Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и архитектура






Так что же такое наша культура?

Это Кремль, Старый Арбат, мудрость Пушкина,

Сухарева башня, архитектура северных деревень,

великая живопись...

Юрий Бондарев

Города - как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания, первые улицы, древние площади и сооружения - все это детище человека, все это - архитектура. Они о многом напоминают нам, о многом рассказывают. Сегодня мы громко негодуем по поводу варварской политики прошлого, когда взрывали, разрушали, перестраивали ценнейшие памятники истории и культуры. Но оглянитесь - уцелевшие тоже гибнут, только теперь уже на наших глазах. А ведь эти потери невосполнимы...

Невежество и равнодушие невозвратимо отняли у нас тысячи памятников, составляющих славу и гордость Отечества. Счет потерям будет расти, пока в корне мы не изменим свое отношение к этому важнейшему пласту национальной культуры.

Слово " архитектура" имеет греческое происхождение. Оно происходит от слова " архитектон", что означает " главный строитель". Поэтому под архитектурой многие понимают искусство проектировать и строить. Однако все-таки правильнее под архитектурными сооружениями понимать только такие, которые наряду с утилитарными качествами обладают качествами прекрасного. Т.е. архитектура - весьма сложное, многостороннее понятие. Это и материальная действительность, и наука, и искусство. Но это особое искусство. Оно способно выражать высокие идеи, доставлять человеку эстетическое наслаждение и одновременно удовлетворяет материальные потребности человека. Окружая человека повсеместно, архитектура является искусством большого социального значения.

Вследствие того, что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят от строительных конструкций и материалов, архитектуру нужно рассматривать с трех сторон:

· функциональной,

· инженерно-конструктивной,

· эстетической.

Эти требования предъявляются к архитектуре с древнейших времен. Так, еще 2000 лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал, что произведения архитектуры должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью, красотой. Это три составляющие единого архитектурного целого. В этом триединстве все части равны. Стоит одной из составляющих потеснить две другие - и архитектура исчезает. Взять, например, в отдельности любой жилой дом в современных " Черемушках". В нем есть прочность и польза, но нет красоты. Значит, перед нами не произведение архитектуры, а просто постройка для жилья.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним, в частности, относятся:

· художественное выражение работы конструкций и материалов здания;

· ритмические членения;

· пропорции;

· сомасштабность зданий;

· симметрия или асимметрия;

· контрастное или нюансное членение объемов, материалов, их цвета и освещенности;

· лепные украшения;

· орнамент.

Важной чертой архитектурного произведения является его гуманизм. Точкой отсчета для архитектора всегда должен быть человек. Архитектура не должна " уничтожать", подавлять человека своими массами и размерами. Она должна формировать для человека психологически и эстетически комфортную среду обитания.


Динамика в архитектуре. Проект крематория. Арх. Я. К. Чернихов, 1930 г.

Язык архитектуры позволяет передать как статику, так и динамику сооружений, высокие общественные идеалы. Примером выражения идей борьбы за независимость и государственное единство является высокохудожественная композиция храма Покрова на рву, известного под названием собора Василия Блаженного в Москве. Он был построен на Красной площади в 1562 г. в память об освобождении России от татаро-монгольского ига.

Масштабность архитектуры может решаться двояко. Первый путь сводится к тому, что архитектор себя ни в чем не ограничивает: как получится. Примером могут служить небоскребы Чикаго и Нью-Йорка, а также египетские пирамиды. В обоих случаях сопоставление с окружением должно выявить величие архитектуры. Этому в Египте служили малые пирамиды и сфинксы, а в Нью-Йорке - малые небоскребы первых поколений. Второй путь более традиционен. Он состоит в том, что зданию придают горизонтальные и вертикальные членения, благодаря которым человек имеет возможность понять их абсолютные размеры, исходя из более легко ощутимых параметров ближайшего к нему членения. Этот путь зрительного выражения масштабности восходит к принципам Возрождения. Кроме того, членение фасада позволяет одновременно соотнести его размеры с человеком. Такой прием возвышает человека, " героизирует" его, делает главным смыслом жизни.


Масштабность в архитектуре. " Великие небоскребы"

Улицы больших городов тоже давно перешагнули привычные размеры. По генеральному плану 1935 г. Тверская улица в Москве расширялась с 18 до 42 м. В районах старой застройки Ростова и Таганрога ширина улиц составляет 20-35 м. А в Северном жилом массиве Ростова проспект Комарова имеет ширину свыше 200 м! Очень важно выявить оптимальные размеры площадей и транспортных узлов. Крупнейшие площади в Европе - это эталоны высоких архитектурных качеств:

· Красная - в Москве,

· Дворцовая - в Санкт-Петербурге,

· Согласия - в Париже,

· перед собором св. Петра в Риме.

Они оставляют впечатление уюта и психологической комфортности, имея размеры по длине до 390 м, по ширине - до 260 м. Попытка увеличить размеры площадей приводит к тому, что люди избегают их, чувствуя дискомфорт из-за сильных ветров, бесконечности пространства, ощущения собственной ничтожности. Так случилось и с площадью Дзержинского в Харькове, и с площадью Ермака в Новочеркасске. Эти крупнейшие площади Европы с диаметром круга порядка 400 м пришлось в отдельных секторах превращать в скверы, чтобы " завлечь" горожан для отдыха. Гигантскую Красную площадь в Таганроге размером 200x680 м удалось " оживить" лишь размещением на ней самого крупного в городе рынка.

