательную публику. Открытие новых трактирных или питейных заведений происходило по патенту в определенном месте городского массива с соблюдением общегосударственных правил торговли.

Самым дешевым приютом для простого народа служили постоялые дворы, содержавшиеся частными лицами. С проезжающих брали пошлину - постоялое, которая шла в городскую казну. Содержатели постоялых дворов, в свою очередь, платили годовой акциз в городской доход.

С кон. XVIII в. при постоялых дворах повсеместно стали строить харчевни для обеспечения пропитания проезжающих. Из доходов каждой из харчевен в пользу городской казны также сдавался сбор.

Для размещения бедноты предоставлялись приюты, ночлежные дома двух категорий. Первые содержались частными лицами с коммерческой целью, вторые - учреждались общественностью с благотворительными целями. Ночлежные дома были открыты с 19-ти часов вечера до 6-ти утра. За 5 копеек можно было получить полфунта хлеба, похлебку, а утром - кружку чая и кусок сахара.

В этот период происходило существенное расслоение российского общества, когда, наряду с растущим количеством бедноты и бездомных, возникла прослойка богатых предпринимателей. Купцы покупали и строили жилье, создавали свой бизнес. Постепенно происходило передвижение населения в центр России, а вместе с ним и развитие торговли, ресторанного и гостиничного дела.

Понимая, что гостиничный бизнес - наиболее рентабельная сфера деятельности, приносящая быстрые и высокие доходы, богатое купечество и предприниматели начали строить небольшие одноэтажные гостиницы, арендная плата за которые шла в местное казначейство. Любая частная гостиница предоставляла ночлег, защиту от бандитов, развлечения, еду. Почти при каждой был кабак, наподобие современной закусочной.

В сер. XIX в. Российская империя вступила в полосу индустриального строительства. Этот факт радикально повлиял на оживление торговли, деятельность населения, приток средств, строительство городских и сельских объектов. Широкое распространение получило строительство кабаков, корчм, харчевен, постоялых дворов, сдаваемых со столом для приезжих. Как правило, они принадлежали частным владельцам и, кроме обычных платежей, платили особый сбор в пользу городской казны.

В связи с назревшими требованиями жизни и многочисленными запросами гостиничной клиентуры богатые предприниматели, купцы стали строить гостиницы высокого класса с роскошно обставленными номерами, прекрасными ресторанами и широкой развлекательной программой (например, танцами, концертами и живым оркестром). В каждом номере имелся водопровод, ванная, водяное отопление, иногда даже лифт.

Различные религиозные мероприятия, крестные ходы продолжали оставаться очень популярными. Это способствовало передвижению большого количества набожного населения в культурных центрах России и использованию для ночлега гостиниц, что приносило последним немалые доходы. Поэтому гостиницы, постоялые дворы размещались вокруг церквей, базаров, в центре города, там, где проводились общественные празднества.

Ярмарки также являлись доходной статьей хозяев постоялых дворов, гостиниц, где размещались купцы.

С повышением уровня жизни росли и требования к содержанию гостиниц. Существовало обязательное постановление о содержании в чистоте постоялых дворов, гостиниц, трактиров, ночлежных домов, погребов, чайных. В случае отступления от санитарных норм хозяин любого из перечисленных заведений должен был заплатить штраф.

В кон. XIX – нач. XX вв. российский гостиничный бизнес уже строился по всем законам европейского стиля. Иностранные предприниматели со своимикапиталами привнесли европейские стандарты в гостиничное хозяйство России, занимая в нем определенный сегмент (например, ресторация Фельета, «Роше де-Канкаль» Борреля, «Hotel du Nord» в Москве и др.).

Мировые тенденции развития экономики заставляли равняться на лучшие центры гостиничной индустрии с их высоким уровнем комфорта. Естественно, что каждая гостиница стремилась быть лучшей, использовала рекламу, привлекала богатыми интерьерами, разнообразными концертными программами с участием русских и зарубежных исполнителей, информацией, подающейся в виде «новостей сезона». Те, кто предпочитал активные виды спорта, использовали гостиницы как место для сборов, чтобы отправиться на рыбалку, охоту на медведей или зайцев.

