Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий порядок прохождения государственной службы






Под прохождением государственной службы понимается система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Этапы государственной службы:

1) поступление на государственную службу;

2) прохождение государственной службы; 3) прекращение государственной службы.

Право равного доступа к любым должностям в государственных органах принадлежит гражданам Республики Беларусь в силу конституционных установлений. Согласно ст. 39 Конституции реализация этого права обеспечивается для каждого гражданина Республики Беларусь в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой.

В соответствии со ст. 24 закона о государственной службе право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным данным законом, иными законодательными актами о государственной службе.

На законодательном уровне закреплено, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией.

В силу предписаний ст. 27 закона о государственной службе поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания.

Путем избрания занимаются выборные должности государственных органов, в частности, депутатов местных Советов, депутатов Палаты представителей Национального собрания. Утверждение на должность имеет место после назначения гражданина на соответствующую государственную должность. Например, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов назначаются на должность Президентом, после чего они утверждаются соответствующим Советом депутатов. Наиболее часто применяется на практике такой способ поступления (приема) на государственную службу, как назначение.

Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Кроме этого поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности.

Конкурс на занятие государственной должности предусмотрен ст. 27 и 28 закона о государственной службе. Цель проведения конкурса – привлечение и отбор кадров на работу в государственные органы. Нормы закона нацеливают на более активное использование конкурса как формы, позволяющей отобрать для занятия определенных должностей людей, имеющих высокую квалификацию и способных эффективно решать поставленные задачи.

В соответствии со ст. 29 закона о государственной службе предварительное испытание может устанавливаться для гражданина, впервые поступающего на государственную службу, независимо от занимаемой должности. При переводе государственного служащего на другую должность (в том числе и в другой государственный орган) предварительное испытание не устанавливается.

Предварительное испытание устанавливается по соглашению сторон на срок от трех до шести месяцев. Установление срока предварительного испытания более шести месяцев является незаконным. Нельзя также продлевать срок уже установленного соглашением сторон предварительного испытания.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» для указанных лиц предусмотрено обязательное проведение квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится с целью установления соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, впервые поступающих на государственную службу, современным требованиям эффективной работы в государственных органах. Квалификационный экзамен проводится квалификационными комиссиями, которые создаются в соответствующих государственных органах или их вышестоящих органах.

Законом предусмотрен ряд оснований для отказа в приеме на государственную службу. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

– признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

– лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

– наличия подтвержденного медицинским заключением заболева-ния, входящего в утвержденный правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

– отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведени-ям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

– несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

– близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– отсутствия гражданства Республики Беларусь;

– представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

– непредставления декларации о доходах и имуществе или умыш-ленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

– увольнения государственного служащего за систематическое неис-полнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

– наличия судимости;

– в иных случаях, установленных законодательными актами.

Квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу:

– соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

– необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исклю-чением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

– владение государственными языками Республики Беларусь;

– знание Конституции, законов применительно к исполнению соот-ветствующих должностных обязанностей.

Приведенный выше перечень квалификационных требований не является исчерпывающим, поскольку другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей, могут устанавливаться иными актами законодательства.

С госслужащими при приеме на службу в обязательном порядке заключаются контракты.

Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа.

С гражданами, назначаемыми на государственные должности и освобождаемыми от государственных должностей Президентом в соответствии с Конституцией, законодательными актами, контракт заключается уполномоченными Президентом руководителями государственных органов и организаций. При этом установление (изменение) условий контракта, продление контракта на новый срок осуществляются по соглашению сторон и с предварительного согласия Президента.

С лицами, назначаемыми на высшие государственные должности депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями, контракт не заключается.

С гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде. Указанные лица являются государственными служащими и на них распространяется действие закона о государственной службе (за исключением п. 1, 2, 4, 5 и 7 ст. 30, ст. 31 и 32 закона).

Примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства.

Контракт должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

– дату подписания;

– данные о государственном служащем и нанимателе;

– место работы, должность государственного служащего;

– срок действия контракта;

– основные права и обязанности сторон.

Иные условия контракта определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законом о государственной службе, иными актами законодательства.

