Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шекспир






· Представители нестратфордианства[править | править исходный текст]

· «Шекспировский вопрос» возник и стал развиваться в Америке; американцем был Джозеф Колман Харт, первым недвусмысленно заявивший в печати, что Шекспир из Стратфорда не был автором приписываемых ему пьес (1848). Харт, которому не были известны свидетельства современников о Шекспире, ещё не строил теории заговора, а допускал, что истинное авторство пьес с течением времени было просто забыто и приписано Шекспиру гораздо позже. С интересом к шекспировскому вопросу относились такие крупные американские писатели XIX века, как Уолт Уитмен и Марк Твен. В XX веке обсуждение авторства шекспировских пьес стало популярным и в Европе. Список знаменитостей, привлеченных нестратфордианством позже, включает таких людей, как Зигмунд Фрейд, актёр Майкл Йорк и член верховного суда США Джон Пол Стивенс.

· Внимание к шекспировскому вопросу в русской культуре возникает в 1920-е годы, когда о нём высказывался Анатолий Луначарский, а Владимир Набоков написал стихотворение «Шекспир»: здесь герой выведен вельможей времён Елизаветы, чьи «труды привык подписывать за плату ростовщик». Большую часть советского периода в печати была принята исключительно традиционная трактовка, а версии скептиков разбирались в критическом контексте (как у литературоведов, так и, например, в эссе Юрия Домбровского[43]). В постсоветское время шекспировский вопрос вновь получил популярность.

· Версии об авторстве[править | править исходный текст]

· Бэконианская версия[править | править исходный текст]

· В 1850-е годы американская учительница и писательница Делия Бэкон ездила в Англию и пропагандировала гипотезу об авторстве своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона, позже её развивал политик-популист Игнатиус Доннелли, вице-губернатор Миннесоты, конгрессмен и автор трудов об Атлантиде. Во второй половине XIX века — начале XX века бэконианская теория была самой популярной (некоторое время единственной) из антистратфордианских теорий, но к середине XX века отступила на второй план перед оксфордианской.

· В книге Вирджинии М. Феллоуз «Код Шекспира» (русский перевод 2008) автор доказывает авторство Фрэнсиса Бэкона, а также наличие в печатных оригиналах первых фолио зашифрованных, порой стихотворных, посланий будущим вероятным дешифровщикам, содержащих ответы на многие исторические неувязки, раскрывающих тайны английского двора и другую информацию, которой Бэкон не мог «поделиться» при жизни. Все это, по мнению автора, Бэкон делал не в одиночку, а при помощи круга приближённых к нему лиц.

· Оксфордианская версия[править | править исходный текст]

· Широко известной является теория об авторстве придворного елизаветинской эпохи и поэта Эдварда де Вера, графа Оксфорда (1550—1604): впервые эта гипотеза предложена английским школьным учителем Дж. Томасом Луни в 1920 году. Наиболее влиятельная книга в этом направлении написана Ч. Огберном. По популярности оксфордианская версия со временем превзошла исторически более раннюю бэконианскую и в начале XXI века является наиболее распространённой. Очевидной сложностью для этой версии является ранняя дата смерти Оксфорда, то есть до появления 10 шекспировских пьес, включая «Бурю» и «Макбета»; оксфордианцы предлагают разные теории, объясняющие это несоответствие.

· В художественном фильме «Аноним» (2011) представлена версия авторства Оксфорда, что способствовало популяризации шекспировского вопроса. В знак протеста против выхода фильма организация шекспироведов «Shakespeare Birthplace Trust» перечеркнула имя Шекспира на дорожных знаках в графстве Уорикшир, а памятник драматургу в Стратфорде-на-Эйвоне закрыла полотном.[44]

· Рэтлендианская версия[править | править исходный текст]

· Автором наиболее обширной русскоязычной работы в этом направлении является российский шекспировед И. М. Гилилов (1924—2007), книга-исследование которого «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», вышедшая в 1997 году, по оценке журнала «Знание-Сила», «вызвала интерес и резонанс среди специалистов»; вместе с тем она встретила ряд отрицательных рецензий в России[41][45], а после выхода английского перевода и за рубежом[42][46]. Ряд аргументов в поддержку теории Гилилова, включая и ключевой, связанный с новой датировкой т. н. Честеровского сборника, были в ряде статей опровергнуты Б. Л. Боруховым[47]. В качестве писавших под литературной маской шекспировские шедевры Гилилов называет супругов (с его точки зрения, состоявших в платоническом браке)Роджера Мэннерса, 5-го графа Рэтленда (Ратленда), и Елизавету Сидни, графиню Рэтленд, дочь английского поэта Филипа Сидни.

· Гипотеза об авторстве Рэтленда ранее выдвигалась и англоязычными авторами, однако далеко не так популярна в «нестратфордианских» кругах на Западе, как «бэконианская» или «оксфордианская» гипотезы, прежде всего потому, что в отличие от философа Бэкона и поэта Оксфорда, Рэтленд не оставил каких-либо следов увлечения литературным творчеством. В России же книга Гилилова вызвала ряд продолжений и подражаний. Так, в 2008 году вышла книга Сергея Степанова «Уильям Шекспир», где на основе собственного перевода автор доказывает, что сонеты У. Шекспира — переписка Рэтленда, Пембрука и Елизаветы Сидни-Рэтленд.

· Квинспирианская версия[править | править исходный текст]

· В 2012 году вышла в свет книга-исследование Бенджамина Йорика «Queenspear — герменевтика „шекспировского“ вопроса», в которой утверждается, что пьесы, составляющие ныне шекспировский Канон, были написаны Марией Стюарт. После провала заговора Энтони Бабингтона все бумаги и рукописи пленённой шотландской королевы были изъяты агентами Френсиса Уолсингема. Потом они попали в руки Уильяма Сесила, барона Бёрли, после смерти которого, ими завладел его сын — Роберт Сесил, граф Солсбери, который скончался в 1612 году, и все рукописи Марии Стюарт достались английскому королю Якову I.

· В книге «Queenspear», было также впервые высказано предположение, что основой знаменитого портрета Шекспира из Фолио 1623, гравированного Мартином Дройсхутом, послужила малоизвестная гравюра — портрет королевы Марии Стюарт из книги «Baziliologia» (издана в Англии, в 1618 году, художник Ренольд Эльстрак). Работу Бена Йорика перевёл А. Головнин. С небольшой главой этого исследования — «Как жемчуга превратились в пуговицы, или история создания одного очень известного портрета» можно ознакомиться здесь.

· Другие гипотезы[править | править исходный текст]

· В 2008 году вышла книга переводчицы Марины Литвиновой «Оправдание Шекспира», где автор отстаивает версию, что произведения Шекспира были созданы Бэконом и Рэтлендом совместно.

· В 2003 году вышла книга «Шекспир. Тайная история» авторов, выступивших под псевдонимом «О. Козминиус» и «О. Мелехций». Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой якобы явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.