Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет поступления основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета






Бухгалтерский учет основных средств на предприятии осуществляется последовательно соразмерно движению основных средств. Остановимся подробнее на каждой из стадий.

Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:

1.Приобретением за плату или в обмен на другое имущество;

2.Сооружением и изготовлением;

3.Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;

4.Безвозмездным получением;

5.В других случаях.

 

Бухгалтерский учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на активном счете 01 «Основные средства».

Счет 01 «Основные средства» отражает основные средства по первоначальной стоимости:

Счет 01

Дебет (Дт) Кредит (Кт)
1. Сальдо- остаток основных средств на начало периода  
2. Поступление основных средств по первоначальной стоимости 3. Выбытие основных средств по первоначальной стоимости
3. Сальдо – остаток основных средств на конец периода (1+2-3)  

 

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием, отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Данный счет используется для отражения в бухгалтерском учете всех затрат предприятия, связанных с приобретением и введением в эксплуатацию объектов основных средств, и, таким образом, выполняет функции калькуляционного счета. Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому приобретаемому или создаваемому объекту.

Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Основные средства, приобретаемые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, отражаются по дебету счета 08 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» по рыночной стоимости, при вводе в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства его стоимость списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Амортизация по данным основным средствам начисляется в общеустановленном порядке, одновременно на сумму начисленных амортизационных отчислений делается проводка дебет 98 и кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Принятие к учету основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, отражается проводкой дебет 08 кредит 75, затем дебет 01 кредит 08.

При приобретении основных средств у иностранного поставщика (по импорту) первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение. Затраты, понесенные организацией в иностранной валюте, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в рублях по курсу Центрального Банка РФ на дату совершения операции. При принятии к учету полученного основного средства возникшие курсовые разницы списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
По договору аренды основных средств арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение. Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств. Арендатор учитывает имущество, полученное во временное пользование по договору аренды на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Предприятие может самостоятельно изготавливать или сооружать объекты основных средств. В этом случае по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются все фактические затраты предприятия, связанные с создание объекта, а именно: стоимость используемых материалов, заработная плата работников и отчисления во внебюджетные фонды, стоимость

работ сторонних организаций, амортизация основных средств предприятия, используемых при создании нового объекта основных средств, другие расходы. Такой способ создания основных средств называется хозяйственным.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Организация может также заключить договор на создание объектов основных средств со специализированной организацией. В этом случае по дебету счета 08 будет отражена стоимость работ, выполненных в соответствии с договором. Данный способ создания объектов основных средств называется подрядным.

При приобретении основных средств покупатель помимо стоимости основного средства уплачивает продавцу сумму налога на добавленную стоимость. Сумма НДС при приобретении основных средств учитывается на б/сч 19 субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». После фактической оплаты и при наличии счета-фактуры данная сумма НДС списывается с кредита б/сч 19 —1 в дебет б/сч 68 «Расчеты с бюджетом».

Субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», активный:

Субсчет 19-3

Дебет (Дт) Кредит (Кт)
1. Сальдо – остаток НДС по введенному в эксплуатацию оборудованию на начало периода  
2. Сумма НДС по введенному в эксплуатацию оборудованию 3. Списание по введенным в эксплуатацию или выбывшим объектам основных средств
4. Сальдо – НДС по введенному в эксплуатацию оборудованию на конец периода (1+2-3)  

 

 

1.2.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Учет незавершенного строительства

Незавершенное строительство представляет собой находящиеся в стадии проектирования и производства строительно-монтажных работ объекты недвижимости: новые и реконструируемые здания и сооружения; предприятия, подлежащие расширению, достройке, модернизации и техническому перевооружению.

Стоимость незавершенного строительства формируется нарастающим итогом из капитальных затрат, связанных со строительством: плата за аренду земельного участка, оплата исходно-разрешительной документации, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, технологического оборудования, прочие работы и затраты.

Незавершенное строительство отражается на отчетную дату в разд. I актива бухгалтерского баланса по комплексной статье, состоящей из остатков, по следующим счетам: 07 " Оборудование к установке", 08 " Вложения во внеоборотные активы", 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет " Расчеты по авансам выданным" - в части остатков авансов, перечисленных поставщикам и подрядчикам в оплату связанных со строительством расходов.