Контракт прекращается в случаях:

1) истечения срока действия;

2) соглашения сторон;

3) наличия оснований, предусмотренных ст. 40 закона о государственной службе.

Контракт может быть расторгнут досрочно:

1) по инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта;

2) в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица и вступает в силу со дня его подписания, если в самом контракте не указан иной срок.

Гражданин при поступлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к этим сведениям.

Гражданин, претендующий на занятие должности, которая в соответствии с законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией» относится к должности государственного должностного лица, подписывает обязательство, предусмотренное ст. 16 этого закона.

Сведения, представленные при поступлении на государственную службу, подлежат изучению в порядке, установленном ст. 10 закона о государственной службе.

При необходимости государственный орган вправе запросить с места предыдущей работы информацию, характеризующую гражданина, претендующего на занятие государственной должности в этом государственном органе.

Прохождение государственной службы – второй этап государственной службы. В него входят:

1. Присяга. Вступление в государственную должность, осуществление полномочий для отдельных категорий государственных служащих могут быть обусловлены принесением присяги. Государственные должности, для осуществления полномочий по которым необходимо принесение присяги, а также текст соответствующей присяги определяются законодательными актами (ст. 34 закона о государственной службе). Например, необходимость принесения присяги как обязательное условие для вступления в должность Президента предусмотрена ст. 83 Конституции. Принесение присяги судьями предусмотрено законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь», а также Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

2. Повышение квалификации и переподготовка. Для государственных служащих создаются надлежащие условия для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение в установленном порядке второго высшего или иного специального образования в соответствующих учреждениях образования, а также стажировку и самообразование. Порядок и условия повышения квалификации и прохождения переподготовки государственных служащих определяются актами законодательства. Результаты повышения квалификации и переподготовки являются одним из оснований для продвижения по службе.

3. Аттестация. Государственные служащие в целях объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.

Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе. Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.

Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.

Аттестационная комиссия проводит аттестацию в присутствии аттестуемого государственного служащего и по результатам аттестации принимает решение о соответствии занимаемой должности; неполном соответствии занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; несоответствии занимаемой должности.

Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер, передается руководителю государственного органа не позднее чем в пятидневный срок после окончания аттестации для принятия окончательного решения.

Освобождаются от прохождения аттестациигосударственные служащие, пребывающие в должности менее одного года; беременные женщины.

Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.

Положения о проведении аттестации государственных служащих, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства, и иных государственных служащих утверждаются Президентом. Порядок аттестации судей общих и хозяйственных судов определяется законодательством о судоустройстве и статусе судей. Порядок аттестации работников таможенных органов и подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь организаций определяется Государственным таможенным комитетом.

4. Служебная командировка. Служебной командировкой признается поездка государственных служащих по распоряжению руководителя соответствующего государственного органа на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места их постоянной службы.

Направление государственных служащих в служебную командировку оформляется приказом, распоряжением, постановлением с выдачей командировочного удостоверения установленной формы.

При направлении в служебную командировку государственные служащие пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на все виды транспорта. Государственным служащим возмещаются расходы на служебную командировку и выплачиваются другие компенсации, а также предоставляются гарантии в соответствии с законодательством о труде.

5. Перевод государственного служащего на другую должность или в другую местность. Перевод государственного служащего на другую должность или в другую местность допускается с его письменного согласия, если иное не установлено законодательными актами. При переводе с государственным служащим заключается контракт в соответствии с требованиями, установленными законом о государственной службе, иными актами законодательства.

Государственному служащему при переводе предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством о труде.

Прекращение государственной службы – третий этап государственной службы.

Основания для прекращения государственной службы предусмотрены ст. 40 закона о государственной службе: достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе; истечение срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности; несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой; разглашение сведений, составляющих государственные секреты; отказ от принесения присяги и др.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет 65 лет. В случаях, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе.

Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.

Отставкой государственного служащего является прекращение государственной службы по предусмотренным ст. 42 закона о государственной службе основаниям по инициативе государственного служащего.

Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены правительства, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления. Право на отставку может быть реализовано только один раз.

