Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды государственных служащих. Единство государственной службы не исключает возможности ее разделения на виды, образующие ее систему.






Единство государственной службы не исключает возможности ее разделения на виды, образующие ее систему.

По общему правилу результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде общественных продуктов, выполнения услуг материального характера.

Однако на современном этапе в условиях быстрого развития науки, техники и внедрения их в производство трудно руководствоваться данным критерием.

Государственные служащие в процессе своего труда не создают материальных ценностей, но обеспечивают их создание путем:

1) руководства производственными процессами и производителями материальных ценностей;

2) контроля за этими процессами;

3) определения основных направлений развития науки и техники;

4) осуществления организационных и материально-технических операций;

5) подготовки и переподготовки кадров.

Труд служащего связан с организацией работы различных органов или организаций либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Служащие обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых).

В соответствии со ст. 5 закона о государственной службе, государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Законодатель Республики Беларусь в настоящее время не определил конкретных критериев разделения государственной службы на виды.

При классификации служащих используются различные критерии: по видам государственной деятельности; характеру полномочий и осуществляемых функций; характеру служебных взаимоотношений и др.

в зависимости от видов государственной деятельности служащие

могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры и аппарата Президента.

в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти и функциональных работников (специалистов).

Должностные лица – это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения; руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов – министр, председатели местных исполнительнораспорядительных органов и руководители структурных подразделений – начальники отделов, служб).

Представители административной власти – государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц – третьих лиц (государственные инспекторы, сотрудники органов внутренних дел). Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник налоговой инспекции).

Функциональные работники (специалисты) – это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют. Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (ведущий специалист, государственный инспектор).

Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаковы. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов и организаций.

По характеру служебных взаимоотношений разделяют служащих на начальников и подчиненных. Данная классификация имеет важное значение для Вооруженных сил Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел, организация и деятельность которых основывается на принципах единоначалия и особой дисциплины.

В юридической литературе общепризнано также подразделение государственной службы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах) и милитаризованную, которая, в свою очередь, подразделяется на военную и правоохранительную.

А.Н. Крамник отмечает: «Особенность содержания государственной гражданской служебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских государственных органов, не является милитаризованной и проявляется в виде законодательной, исполнительной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т. е. отличается особым свойством функций и полномочий»[105].

Гражданская служба может быть общефункциональной – это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в облисполкоме, его структурных подразделениях, в министерствах, государственных комитетах и т. д.); специальной – это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, деятельность государственного нотариуса). Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции.

Милитаризованная служба имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка; поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, 18-летнего возраста; наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих; особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения воинских званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.); особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).

По правовой природе правоохранительная служба сходна с военной, но из-за ряда принципиальных особенностей военной службой не считается и к ней не приравнивается.

В научной литературе предлагается выделение правоохранительной службы среди других видов государственно-служебной деятельности по двум критериям: функциональному (охрана общественного порядка) и организационному (нахождение на должностях в правоохранительных органах). Однако оба критерия не позволяют выделить должности правоохранительной службы с высокой степенью точности, прежде всего потому, что в Республике Беларусь эта служба обладает своей правовой базой, но ее нормы разрозненны, нет единого правового акта, регулирующего вопросы организации и прохождения правоохранительной службы, соответственно не существует нормативного закрепления дефиниции самих правоохранительных органов и в законодательстве четко не определено, какие государственные органы относятся к правоохранительным.

Тем не менее можно выделить несколько принципиальных моментов, позволяющих говорить о правоохранительной государственной службе как особом виде государственной службы:

1. Данный вид службы объединяет особые государственные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачи которых – поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя.

2. Многие сотрудники правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций выступают представителями власти, они вправе осуществлять контроль, применять меры государственного принуждения в установленном законодательством порядке, требовать от неподчиненных им по службе лиц определенного поведения.

3. Сотрудники правоохранительных служб снимаются с воинского учета и не подлежат призыву на военную службу. И только после увольнения из соответствующих органов на них распространяется действие закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе».

4. У служащих правоохранительных органов существует своя система специальных званий. В основе ее лежат воинские звания (лейтенант, капитан, майор и т. д.). Специфичны у них и форма одежды, знаки отличия.

Милитаризованная служба призвана обеспечить специфические функции охраны общественного порядка и защиты Республики Беларусь как суверенного государства от внутренних и внешних угроз.

В юридической литературе выделяются и иные классификации государственных служащих: по масштабу деятельности органов и решаемых задач – государственные служащие, занимающие государственную должность в республиканских и местных органах; по характеру занимаемой должности и значимости решаемых задач – государственные служащие, занимающие высшие государственные должности и иные государственные должности[106].

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» к высшим государственным должностям относятся должности: премьер-министра, председателя Совета Республики и председателя Палаты представителей Национального собрания, председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, главы Администрации Президента, государственного секретаря Совета Безопасности, председателя Комитета государственного контроля, генерального прокурора, председателя правления Национального банка, управляющего делами Президента.

О.И. Чуприс классифицирует государственную службу на политическую, депутатскую, судейскую, аппаратную, прокурорскую, военную и военизированную, обосновывая сущностную характеристику каждой.

Например, политическая служба направлена в первую очередь на реализацию государственно значимых задач, т. е. руководство государством в целом. Она пронизывает всю систему государственной службы, возвышаясь над отдельными ее видами. Ученый предлагает относить к государственным служащим политической службы должности, назначение руководителей на которые производится Президентом, который занимает особое место в данной разновидности государственной службы.

Аппаратная служба обеспечивает реализацию основной задачи государства – реализацию государственной власти посредством создания чиновничьего аппарата, основанного на единых подходах к функционированию. Без этой службы ни одна ветвь власти не может существовать. Наиболее многочислен в этом виде государственной службы аппарат органов исполнительной власти. Отдельными разновидностями этого вида государственной службы являются дипломатическая и таможенная[107].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.