Учет затрат на незавершенное строительство ведется инвесторами-застройщиками, осуществляющими строительство объектов для собственных нужд, и (или) заказчиками-застройщиками в соответствии с договорами, заключенными с инвестором на выполнение функций по организации строительства объектов.

Инвесторы, финансирующие строительство наряду с основной коммерческой деятельностью, являются одновременно и застройщиками строительства. Такая организация имеет земельный участок под строительство на правах собственности, владения, распоряжения или аренды.

Инвестор-застройщик осуществляет строительство объектов для собственных нужд своими силами (хозяйственным способом) или привлекает строительную организацию, заключая с ней договор подряда. По отношению к строительной организации инвестор выступает в роли заказчика-застройщика.

Для производства строительно-монтажных работ инвестор-застройщик создает в своем составе специальную службу (строительный участок, цех и т.д.), нанимает рабочих-строителей, приобретает материалы, технологическое оборудование, строительные машины и механизмы или использует их по договорам аренды (оказания услуг) со сторонними организациями.

 

 

При строительстве хозяйственным способом фактические капитальные затраты (материальные затраты, расходы на оплату труда, содержание и использование строительных машин и механизмов и др.) учитываются на счете 08 " Вложения во внеоборотные активы", субсчет " Строительство объектов основных средств".

Учет затрат по незавершенному строительству ведется инвестором-застройщиком отдельно от учета по основной деятельности организации. Хозяйственные операции по списанию затрат отражаются в учете записями в дебет счета 08-3 " Строительство объектов основных средств".

Пример. Организация ведет строительство складского помещения. За отчетный период на строительство списаны затраты в сумме 1 500 000 руб. В учете сделаны следующие записи:

Д-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств",

К-т сч. 02 " Амортизация основных средств"

20 000 руб.

начислена амортизация по основным средствам, используемым при строительстве;

К-т сч. 10-8 " Строительные материалы"

500 000 руб.

стоимость основных и вспомогательных строительных материалов, использованных при производстве работ;

К-т сч. 70 " Расчеты с персоналом по оплате труда",

К-т сч. 69 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

300 000 руб.

на суммы оплаты труда, начисленные рабочим-строителям, машинистам строительных машин и механизмов, другим работникам, занятым в строительстве, и отчисления единого социального налога от сумм оплаты труда;

К-т сч. 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

400 000 руб.

на суммы оплаты аренды земельного участка, изготовления исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, услуг строймеханизмов, потребленных при строительстве энергоресурсов, и т.д.;

К-т сч. 26 " Общехозяйственные расходы"

280 000 руб.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
доля общехозяйственных расходов, относящихся к строительной деятельности застройщика.

По окончании строительства стоимость объекта принимается инвестором-застройщиком к учету в составе основных средств организации в сумме 1 500 000 руб.:

Д-т сч. 01 " Основные средства",

К-т сч. 08 " Вложения во внеоборотные активы".

Финансовый результат от строительства инвестор-застройщик не определяет, так как действующими нормативными документами не предусмотрен порядок отражения в учете операций по образованию и использованию источников финансирования.

Инвестор-застройщик вкладывает денежные и имущественные средства в строительство и приобретение основных средств по мере их наличия на балансе организации. Для финансирования строительства также могут быть использованы кредиты банков и займы организаций.

Инвестор-застройщик может для выполнения функций заказчика привлечь специализированную организацию, заключив с ней соответствующий договор. Согласно условиям такого договора инвестор-застройщик перечисляет заказчику средства для финансирования строительства складского помещения в сумме 2 300 000 руб. В учете инвестора-застройщика перечисленные средства отражаются до окончания строительства на расчетах с заказчиком:

Д-т сч. 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. " Расчеты с заказчиком по переданному финансированию",

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
К-т сч. 51 " Расчетные счета".

Учет затрат по незавершенному строительству в этом случае ведет заказчик.

По окончании строительства заказчик передает инвестору-застройщику документы для ввода объекта в эксплуатацию. Инвестор-застройщик отражает операции по закрытию финансирования и принятию объекта к учету следующими записями:

Д-т сч. 08 " Вложения во внеоборотные активы"

1 900 000 руб.

