Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Направления реализации Стратегии






 

Основными инструментами формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного страхования являются:

тарифно-бюджетная политика, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета (регулирование объемов дефицита (профицита) бюджетов);

параметрические изменения условий пенсионного страхования (требования к пенсионному возрасту, размеру страхуемого заработка и продолжительности страхового (трудового) стажа; к условиям реализации пенсионных выплат, определение ожидаемого периода выплаты пенсии и др.);

формирование накопительной составляющей пенсионной системы, соотносимой с показателями развития финансового рынка и экономики страны в целом.

В этой связи в рамках Стратегии предлагаются основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.

Совершенствование тарифно-бюджетной политики

 

Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей.

В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих взносы за наемных работников в 2012 - 2013 гг., установлен в размере 22% + 10% с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов.

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается сохранить действующий тариф при условии:

поэтапного повышения уровня облагаемого заработка. Эти мероприятия целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы;

расширения охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;

поэтапного приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат, а также предоставления права выбора для самозанятых варианта уплаты страховых взносов с учетом объема формируемых пенсионных прав;

установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Для гарантирования социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе предполагается устанавливать актуарно обоснованный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также содействовать формированию достойных пенсий средне- и высокодоходным категориям граждан в рамках формирования полноценной системы добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

При этом надлежит обеспечить реализацию принципа управляемого дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, покрываемого за счет трансфертов федерального бюджета.

Будет усовершенствован механизм преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей с тем, чтобы после окончания срока действия таких преференций (при необходимости поддержки отдельных секторов экономики) предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного пенсионного страхования.

Предлагается сократить перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан.

Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав.
В настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование. В этой связи данные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов федерального бюджета.

Для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера).

На первом этапе в целях адаптации самозанятых граждан к изменению страховой нагрузки фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году, два с половиной – в 2014 году и трехкратного – в 2015 году (в настоящее время это один минимальный размер оплаты труда) при сохранении общего тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
(приложение № 3).

Это, с одной стороны, позволит повысить пенсионные права самозанятых граждан, а с другой - обеспечит поступление дополнительных взносов для текущих пенсионных выплат.

Доходы пенсионной системы увеличатся на 0, 3 % валового внутреннего продукта к 2020 году, а также повысится сумма расчётного пенсионного капитала и сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учитываемых при назначении пенсии.

В дальнейшем тариф страховых взносов для самозанятых граждан будет индексироваться (исходя из темпов роста среднемесячной заработной платы) в целях обеспечения их пенсионных прав и гарантирования их реализации в рамках обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, для данной категории граждан в долгосрочной перспективе предусматривается формирование пенсионных прав исходя из норм коэффициента замещения до 40% средней заработной платы, при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов. Самозанятым гражданам может быть предложено право выбора варианта уплаты страховых платежей.

 

Преобразование системы досрочных пенсий

 

Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.

Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива.

Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей, имеющих соответствующие рабочие места.

Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где условия труда не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм, однако работники в связи с тем, что их профессии входят в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, пользуются правом на установление досрочных пенсий.

Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является многогранной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой требуется также предпринять меры по улучшению условий труда и стимулированию работодателя к модернизации рабочих мест.

Вместе с реформированием досрочных пенсий необходимо также совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по следующим направлениям:

оптимизация тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью установления адекватных размеров страховых тарифов за счет детальной дифференциации в зависимости от уровня профессионального риска (производственного травматизма и профессиональной заболеваемости);

перенос акцента в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев с установлением в законодательстве Российской Федерации механизма реагирования в случаях выявления признаков профессиональных заболеваний с целью предупреждения их дальнейшего развития;

совершенствование системы реабилитации граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно выделение периода ранней (активной) реабилитации, в течение которого будут проводиться мероприятия, направленные на максимально возможное восстановление здоровья пострадавшего и возвращение его к трудовой деятельности.

В целях развития форм социальных гарантий работникам, адекватных современным условиям рыночной экономики, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.

В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые списки» (далее - Списки), к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер тарифа должен определяться исходя из актуарного оценивания.

Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается следующая этапность:

дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки» - на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%,
на 2015 год - 6%.

В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования актуарной обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии (в расчете на 2013 год по Списку № 1 необходимый тариф - 15, 1%, по Списку № 2 и «малым спискам» - 8, 7%) (приложение № 4).

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).

Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и утвержденных в локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения в целях формирования дополнительных пенсионных прав работников, либо установления надбавок компенсационного характера к заработной плате, либо предоставления иных социальных гарантий и компенсаций (например, добровольное медицинское страхование и или лечение работника и членов его семьи, оплату обучения работника и его детей и др.). При реализации этого подхода работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов, в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Основные параметры и условия предоставления указанных дополнительных социальных гарантий и компенсаций будут определяться Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений.

В отношении лиц, не имеющих специального стажа на определенный законодательством момент времени, взамен досрочных пенсий предлагается в систему обязательного социального страхования профессиональных рисков ввести институт страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

Для решения этой задачи потребуется внедрение оценки профессионального риска – вероятности причинения вреда жизни и здоровью работника при длительной занятости профессиональной деятельностью – на каждом конкретном рабочем месте с учетом условий труда.

Риск досрочной утраты профессиональной трудоспособности имеет выраженную связь с продолжительностью занятости во вредных и опасных условиях. Его прирост за каждый следующий период (год) пропорционален длительности воздействия неблагоприятных факторов за предшествующий период (эффект накопления дозы неблагоприятного воздействия).