Т.о., в период XVII - XIX вв. в России сохранялись уже существующие виды гостиничных заведений, которые с течением времени приобрели существенные изменения и дополнялись новыми видами. Гостиницы создавались повсеместно: не только в крупных городах, но и в провинции, портовых городах, сельской местности. Гостиничный бизнес становится прибыльным, т.к. предприниматели за счет высоких цен быстро возвращали вложенный в строительство капитал.

 

Особенности развития гостиничного хозяйства в Советской России и СССР

 

Перед нач. 1917 г. гостиничное хозяйство России пришло в запустенье. Торговля и путешествия практически прекратились. Процессы быстрого и ускоряющегося развития были прерваны, а показатели благосостояния населения стали стремительно падать.

В 1918 г. декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы и переданы в ведение местных органов власти. Гостиничный фонд, доставшийся в наследство от дореволюционной России, в основном состоял из небольших гостиниц. Из-за нехватки жилья городские власти переселяли людей из трущоб в гостиницы, временно превращая их в жилые дома с коридорной системой и без элементарных удобств.

Трудное экономическое положение СССР, хроническое недофинансирование гостиничного хозяйства и полное безразличие к его организации привели отрасль к крайне плачевному состоянию. Материальная база гостиниц была сильно изношена, сервис низким, а всё вместе взятое выливалось в убыточность отрасли и необходимость дотировать её из государственного бюджета.

В 1929 г. было образовано Государственное Акционерное Общество «Интурист», а через 2 года — Всесоюзное Акционерное Общество «Отель», которому были переданы лучшие гостиницы и рестораны в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве и др. крупных городах для обслуживания иностранных туристов. В 1933 г. произошло их объединение во «Всесоюзное Акционерное Общество (ВАО) по иностранному туризму в Союзе ССР - ВАО «Интурист».

Уже в 20-х гг. первых в советской истории иностранных туристов принимали на базе гостиниц «Метрополь», «Националь» в Москве, «Астория», «Европейская» в Ленинграде, которые и сегодня являются не только историческими достопримечательностями, но и действующими предприятиями, пользующимися популярностью среди иностранных туристов, благодаря уюту, чистоте, хорошей кухне и высокому уровню обслуживания.

Рост международного авторитета СССР способствовал установлению контактов крупных зарубежных туристских фирм с ВАО «Интурист» через транспортные компании, бюро по туризму, туристские фирмы. С каждым годом всё большее количество зарубежных гостей посещало Советский Союз.

В 20-30-е гг. был построен ряд крупных гостиниц в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Новосибирске и др. городах. Среди них были большие, хорошо оборудованные по тому времени гостиницы от 250 до 1000 мест. Кроме того, много гостиниц было выстроено различными ведомствами и предприятиями.

Наряду со строительством крупных гостиниц, значительное внимание уделялось строительству небольших типовых проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 г. Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Обстановку номера составляли кровати, стол, стулья, шкаф для одежды и белья; иногда имелась прикроватная тумбочка. Мебель была низкого качества. Помещения освещались плохо, т.к. обычно применялся только один светильник, расположенный в центре потолка. Подобное освещение не создавало правильного светораспределения, рабочий стол и изголовье кровати оставались затемнёнными. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.

Долгое время единых тарифов на услуги гостиниц не существовало. И только в 1934 г. была установлена единая методика исчисления тарифа для всех предприятий гостиничной отрасли.

Ряд постановлений был посвящен улучшению оснащённости гостиничного хозяйства мягким и жёстким инвентарём, мебелью. Так, в 1939 г. была утверждена типовая номенклатура предметов оборудования гостиниц. В зависимости от разряда гостиницы чётко оговаривался перечень мебели, оборудования, мягкого и жёсткого инвентаря для номерного фонда, холлов, вестибюлей, мест общего пользования.