на стоимость переданных заказчиком капитальных затрат по строительству в размере инвентарной стоимости объекта;

Д-т сч. 19-1 " Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств"

250 000 руб.

на суммы уплаченного при строительстве НДС;

К-т сч. 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. " Расчеты с заказчиком по переданному финансированию";

 

Д-т сч. 01 " Основные средства",

К-т сч. 08 " Вложения во внеоборотные активы"

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
1 900 000 руб.

принятие объекта к учету в составе основных средств.

Если по результатам строительства заказчик получает экономию в виде разницы между полученными от инвестора-застройщика средствами финансирования и капитальными затратами, то такая экономия по условиям договора остается в распоряжении заказчика или возвращается инвестору:

Д-т сч. 51 " Расчетные счета",

К-т сч. 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсч. " Расчеты с заказчиком по переданному финансированию"

150 000 руб.

инвестор-застройщик принимает к учету полученную от заказчика экономию.

Полученная экономия у инвестора-застройщика дополнительному налогообложению не подлежит, так как для финансирования строительства организация использовала средства после налогообложения.

Наиболее распространенным в инвестиционно-строительной деятельности является способ, когда учет незавершенного строительства ведут организации, с которыми инвесторы заключают договор на выполнение функций заказчика-застройщика. Заказчики-застройщики руководствуются в своей деятельности по организации строительства Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации МДС 12-9.2001, утвержденным Постановлением Госстроя России от 08.06.2001 N 58. Деятельность заказчика-застройщика лицензируется в соответствии с Положением о лицензировании в области проектирования и строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (с изм. от 03.10.2002 N 731). Заказчики-застройщики, наряду с организацией строительства в части предпроектной подготовки, оформлением исходно-разрешительной документации, техническим надзором и контролем за строительством, ведут бухгалтерский, оперативный и статистический учет затрат на незавершенное строительство и источников финансирования, формируют инвентарную стоимость объекта и передают его инвестору.

Учет затрат на строительство ведется по технологической структуре капитальных вложений, установленной Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному

 

 

строительству, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123 (с изм. и доп.). Затраты на строительство складываются из строительных работ, работ по монтажу оборудования, стоимости оборудования, требующего и не требующего монтажа, прочих капитальных работ и затрат.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Для учета затрат используется счет 08 " Вложения во внеоборотные активы", субсчет " Строительство объектов основных средств". На данном субсчете затраты учитываются с начала строительства и до его окончания и ввода объекта в эксплуатацию. Полученные от инвестора средства финансирования строительства заказчик-застройщик учитывает на счете 86 " Целевое финансирование".

Состав затрат определяется сводным сметным расчетом стоимости строительства, составляемым в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Затраты на незавершенное строительство включают оплату аренды земельного участка, стоимость исходно-разрешительной документации, затраты в виде компенсации за сносимые строения, на переселение жильцов, оплату проектным и строительным организациям выполненных проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, оплату поставщикам технологического оборудования, материальных и энергетических ресурсов и оказанных услуг.

Оплата производится заказчиком-застройщиком по счетам поставщиков и подрядчиков на основании актов и справок о выполненных работах и оказанных услугах. Операции по формированию стоимости незавершенного строительства отражаются в учете следующими записями:

Д-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств",

Д-т сч. 19-3 " Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств",

К-т сч. 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Учет незавершенного строительства ведется по каждому объекту, на который имеются проект, сводный сметный расчет стоимости строительства, локальные и объектные сметы.

Затраты, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, формируют инвентарную стоимость объекта.

Затраты на строительно-монтажные работы складываются из принятых у подрядчиков физических объемов работ, отраженных в актах ф. N КС-2. Оплата работ производится по справкам ф. N КС-3, в которые наряду со стоимостью строительно-монтажных работ дополнительно включаются затраты, компенсируемые заказчиком согласно договору подряда. Такие затраты содержатся в гл. 1 и 9 сводного сметного расчета. К ним, в частности, относятся:

- затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;

- затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;

- затраты на перевозку работников подрядчика к месту работы;

- затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (за исключением вахтовой надбавки к заработной плате);

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
- средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков;

- затраты на проведение пусконаладочных работ и др.

