Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение культуры и религии в общественной жизни






Несмотря на то, что слова " культура" и " культ" имеют схожее звучание и даже часто по ошибке определяются как однокоренные, сходство между значениями этих слов поверхностно. Единственное, что объединяет культуру и культ - принадлежность к нравственной и духовной сфере жизнедеятельности человека и влияние религии на культуру и наоборот. В современном мире в большинстве государств религия и культура разъедены, и сосуществуют как отдельные независимые пласты духовной жизни общества. Однако время от времени по причине взаимосвязи культуры и религии создаются либо предметы культуры с ярко выраженными религиозными мотивами, либо религиозно-философские культы, в основе которых лежит современная культура.

 

Понятие культа современные филологи, историки и религиоведы трактуют как поклонение перед чем-либо или кем-либо; в сфере религии культ - это поклонение божеству, основанное на вере, а также все связанные с поклонением ритуалы, обряды и традиции. Культура в наиболее широком трактовании - это совокупность всех действий человека, которые направлены не на удовлетворение биологических инстинктов. В более узком смысле под понятием " культура" подразумевается практическая реализация любых духовных и моральных ценностей и стремлений человека, и наиболее очевидным результатом такой реализации является творчество. Однако помимо творчества, к культуре относятся и правила общения и поведения в обществе, порядки и всем известные морально-этические нормы, которых придерживаются все члены социума.

 

Связь культуры и религии в древнем мире

В древние времена культура и культ были практически неразрывны, так как вся жизнь людей регулировалась верованиями и религиозными традициями. Первобытные религии, основанные на тотемизме, анимизме, фетешизме и магии, были прочно слиты с творчеством и нравственностью человека, и являли собой творческое отражение окружающие природы и мира. Ярким примером такой прочной связи культуры и религии в жизни древних народов можно назвать многие памятки, оставшиеся от древних цивилизаций: развалины величественных культовых сооружений - шедевров архитектуры, стародавние украшения, использующиеся в различных обрядах и служившие в качестве защитных амулетов, вытесанные из цельного камня статуи, установленные на местах погребения, и даже наскальная живопись, являющаяся графическим описанием жизни и поверий древних людей.

 

На античную культуру религия также оказала значительное влияние, ведь даже сейчас наиболее полными источниками информации об событиях тех времен являются мифы и легенды. Мифология Древней Греции - это не только рассказы о богах, но и истории о реальных царях, полководцах и героях, живших в те времена. А священная книга всех христиан, Библия, в Ветхом Завете содержит описание истории, жизни и традиций иудейского народа, а также тех народов, с которыми иудеи имели военные либо политические конфликты. В священных писаниях других религий также описаны не только заветы и заповеди для верующих, но и жизнеописания пророков и правителей, философские изыскания и ценные знания того времени и много исторических событий.

 

Подавляющее большинство историко-культурных памяток античной эпохи, которые сохранились по сей день, имеют отношение и к культуре, и к религиозным культам. Одно из семи чудес света, Египетские пирамиды, действительно являются чудом архитектуры и зодчества, однако для древних египтян они имели в первую очередь религиозное значение. Да и у народов Восточной Европы культурные памятки древности имеют культовое значение - к примеру, одна из самых знаменитых достопримечательностей Киева, Софийский собор, был возведен по приказу князя Ярослава Мудрого в первой половине XI века с целью увековечить победу над печенегами и возвеличить христианство в Киевской Руси.

 

Взаимосвязь культуры и религии в Средние века

В эпоху Средневековья началось четкое разграничение между культурой и религией, и эти два пласта духовной жизни человека стали сосуществовать отдельно, хотя часто тесно переплетались друг с другом. В этот период человеческой истории жили талантливые писатели, музыканты и художники, и их произведения не были связаны с религиозной тематикой, а церковь запрещала произведения такого «светского» искусства лишь в тех случаях, когда они были признаны богохульными и аморальными. В большинстве государств во времена Средневековья существовала достаточно жесткая цензура, поэтому многие произведения искусства были запрещены и уничтожены.

 

Другой стороной взаимосвязи культуры и религии в средние века была огромная роль религии в жизни общества, поэтому духовная и общественная жизнь людей была тесно связана с религией. Даже если ученные, политики и деятели искусства в глубине души отвергали религиозные догмы, они не делились своим мнением с обществом, а продолжали " играть на публику". Поэтому культура поведения, общения и общественной и семейной жизни в Средневековье была основана в первую очередь на законах религии, а не права.