А в новых городах, например, в Волгодонске, размеры площадей принимают на себя улицы и перекрестки. Причин гигантомании в ширине улиц две:

· стремление к пропорциональности: большие дома - большие улицы;

· неуправляемо возрастающее число автомашин.

В Лос-Анжелесе улицы и транспортные развязки занимают 70% территории города. Улицы как бы " съели" город. Нет твердой уверенности, что подземные трассы смогут облегчить положение пешехода. Может быть, настало время забыть о масштабности?

Масштабность в архитектуре - это отношение двух сравниваемых величин, одна из которых принимается за единицу отсчета. Отдельные здания должны быть сомасштабны всему городу и всему окружению. Во-вторых, сооружения должны быть сомасшабны, соизмеримы своему внутреннему существу. Эти два качества всегда свойственны подлинным произведениям архитектуры на всем протяжении истории человечества. Однако нужно выдерживать и третье правило масштабности, потому что города и поселки строятся и существуют не сами для себя, а для человека. Город должен быть сомасштабен человеку. В современном городе человек теряется:

· физически, так как просто не может быстро пересечь улицу, увидеть крышу своего дома, дойти до конца дома и т.п.;

· психологически, так как ощущает свою малость.

Становится очевидным, что каковы бы ни были объективные причины разрастания городов, необходимо обязательно суметь сделать город " человечным", вне зависимости от его размеров, транспорта, величины зданий. Человек должен повсеместно получать богатое разнообразие пространств, то есть три масштаба архитектуры должны быть связаны в единую систему.


Гуманизм жилой среды. Дом Робби в Чикаго. Арх. Ф. Л. Райт, 1909 г.

Гуманизм архитектуры имеет еще один аспект - нравственный. Ведь в каждом камне зданий и сооружений - человеческий труд, тепло человеческих рук, его высокие духовные идеалы. Общеизвестна мысль: без знания прошлого невозможно правильно понять настоящее. Поэтому знакомство с архитектурой прошлого - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

Важно понимать и художественный образ в архитектуре. Образ - это художественная характеристика сооружения, ансамбля зданий или города, отраженная в нашем сознании. Отсюда два вывода:

· образ, воспринятый зрителем, не всегда и не во всем может совпадать с представлением автора-архитектора;

· образ воспринимается по-разному в зависимости от уровня развития зрителя, его подготовленности.


Образность в архитектуре. Идея Дворца искусств. Арх. Я. К. Чернихов, 20-е годы

Художественный образ создается не только архитекторами. Достаточно назвать Эйфелеву башню в Париже, Останкинскую башню и Крымский мост в Москве, Ворошиловский и железнодорожный мосты в Ростове-на-Дону или мост через Даугаву в Риге. А художественный образ Большого театра в Москве или здания цирка в Ростове создавали и архитекторы, и мебельщики, и позолотчики, и осветители, и живописцы. Условно можно выделить две группы образов зданий:

· Образы, непосредственно выражающие практическое содержание. Это относится к массовым производственным, жилым и некоторым видам общественных зданий. Главная роль здесь принадлежит опыту созерцающего. Привычная связь известного содержания с часто встречающимся выражением его в архитектурных формах делает здание узнаваемым, а образ - типовым. Не следует думать, что типовые проекты стали применяться в XX веке. Первые типовые проекты в России стали применяться для возведения жилых и общественных зданий еще при Петре Великом.

· Новый образ, новое формальное решение даже известного зрителю типа здания, даже достаточно отчетливо выражающее его содержание. Восприятие зрителем не сов­падает с замыслом архитектора, особенно на первых порах. Так случилось и в 50-х годах, когда на смену роскошным фасадам жилых домов сталинской эпохи пришли аскетические " спичечные коробки".


Образность в архитектуре. Пейзаж энергетического узла

Каждая эпоха создает свои художественные образы, определяемые представлениями людей об эстетике, уровнем строительной техники, строительными материалами и даже идеологией.

В наше время все чаще говорят не об архитектуре, а о жилой среде, представляющей синтез всех составляющих ее элементов. Это объемы домов, пространство улиц и площадей, зеленые массивы и сады камней, мозаичные панно и газетные киоски, световое оформление города ночью и цветовое решение его днем, фонтаны и скульптура, реклама и уголки отдыха. Все это должно создаваться так, чтобы выигрывать от соседства, от совместного существования, от взаимодействия друг с другом; смягчать, дополнять и обогащать друг друга. Но к такому уровню понимания архитектуры человек пришел не случайно; современным представлениям о среде обитания предшествовал многовековой опыт художественного созидания как в целом на планете Земля, так и на Дону и в Приазовье.

Литература:

Бархин М. Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. - М.: Наука, 1979.

Гутнов А. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1985.

Чернихов Я. К. Основы современной архитектуры. - Л.: Изд-во Ленинградского о-ва архитекторов, 1930.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.