На статью " Строительно-монтажные работы" заказчики-застройщики относят также стоимость строительных материалов, передаваемых подрядчикам в качестве давальческих для использования при производстве работ на объектах заказчика. Списание таких материалов осуществляется заказчиками на основании актов, представленных подрядчиком. В учете заказчика делается следующая запись:

Д-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств",

К-т сч. 10-7 " Материалы, переданные в переработку на сторону".

Затраты на приобретение технологического оборудования, требующего монтажа, учитываются на счете 07 " Оборудование к установке".

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке и заготовительно-складских расходов, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и сбытовым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.

Технологическое оборудование является имуществом, которое не относится ни к материально-производственным запасам (ПБУ 5/01), ни к основным средствам (ПБУ 6/01). Передача оборудования в монтаж подрядной организации оформляется актом ф. N ОС-15. При этом стоимость оборудования принимается заказчиком к учету в составе незавершенного строительства по статье " Оборудование":

Д-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств",

К-т сч. 07 " Оборудование к установке".

Ввод технологического оборудования в состав основных средств производится одновременно со сдачей объекта в эксплуатацию.

Прочие работы и затраты, включаемые в состав незавершенного строительства, содержатся в гл. 1, 9, 10 и 12 сводного сметного расчета. Их полный перечень приведен в Приложении 8 к Методике МДС 81-35.2004.

Глава 1 " Подготовка территории строительства" предусматривает расходы по оформлению участка, разбивочные работы, расходы по освоению территории строительства. Согласно гл. 9 " Прочие работы и затраты" оплачиваются затраты, связанные с командированием рабочих, перебазированием строительно-монтажных организаций, затраты на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров) и др.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Расходы на содержание аппарата заказчика-застройщика возмещаются в соответствии с гл. 10 " Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строительства". Смета на содержание заказчика-застройщика согласовывается с инвесторами, финансирующими строительство. Указанные расходы в составе прочих работ и затрат включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. Например, заказчик-застройщик отразил в отчетном периоде расходы на свое содержание в сумме 730 000 руб., в том числе:

- начислена оплата труда работникам аппарата (включая отчисления ЕСН) в сумме 250 000 руб. (с кредита счетов 70 " Расчеты с персоналом по оплате труда" и 69 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению");

- списаны канцелярские расходы в сумме 30 000 руб. (с кредита счета 71 " Расчеты с подотчетными лицами");

- приняты расходы по арендной плате за помещение офиса в сумме 350 000 руб. (с кредита счета 76 " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами");

- оплачены расходы по оплате услуг легкового транспорта - 50 000 руб. (с кредита счетов 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 " Расчеты с подотчетными лицами");

- оплачены услуги связи в сумме 50 000 руб. (с кредита счета 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками").

Данные расходы отражены на счете 08-3 " Строительство объектов основных средств" с выделением в аналитическом учете на отдельной статье.

При вводе объекта в эксплуатацию затраты на содержание заказчика-застройщика в сумме 730 000 руб. включены в инвентарную стоимость объекта (Д-т сч. 01 " Основные средства", К-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств").

 

Главой 12 " Проектно-изыскательские работы, авторский надзор" предусмотрены расходы на проектные и изыскательские работы, авторский надзор, экспертизу проектов, разработку и экспертизу тендерной документации.

Стоимость прочих работ и затрат включается в затраты на незавершенное строительство объектов по прямому назначению. В случае если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной (сметной) стоимости строящихся объектов.

По окончании строительства объекта заказчик-застройщик определяет его инвентарную стоимость как сумму затрат незавершенного строительства, учтенных на счете 08-3 " Строительство объектов основных средств". Таким образом, незавершенное строительство при вводе объекта в эксплуатацию приобретает статус завершенного строительства.