В этом же году был утверждён типовой устав гостиничного треста.

Гостиничный трест представлял собой самостоятельную хозяйственную единицу и действовал на принципах хозяйственного расчёта. На него возлагались хозяйственное управление гостиницами и подсобными предприятиями, организация их капитального и текущего ремонта, распределение лимитов, проведение мероприятий по улучшению состояния гостиниц и обслуживания проживающих в них граждан и т. д.

В дополнение к уставу гостиничного треста утверждался типовой устав гостиницы. Согласно этому документу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.

Сер. 30-х - нач. 40-х гг. характеризовались усиленным развитием строительства в сфере промышленности, сельского хозяйства и пр., в том числе, и гостиничного сектора. Повышаются требования как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера. Это стало свидетельством возникновения принципиально нового подхода к строительству гостиниц.

Наряду со строительством уникальных высоко архитектурных зданий гостиниц, в этот период были спроектированы и построены типовые гостиницы по заранее продуманной программе с расширенным составом помещений, рассчитанные на более полное обслуживание приезжающих.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб гостиничному хозяйству и прервала развитие иностранного туризма в СССР. ВАО «Интурист» продолжало свою деятельность лишь в крайне ограниченных рамках, обеспечивая обслуживание посольств, миссий, торговых, дипломатических и военных представителей. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде, «Приморская» в Сочи и др.) во время войны были переоборудованы в госпитали.

В 1943 г. было организовано Главное управление гостиничного хозяйства. Все коммунальные гостиницы выделялись из системы жилищного хозяйства, предусматривались оперативные меры быстрого ремонта разрушенного хозяйства гостиниц, их мебели, оборудования, инвентаря и т.д.

В 1945 г. были введены типовые штаты и штатные нормативы гостиниц и домов приезжих. Целью этих документов стало улучшение работы гостиничных предприятий, повышение их рентабельности. Также предусматривались показатели для гостиниц повышенного типа обслуживания (например, по уровню оснащённости мебелью, сервису и пр.).

Для упорядочения взаимоотношений между проживающими в гостинице гражданами и обслуживающим персоналом в 1946 г. были введены Правила внутреннего распорядка в гостиницах. Этот нормативный документ, положенный в основу гостиничной технологии в СССР, неоднократно пересматривался, и частично используется до сих пор.

Важными нормативными документами, призванными существенно улучшить обслуживание граждан в гостиницах, стали типовые должностные инструкции для среднего и младшего обслуживающего персонала коммунальных гостиниц (утверждены в 1948 г.). Типовые должностные инструкции предусматривались для дежурных администраторов, портье, паспортистов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц и т. д.

В 50-е гг. было построено много гостиниц в разных городах страны: Ленинграде, Киеве, Риге, Курске и др. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность, зачастую пренебрегая необходимостью создания удобств и требованиями экономики.

С развитием народного хозяйства, успешным выполнением пятилетних планов росла и подвижность населения, отечественный и зарубежный туризм, расширялись экономические и культурные связи с зарубежными странами. Одновременно назрела потребность в увеличении гостиничного фонда СССР. Решением этой проблемы стало строительство высотных, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиниц на 1 тыс. мест каждая (в основном, в Москве и республиканских столицах).

Наряду с гостиницами общего типа, в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей на базе Государственного Комитета СССР по иностранному туризму и экскурсиям ВЦСПС, Бюро Международного молодёжного туризма «Спутник», Министерства гражданской авиации СССР и др.

Международная обстановка, сложившаяся в послевоенный период, сдерживала развитие иностранного туризма. Кроме того, огромный ущерб, нанесённый войной всему народному хозяйству, сказался и на материальной базе гостиничной индустрии. Во многих районах страны база приёма и размещения не отвечала современным требованиям. Однако огромная работа по восстановлению разрушенного войной хозяйства способствовала тому, что уже к сер. 50-х гг. в СССР были созданы необходимые условия для возобновления и развития туризма, в том числе и иностранного.

