Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как мировоззрение






Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений, идеалов, которые дают более или менее целостное понимание людьми мира, самих себя, своего места в мире и которые определяют их жизненную позицию. Таким образом, структура мировоззрения включает в себя познавательный (знания), аксиологический (оценки), эмоционально-волевой (чувства, убеждения, верования) и практический (поведенческие установки) компоненты. Оно возникает из потребности в общей ориентации человека в мире и складывается в процессе его жизни под воздействием социальной среды, воспитания, обучения, СМИ, профессиональной деятельности и т.д.

Философское знание носит мировоззренческий характер, составляет ядро мировоззрения, но понятие «мировоззрение» шире по объёму, чем понятие «философия», т.к. кроме философского существуют и другие его типы: мифологическое, религиозное, научное.

Напомним: по степени познавательной глубины выделяют два уровня мировоззрения:

обыденно-практическое (житейское), которое формируется стихийно, отражает действительность на уровне повседневных, чувственно-эмоциональных представлений и которое принимает форму мироощущения, мировосприятия и миросозерцания – целостного осознания реальности в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций;

теоретическое – системное, доказательное, логически обоснованное, проверяемое, которое отражает действительность на уровне сущности и закономерности; оно предстаёт как миропонимание – категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, формируемый в ходе профессиональной деятельности учёных, социальных мыслителей, философов.

Таким, исторически первым теоретическим мировоззрением и является философия. Но ещё задолго до её появления люди ставили и решали мировоззренческие вопросы. Историческими предшественниками философии в этом смысле являются мифологическое и религиозное мировоззрение.

Мифология (учение о мифах - «преданиях, сказаниях») – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, такой духовно-практический способ освоения мира первобытными людьми, в основе которого лежит воображение, в котором всё одушевлено, антропоморфно (первобытный человек объясняет мир по своему подобию) и нет ничего невозможного.

Мифы стремятся объяснить, откуда всё возникло: земля, солнце, луна, моря, реки, а также люди и животные. Соответственно выделяют разные виды мифов: космогонические (о возникновении всего существующего), теогонические (о происхождении богов), антропогонические (о происхождении человека) и т.д.

Важнейшее назначение мифа – практическое: санкционировать определённые обычаи, правила поведения, нормы взаимоотношений в рамках родоплеменной общности людей. Миф – это целостное, красочное, чувственно-поэтическое объяснение мира, в котором в синкретическом, нерасчлененном виде содержатся зачатки всех будущих представлений: сказочных, религиозных, научных, нравственных, эстетических, философских…

Дальнейшее развитие мировоззрения связано с формированием религии. В своей первобытной форме религиозное мировоззрение содержится уже в мифах в форме таких племенных религий, как: тотемизм (вера в прародителя рода, например, священного животного), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам, наделяемым свехъестественными свойствами), анимизм (вера в то, что всё существующее имеет душу).

С развитием общества возникают национально-государственные (например, иудаизм, индуизм) и мировые (буддизм, христианство, ислам) религии.

В целом религия (от лат.-«благочестие, набожность, святость») есть такой тип мировоззрения, в котором освоение человеком мира осуществляется через его удвоение на «земной», естественный, доступный чувственному восприятию и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, который играет главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Сосуществуя в истории человечества (со времени появления философии), религия и философия находились в состоянии: либо борьбы, взаимоотталкивания, либо взаимодействия (религиозная философия), либо нейтралитета (теория двойственной истины). Дело в том, что философ (как и вообще любой человек) может придерживаться не только теистического (религиозного), но и атеистического (отрицающего всех богов) мировоззрения.

Поначалу философия ещё во многом сохраняла связь с религиозно-мифологическим мировоззрением, используя мифологические образы и аллюзии. Но в целом философское мировоззрение отличают следующие особенности:

▪ если миф и религия представляют собой обыденно – практический вид мировоззрения, то философия – мировоззрение теоретически разработанное;

▪ главное в мифе и религии – образ и символ, философия же «работает» с общими понятиями, идеями, её предмет чувственно непредставляем;

▪ миф и религия включают в себя ритуальный элемент, в философии же этого нет и из-за невозможности обратиться к богу с молитвой в трудную минуту философия не может заменить религию;

▪ если в мифе и религии на первом месте стоит вера, не допускающая сомнений, то в философии на первый план выходят интеллектуальные аспекты мировоззрения, т.е. понимание мира с позиций разума, это в первую очередь – миропонимание;

▪ в мифе и религии ответы на мировоззренческие вопросы носят характер догм, они заранее полагаются духовным авторитетом, традицией, священным писанием, в философии же больше вопросов, чем ответов: она апеллирует к свободному творческому разуму, предполагает самостоятельный духовный поиск и не является достоянием широких народных масс;

▪ выступая в понятийной, категориальной форме, философия опирается на науки о природе, обществе, человеке, обобщает их достижения и, в то же время, влияет на другие науки через личность учёного, его мировоззрение, методологию, ценностные ориентации.

Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.