Заказчик-застройщик совместно с генподрядчиком составляют исполнительную документацию, необходимую для оформления ввода объекта в эксплуатацию. Одновременно заказчик-застройщик представляет инвестору авизо (извещение) на инвентарную стоимость объекта в разрезе структуры капитальных вложений. К авизо прикладывается счет-фактура на уплаченный поставщикам и подрядчикам НДС. После передачи авизо заказчик-застройщик и инвестор составляют акт об исполнении обязательств по договору. При этом заказчик-застройщик производит в учете следующие записи:

Д-т сч. 86 " Целевое финансирование",

К-т сч. 08-3 " Строительство объектов основных средств"

1 900 000 руб.

на инвентарную стоимость объекта;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
К-т сч. 19-3 " Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств"

250 000 руб.

на сумму уплаченного налога согласно счету-фактуре.

Экономия от строительства может в соответствии с условиями договора оставаться в распоряжении заказчика-застройщика. В этом случае она включается в его налогооблагаемую базу:

Д-т сч. 86 " Целевое финансирование",

К-т сч. 91-1 " Прочие доходы" (99 " Прибыли и убытки")

150 000 руб. (2 300 000 - 1 900 000 - 250 000);

Д-т сч. 91-2 " Прочие расходы",

К-т сч. 68 " Расчеты по налогам и сборам" (НДС)

22 881 руб. (150 000 х 18%: 118%);

 

Д-т сч. 99 " Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 " Расчеты по налогам и сборам" (налог на прибыль)

30 508 руб. ((150 000 - 22 881) х 24%: 100%).

Инвестор после государственной регистрации объекта недвижимости принимает его к учету в составе основных средств. В первоначальную (балансовую) стоимость объекта наряду с его инвентарной стоимостью, полученной от заказчика-застройщика, инвестор включает дополнительные расходы, связанные со строительством. К ним согласно ПБУ 6/01 могут быть отнесены затраты инвестора на использование заемных средств, оплата расходов по государственной регистрации объекта недвижимости и другие расходы.

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП

 

 


Учет затрат на содержание и ремонт основных средств

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонт основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения.

Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).

Под капитальным ремонтом понимается:

- для оборудования и транспортных средств – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
- для зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).

Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом (силами самой организации) или подрядным способом (силами сторонних организаций).

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект создается ведомость дефектов. В ней указываются:

- работы, подлежащие выполнению,

- сроки начала и окончания ремонта,

- намечаемые к замене детали,

- нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей,

- сметная стоимость ремонта по статьям расходов.

Фактические расходы, связанные с проведением ремонта или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство» и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета

 

10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда», и др.). На счетах учета затрат на производство и издержек обращения расходы по ремонту основных средств отражаются по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи (ф.№ ОС —3). Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно в организациях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда открывается субсчет «Резерв на ремонт основных средств» к счету 96 «Резервы предстоящих расходов».

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП

 


1.4.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
Переоценка основных средств

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация – 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости – 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.

На практике переоценка основных средств может быть использована:

· для определения реальной рыночной стоимости основного средства;

· привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);

· при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);

· в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.

Переоценку основных средств и нематериальных активов следует проводить не чаще одного раза в год на конец отчетного года. Если организация приняла решение о переоценке основных средств или нематериальных активов, входящих в однородную группу, то в дальнейшем эти объекты должны переоцениваться регулярно (Приказ № 186н от 24.12 2010г).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

 

· какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;

· методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,

· лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стоимость принимают запервоначальную стоимость.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:

 

Содержание операции Дебет Кредит
1. ДООЦЕНКА: Сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
1.1. Увеличена первоначальная стоимость основных средств   83/91.1
1.2. Увеличена начисленная амортизация основных средств 83/91.2  

2.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП
УЦЕНКА: Сумма уценки объекта основных средств относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

 

3.1. Уменьшена первоначальная стоимость основных средств 83/91.2  
3.2. Уменьшена начисленная амортизация основных средств   83/91.1

 

Выбытие объекта основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

Другими словами, результаты переоценки не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, но влияют по налогу на имущество.

Это приводит к возникновению разницы между суммой амортизации, начисляемая в бухгалтерском учете и суммой амортизации в налоговом учете. Разница между суммами амортизации образует постоянную разницу, которая приводит к возникновению постоянного налогового актива (ПНА) (п. 7 ПБУ 18/02).

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Воронежский ГАСУ 08-7-696 751гр КП

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.