Считаются находящимися в отставкегосударственные служащие в случае освобождения их от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, признания их недееспособными в установленном законом порядке; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, депутаты местных Советов депутатов, осуществлявшие свои полномочия на профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 закона о государственной службе его действие не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля. Порядок прохождения государственной службы указанными категориями регулируется соответствующими актами Президента.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определяются порядок прохождения военной службы гражданами Республики Беларусь в мирное время в Вооруженных силах Республики Беларусь, внутренних войсках МВД, органах государственной безопасности, органах пограничной службы, Службе безопасности Президента, Оперативно-аналитическом центре при Президенте и других воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия.

Прохождение военной службы военнослужащими включает: назначение на воинскую должность; присвоение воинского звания; увольнение с военной службы; другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательными актами определяют служебное и правовое положение военнослужащего.

Прохождение военной службы осуществляется солдатами, матросами, сержантами, старшинами – по призыву или контракту; прапорщиками и мичманами – по контракту; офицерами – по призыву или контракту.

Указом Президента от 20 декабря 2007 г. № 660 «О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» утверждено соответствующее положение, которым устанавливаются порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Служба в органах финансовых расследований является видом государственной службы в Республике Беларусь и заключается в выполнении лицами рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований задач по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь, защите прав и законных интересов граждан и организаций, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере.

Прохождение службы включает в себя прием на службу, назначение на должность, присвоение специального звания, аттестацию, увольнение со службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правов ое положение работников органов финансовых расследований.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 утверждено Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, которым определяются порядок и условия прохождения службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование (в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование) и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры, сдают квалификационный экзамен, целью которого является установление соответствия уровня их профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям службы в органах прокуратуры.

Квалификационный экзамен проводится комиссией Генеральной прокуратуры по кадровым вопросам.

Для лиц, назначенных на должности прокурорских работников, устанавливаются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям: государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник; государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант; государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор; старший советник юстиции – полковник; советник юстиции – подполковник; младший советник юстиции – майор; юрист 1 класса – капитан; юрист 2 класса – старший лейтенант; юрист 3 класса – лейтенант.

Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно в соответствии с занимаемой должностью и с учетом требований, предусмотренных положением.

Лицам, ранее проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 2013 г. № 72 утверждено Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которым определяются порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего (младшего, среднего, старшего и высшего) состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям – это вид государственной службы, заключающийся в выполнении работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.

Разновидностью правоохранительной службы является служба в

Следственном комитете и его подразделениях. В соответствии с указом Президента «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь» утверждено Положение о прохождении службы в Следственном комитете Республики Беларусь и Дисциплинарный устав Следственного комитета Республики Беларусь.

В соответствии с положением о порядке прохождения службы служба в Следственном комитете является видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающимся в выполнении сотрудниками задач, возложенных законодательными актами на Следственный комитет.

Прохождение службы включает прием на службу, назначение на должность, присвоение специального звания, аттестацию, увольнение со службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правовое положение сотрудников.

В Следственном комитете устанавливаются должности рядового и начальствующего (младшего, среднего, старшего и высшего) состава и соответствующие специальные звания от рядового юстиции до генералполковника юстиции. В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. Очередными специальными званиями считаются звания, следующие за первыми специальными званиями в порядке очередности.

На службу принимаются в добровольном порядке совершеннолетние граждане, имеющие высшее юридическое образование и способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет.

На должности рядового и младшего начальствующего состава, а также отдельные должности среднего и старшего начальствующего состава могут приниматься граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии иного образования, предусмотренного по должности, на которую они назначаются. Перечень соответствия образования штатным должностям Следственного комитета устанавливается его председателем.

На должности рядового и начальствующего (младшего, среднего и старшего) состава принимаются граждане, как правило, не старше 25 лет.

Сотрудники проходят службу на основании контракта о службе, заключаемого в письменной форме на определенный срок между гражданином (сотрудником) и Следственным комитетом в лице председателя или другого начальника согласно компетенции, определяемой председателем.

Назначение на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава производится приказом председателя или другого начальника согласно компетенции, определяемой председателем, а на должности высшего начальствующего состава – Президентом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.