 

Культура и религия в наше время

Религия в большинстве стран уже не играет такой значительной роли, как буквально 2-3 столетия назад. В Конституции многих государств прямо указано, что каждый человек имеет свободу вероисповедания, а церковь отделена от государства. Поэтому закономерно, что религия и культура сосуществуют рядом, однако связь между ними не так сильна, как в Средневековье. Тем не менее, эти две сферы духовной жизни вполне сочетаются между собой - многие верующие люди занимаются творчеством, работают в сфере культуры и др. Также современные писатели и художники часто обращаются к библейским мотивам, а некоторые певцы поют песни на религиозную тематику.

 

Однако не только религия влияет на культуру, но и наоборот: требования церкви к верующим значительно смягчились по сравнению со Средневековьем, к примеру, сейчас священник не объявит грешником и безбожником человека, который редко посещает церковную службу и не выгонит из храма женщину, вошедшую туда в брюках. Также под влиянием современной культуры создаются новые религиозно-философские культы, включающие в себя черты разных религий и культур.

65. Феномен «политических религий»

Этот термин был впервые использован немецким учёным Э. Фёгелином (1938 г.), который называет политическими религиями тотальные идеологии, подобные коммунизму, фашизму и национал-социализму. «Политическая религия» не представляет собой религии в собственном смысле этого слова: это
идеология, обладающая всеми признаками религии, но она не всегда предполагает веру в Бога.
Наличие ритуалов, имитирующих религиозные, превращает некоторые идеологии в «религии». Тоталитарные идеологии близки к религиям откровенным сходством духа и пафоса.
Единого мнения по поводу того, что считать «политической религией» в гуманитарной науке нет. Р. Арон предложил термин «мирские религии», Н. Бердяев рассматривал социализм как религию, другие исследователи (Б. Тиби, Дж. Хейнс, Р. Сикоев, Г. Мирский, С. Бабакин) понимают под политической
религией использование религии в политических целях.

Сами представители политических религий настаивают на том, что религия для них – не средство, а цель. Так, принципы «прогрессивного католичества» и «теологии освобождения» заключались в стремлении к Царству Божьему на земле и в обществе, т. е. в достижении чисто религиозных целей политическими средствами.
По нашему мнению, политическая религия может быть определена либо как особая форма религии, которая обосновывает политическое действие через апелляцию к потусторонним силам, либо как гибрид религии и идеологии, синкретическая форма религии.
Нам кажется, что необходимо провести различие между «чистой» формой религии и «превращённой» – политической религией. Например, между исламом и исламизмом. Ислам – это религия в прямом смысле. Исламизм – политическая религия. После иранской революции 1979 г. термин «политическая религия» стали применять для обозначения политизированных версий ислама.

Исламизм, да и, в целом, политические религии взаимосвязаны с модернизацией. В зависимости от модернизационных процессов мы выделяем в новейшей истории две волны политизации религий. Рассмотрим эти волны на примере политизации ислама. Первая волна появления политических религий прошла в конце ХIХ – первой половине ХХ вв., когда незападный мир впервые пережил модернизацию по западному образцу. Большей частью эта модернизация оказалась неудачной, так как не привела ни к ожидавшемуся росту благосостояния масс, ни к демократизации управления. Напротив, она спровоцировала кризис во всех областях жизни общества (идейный, политический, социальный, экономический, культурный), который мы обозначаем как многоаспектный кризис. Поэтому западные
идеологии (в первую очередь, светский национализм), на основе которых проводилась модернизация, оказались дискредитированными. Исламское возрождение, пишет израильский учёный Э. Сиван, «является реакцией против современности, которая не выполнила даже своих материальных обещаний». Однако определённые изменения в не-западных обществах всё же произошли: появились современная система образования, собственная интеллигенция, студенчество, имела место частичная секуляризация, коснувшаяся, главным образом, городского населения. Для исламского мира модернизационные процессы были очень болезненными, так как в начале ХХ в. он был поставлен перед фактом своей технической отсталости от Запада, которая позволила последнему установить над мусульманскими регионами полный контроль. Это представляло гнетущий контраст по сравнению со славным прошлым времен халифата
или расцвета Османской империи. Поэтому большинство мусульманских мыслителей и политиков понимали, что технологическая модернизация необходима и неизбежна. Но далеко не все готовы были мириться с тем, что вместе с технологией Запад принёс свои политические институты, этику, культуру, бытовые привычки и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.