Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и методы судебного контроля в государственном управлении






Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важную роль играет судебный контроль. Суд – единственный орган государства, на который Конституция и текущее законодательство возлагают осуществление правосудия (гл. 6 Конституции).

Согласно ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (КоСУиСС) судебную систему Республики Беларусь составляют:

– Конституционный суд Республики Беларусь – орган судебного кон-троля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

– общие суды, осуществляющие правосудие посредством граждан-ского, уголовного и административного судопроизводства;

– хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

В соответствии со ст. 6 КоСУиСС Конституционный суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Согласно ст. 116 Конституции Конституционный суд в условиях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Республики Беларусь разрешает дела о соответствии Конституции:

– законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь международно-право вым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

– актов межгосударственных образований, в которые входит Респуб-лика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Консти туции, международно-правовым актам, ратифицированным Респуб ликой Беларусь, законам и декретам;

– постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Выс-шего хозяйственного суда, генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бела русь, законам, декретам, указам;

– актов любого другого государственного органа, Конституции, между-народно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам, указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции. Толкование Конституции, производимое Конституционным судом по запросу Президента, является обязательным для правоприменения всеми органами исполнительной власти.

Основными принципами деятельности Конституционного суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равенство сторон. Независимость Конституционного суда обеспечивается и тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и КоСУиСС, лишь в соответствии с которыми могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, социальных групп. Важно, что судьи разрешают и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействующее влияние на свободу их волеизъявления.

В соответствии со ст. 6 КоСУиСС на общие и хозяйственные суды возложены следующие задачи:

– защита гарантированных Конституцией и иными актами законо-дательства личных прав и свобод, социально-экономических и политических прав граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав организаций, индивидуальных предпринимателей;

– обеспечение правильного применения законодательства при осу-ществлении правосудия;

– содействие укреплению законности и предупреждению правона-рушений.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. Суд при рассмотрении конкретных дел оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В случае признания актов органов управления и их должностных лиц незаконными суд может отменить эти акты, признать действия должностных лиц неправомерными.

В отличие от прокуратуры и других контрольных органов никакого систематического наблюдения за деятельностью органов государственного управления суды не осуществляют. Опротестовать незаконные действия и акты органов они не вправе. Суд пользуется правом отмены или приостановления актов государственного управления.

В строго определенных случаях, специально предусмотренных законом, суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления.

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

В данном случае исключительно важной является деятельность судов по контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. Так, суды рассматривают споры, возникающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилую площадь. Признание судом ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, недействительным является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией организации в случаях, когда рассматриваются трудовые споры в суде, дела об исках граждан к администрации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, снятии дисциплинарных взысканий, возмещении материального ущерба и др. При вынесении решения по перечисленным делам в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным акт управления.

Важным методом укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства. Действующее законодательство определяет широкий круг дел, возникающих из административноправовых отношений. К ним относятся, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления; об устранении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд выносит решение по делу не в пользу органа управления, он тем самым признает его действия не соответствующими закону.

Суды рассматривают жалобы граждан на действия или решения должностных лиц органов, ведущих административный процесс, а также рассматривают жалобы граждан на постановления соответствующих органов и должностных лиц о наложении административных взысканий, проверяя при этом, наложено ли взыскание правомочным органом или должностным лицом; совершил ли виновный нарушение, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность; не превышает ли взыскание установленного предельного размера; учтены ли при наложении штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение, не истекли ли сроки давности для наложения взыскания.

Контрольными полномочиями наделены суды и при рассмотрении и разрешении дел о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий и другие правонарушения. При рассмотрении таких дел суд (судья) оценивает доказательства, выслушивает объяснение лица, совершившего правонарушение, проверяет законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности, применяет к нарушителю меру взыскания или освобождает невиновного от ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 33 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление). Суд вправе вынести частное определение (постановление) и в других случаях, если признает это необходимым.

Частное определение является формой правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц. Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Указания суда, изложенные в частном определении, обязательны для администрации. Получив из суда копию частного определения, администрация организации обязана в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по выполнению его указаний.

Хозяйственные суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

В соответствии со ст. 59 КоСУиСС систему хозяйственных судов составляют:

– Высший хозяйственный суд Республики Беларусь; – хозяйственные суды областей (г. Минска).

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Основными задачами хозяйственных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укреплению законности в экономических отношениях.

Так, Высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Помимо этого Высший хозяйственный суд:

1) рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный суд с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 16 Конституции;

5) издает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

6) решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств и др.

Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении уголовных дел, дел об административных правонарушениях, гражданско-правовых, трудовых и хозяйственных споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям законодательства Республики Беларусь.


У ч е б н о е и з д а н и е






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.