Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация учебной деятельности студентов с использованием методов проблемного обучения. Методика использования проблемных методов в процессе преподавания дисциплины.






Проблемное обучение - это интеграция различных приемов, методов, принципов обучения, направленных на развитие умений мыслить, учиться, адекватно оценивать себя и обстоятельства. Проблемное обучение - это система методов построена с учетом логики мисленнєвого процесса и закономерностей поисковой деятельности, поэтому оно обеспечивает развитие умственных способностей студентов, активизирует познавательный интерес.

Проблема (от гр. затруднения, задача) - это объективное противоречие; противоречивая ситуация, предстает в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее развивания.

Проблема обычно выражается в форме вопроса или задачи. Проблемный вопрос, задача, возникший или поставленный перед субъектом, требует ответа, которая заранее неизвестна и должна быть найдена путем творческого поиска, для осуществления которого у студента есть определенные пригодные исходные средства

Проблемная ситуация рассматривается как познавательное осложнения для субъекта, преодолеть которое можно только путем мыслительного поиска. Первичная проблемная ситуация появляется тогда, когда студент, наталкиваясь на противоречие

Критериями выделения учебных проблем во время подготовки к занятиям могут быть: мировоззренческие, общественно-исторические, моральные, конкретные научные противоречия и поиск путей их решения в истории науки, искусства; ведущие идеи, понятия, методы науки; противоречия; проблемы.

Учебное проблемное задание должно соответствовать следующим требованиям:

1) содержать определенные познавательные затруднения, связанные с объективными противоречиями, присущими исследуемому предмету, процессу;

2) обусловлено логикой познавательного процесса;

3) предусматривать возможность последовательного распределения проблемы, формулирование частных проблемных вопросов, каждое из которых может быть ступенькой в решении проблемы;

4) направлять студентов на актуализацию знаний, необходимых для решения проблемы;

б) побуждать студентов к активному познавательному поиску, вызвать положительное эмоциональное отношение к процессу поиска истины, заинтересованность содержанием, быть посильным для студентов.

Для создания проблемных ситуаций или управления ими целесообразно руководствоваться следующими правилами:

1. Во время выполнения проблемного задания должно быть определено главное из того, что подлежит усвоению.

2. В задании должно быть одно неизвестное, что является закономерностью.

3. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям студентов по степени сложности, новизны, обобщенности и базироваться на знаниях, которые уже усвоены именно этими студентами.

4. Проблемное задание должно предшествовать изучению нового учебного материала, перед постановкой проблемного вопроса могут быть сообщены только необходимые для решения проблемы новые факты.

5. Формулируя проблему, необходимо указывать причину ее возникновения (" не выяснено.., не решено.., не объяснено...").

6. Одна и та же проблемная ситуация может быть создана разными способами: с помощью теоретических проблемных вопросов (объяснить, обобщить, предвидеть) или практических проблемных задач (найти новый способ действия).

7. Управление процессом решения проблемы может осуществляться с помощью отдельных вопросов-подсказок или разделения проблемы на последовательный ряд частичных проблемных задач.

В ходе подготовки к проблемным занятий необходимо обдумать последовательную систему проблемных задач, которая должна охватить весь учебный материал (блок-тему).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.