Новые цели туризма и задачи в области укрепления научно-технических, экономических, культурных и другие связей Советского Союза требовали расширения функций ВАО «Интурист». На него была возложена задача не только привлечения иностранных туристов в СССР и обеспечения приёма и обслуживания, но и организация туристских поездок советских граждан в другие страны, т.е. теперь ВАО «Интурист» выступал в качестве покупателя туристских услуг на международном рынке.

Постоянный рост международных туристских связей требовал значительного расширения базы размещения и обслуживания, новых форм туризма и туристских маршрутов, подбора, подготовки кадров и повышения ихквалификации, строительства новых гостиничных предприятий, привлечения новых ведомств к участию в организации разностороннего ознакомления туристов с государством и его гражданами.

Для ускорения развития иностранного туризма и улучшения всей работы по выполнению стоящих задач в области туризма и гостиничного хозяйства в 1964 г. ВАО «Интурист» был выведен из системы Министерства внешней торговли СССР и передан специальному государственному органу - Управлению по иностранному туризму при Совете Министров СССР, а также учреждены Коллегия и Совет по туризму из представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций.

С сер. 60-х гг. начинают выделяться крупные суммы на проектирование и строительство комфортабельных, современных предприятий - гостиниц, ресторанов, мотелей, кемпингов; сооружён ряд объектов в городах, наиболее посещаемых советскими и иностранными туристами.

В 70-80-е гг. темпы строительства в гостиничном секторе увеличились, произошло укрупнение проектируемых объектов. Введен в строй ряд крупных гостиничных комплексов в центральных городах России, городах «Золотого кольца», ряде древних исторических центров - Суздале, Новгороде, Пскове, Карелии, Архангельской и Мурманской областях, а также на Соловецких островах. Учитывая возрастающий поток иностранных туристов материальная база Госкоминтуриста СССР развивалась и совершенствовалась.

Вопросами приема и обслуживания иностранных туристов и поездок советских граждан за границу, помимо Интуриста, занималось также бюро международного молодёжного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, созданное в 1958 г. Наиболее крупным владельцем предприятий гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, пансионаты) являлся Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС.

В союзных и автономных республиках имелись аналогичные республиканские советы, в краях и областях - краевые и областные советы, а в Москве, Ленинграде и Киеве — городские советы по туризму и экскурсиям. Часть гостиниц принадлежала отдельным предприятиям учреждениям: Аэрофлоту, Автотрансагенству, Спорткомитету, Министерствам.

К сер.80-х гг. уровень гостиничной базы в СССР составлял в среднем 2, 5 места в гостиницах, мотелях и общежитиях для приезжих на каждую тыс. жителей (для сравнения, в Латвии - 3, 9; РСФСР – 3; Азербайджане и Узбекистане – 1, 2; а в Чехословакии - 14, 2; Болгарии – 12, 3 места и т.д.).

Численность гостиничных мест как показатель развития гостиничной базы на тот же период была наиболее высокой в столичных городах Союза: в Москве - 64023 место (7, 4 места на тыс. жителей), в Киеве - 16291 место (6, 3), в Таллинне - 34115 мест (7, 1) и т.д. Для сравнения, в Лондоне на это время имелось 140 тыс. гостиничных мест, в Париже - 130 тыс., в Нью-Йорке - около 200 тыс. и пр.

Гостиничное хозяйство Советского Союза насчитывало около 700 тыс. мест. Из них 241 тыс. принадлежало ВЦСПС, 55 тыс. мест - Госкоминтуристу, 100 тыс. имело Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ.

К нач. 90-х гг. гостиничный комплекс СССР представлял собой довольно развитый сектор народного хозяйства с разветвлённой сетью предприятий размещения, отдыха и рекреации. Тем не менее гостиницы не всегда могли принять поток желающих посетить то или иное место, особенно в столице и крупных городах.

Динамика роста гостиничных мест в Советском Союзе выглядела следующим образом: в 1941 г. на 1 тыс. жителей городского населения было 0, 92 места в гостиницах, в 1945 г. - 0, 74, в 1960 г. - 1, 42, в 1966 г. - 1, 75, в 1969 г. - 2, 7 места, а в 1990 г. - 3, 0. Согласно же нормативам, утверждённым Госстроем СССР, в гостиницах на 1 тыс. жителей должно было приходиться 5 мест.

Проблема нехватки гостиниц возникла еще и оттого, что поток иностранных туристов существенно увеличился. А обеспеченность гостиничными местами заметно отставала от спроса на них. Существовали и объективные исторические причины: кризисные процессы в экономике, общая нестабильность во всех сферах жизнедеятельности общества и т.д.

В переходный период активно развивалось кооперативное движение, в результате которого многие предприятия гостиничного комплекса, ранее принадлежавшие государству, стали частными. Появились кооперативные, заезжие и постоялые дворы, караван-сараи, специальные школьные гостиницы, пансионаты. К сожалению, немногие из них выдержали те суровые условия, которые существовали на тот момент в российской экономике.

К сер. 90-х гг. была разработана комплексная программа развития сферы услуг в России. Эта программа предусматривала поступательное увеличение числа мест в гостиницах как столицы, так и других городов. И лишь в кон. 90-х гг. развернулось строительство новых предприятий - кемпингов, мотелей, общежитий, а также реконструкция старых гостиниц. В этой работе приняли участие многие известные зарубежные фирмы.

Т.о., гостиничное хозяйство в советский период претерпело ряд существенных изменений. Из разрозненной сети мелких гостиниц оно превратилось в мощный комплекс, приносящий государству солидные доходы.

 

В настоящее время гостиничный бизнес − это одна из самых быстро и успешно развивающихся сфер в мире, и в России в том числе. Анализ общего состояния и лидирующих позиций показал, что в мире насчитывается 307 683 отелей различного уровня (с номерным фондом 11 333 199 единиц), наибольшая концентрация которых приходится на Европу и Северную Америку. При этом в мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн. номеров из почти 13 млн. (более 50 % гостиничных номеров в мире). Количество номеров возрастает в мире ежегодно на 10− 15 %. На каждый гостиничный номер приходится примерно один служащий (всего 11, 2 млн. человек). Более 4 млн. служащих работают в гостиничной индустрии США. Решающим при определении доходности гостиницы являются показатели уровня загрузки и тарифной стоимости одного дня проживания. Средняя загрузка гостиниц мира составила 67, 7 %, средний доход на номер − 84, 4 дол. США.

В России, среднегодовая загрузка отелей в настоящий момент составляет 70− 80 % в Москве и 50− 60 % в регионах.

Развитие современных видов туризма, приводит к повышению разнообразия коллективных средств размещений, прежде всего, гостиниц, что приводит к появлению различных подходов к структуризации и сегментации гостиничного хозяйства, согласно которым выделяются различные группы средств размещения.

 

 

В мировом гостиничном фонде можно выделить две главные группы:

- гостиничные предприятия для постоянного проживания, которые еще не распространены в российской практике,

- гостиницы временного проживания, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1) транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки,

2) гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках,

3) гостиницы для отдыха (туристские, курортные)

Появление новых средств размещения значительно повышает привлекательность туристской дестинации и увеличивает поток туристов. От качества сервиса предоставления услуг по размещению зависят такие психологические аспекты туризма, как высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране общая удовлетворенность путешествием.

Для средних и крупных туркомплексов (тургостиниц, полносервисных отелей и др.) со средним и высоким уровнем комфортабельности характерно наличие огромного перечня дополнительных услуг:

§ услуги организаций общественного питания (бар, ресторан, кафе, буфет, пивной бар);

§ магазины (сувенирный, продуктовый), торговые автоматы;

§ инфраструктура развлечений (дискотека, казино, ночной клуб, зал игровых автоматов, бильярдная);

§ экскурсионное обслуживание, услуги гидов-переводчиков;

§ организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.;

§ транспортные услуги






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.