В этой связи потребуется установить специализированные критерии, определяющие необходимость ограничения трудовой деятельности работников в производствах с вредными и опасными условиями труда, при отсутствии профессионального заболевания как такового, либо оснований для установления инвалидности.

Современные методы позволяют выявлять соответствующие функциональные изменения организма работника на стадии устойчивой гиперфункции, и принимать экспертные решения об установлении ему досрочной утраты профессиональной трудоспособности.

Учитывая, что уровни профессиональных рисков качественно различаются в зависимости от классов условий труда, тариф страховых взносов следует определять исходя из уровня профессионального риска на каждом конкретном предприятии по результатам аттестации рабочих мест, с учетом доли занятых в определенных классах условий труда и продолжительности такой занятости.

Страховщиком по данному виду страхования предполагается определить Фонд социального страхования Российской Федерации, а также страховые организации по выбору страхователя. При этом за Фондом социального страхования Российской Федерации закрепляются полномочия по осуществлению контроля за уплатой взносов страхователями. Установление страховых тарифов для страхователей и предоставление страхового обеспечения по данному виду обязательного социального страхования застрахованным лицам осуществляется по нормам, условиям и в порядке, определяемым федеральным законом.

Кроме того, в отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели (при определенной мотивации) в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную (добровольную) пенсию («досрочную» и/или дополнительную) или иные гарантии и компенсации.

В целях дополнительного стимулирования работодателей к переводу работников в системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предлагается предоставить работодателям право при исчислении налога на прибыль уменьшать доходы на сумму взносов в рамках указанных систем в отношении работающих на рабочих местах, включенных в Списки, а также рассмотреть возможность установления преференций для соответствующих пенсионных выплат в части страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц. При этом объем преференций должен быть дифференцирован в зависимости от объема предоставленных работникам гарантий.

Аналогичные преференции предлагается установить в отношении работодателей и работников при других формах трансформации досрочных пенсий (исключение из базы обложения страховыми взносами и отнесение на себестоимость надбавок компенсационного характера к заработной плате, расходов на предоставление иных социальных гарантий и компенсаций).

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

Указанные меры позволят снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 0, 1 - 0, 2% валового внутреннего продукта к 2020 году, а также повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на существующих в настоящее время условиях для лиц, выработавшим половину и более требуемого стажа.

Для иных работников указанной категории необходимо изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

Лица, впервые приступающие к педагогической, медицинской и творческой деятельности, взамен досрочной пенсии могут быть застрахованы по нормам страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников указанной деятельностью.

Предлагаемый экономический механизм для пенсионного обеспечения позволяет избежать существенного увеличения страховой нагрузки на работодателей, и к середине 2030-х годов обеспечит перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.

 

Реформирование института накопительной составляющей

пенсионной системы

 

Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:

отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;

отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;

несовершенство законодательства в части контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков;

реальное обесценивание средств пенсионных накоплений;

возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1, 8 трлн. рублей в 2011 году,
2, 3 трлн. рублей в 2012году, 3, 5 трлн. рублей в 2014 году);

высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, разрешенные законодательством (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1, 4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0, 5 - 0, 7%);

системная правовая коллизия, связанная с организационно-правовой формой негосударственных пенсионных фондов (указанные отношения регулируются в публично-правовой плоскости - в рамках обязательного пенсионного страхования и не предусматривают получение прибыли, а накопительная составляющая основывается на гражданско-правовых (договорных) отношениях и формируется с целью получения инвестиционного дохода).

Исходя из анализа проблемных вопросов, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы предлагается комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений.

При этом предлагается предусмотреть специальный характер платежа работодателя в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения путем предоставления страхователю права на вычет из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы пенсионных взносов в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения при участии субъектов отношений по формированию накопительной составляющей пенсионной системы.

В этой связи предусматривается:

введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем повышения требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;

целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;

регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации;

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений (в том числе с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию, производных финансовых инструментов, увеличение максимальной доли облигаций одного эмитента в инвестиционном портфеле, расширение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в акции за счет введения альтернативного требования к рейтингу эмитента и капитализации акций одновременно, предоставление возможности инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования к уровню рейтинга долгосрочной кредитоспособности эмитента ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений);

переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;

расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

повышение финансовой грамотности граждан.

В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной эффективности финансового рынка в среднесрочной перспективе предлагается:

рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора:

- остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;

- подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);

поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;

обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.

Все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном порядке.

Предложенная на среднесрочную перспективу мера по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой - снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, например, при направлении в распределительную 2% из 6% дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации снизится на 0, 25% валового внутреннего продукта к 2020 году; при перераспределении
4% - на 0, 4% валового внутреннего продукта к 2020 году.

 

Развитие корпоративного пенсионного обеспечения

 

В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели необходимо создание и развитие корпоративного пенсионного обеспечения.

Корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих вопросов:

формированию уровня пенсий, обеспечивающих коэффициент замещения, в размере не менее 40% (в том числе для лиц с уровнем заработной платы выше среднего);

реформированию института досрочных пенсий;

модернизации накопительной составляющей пенсионной системы;

развитию инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации и закрепления лучших работников.

Функционирование институтов, позволяющих формировать право на корпоративную пенсию для работников в сфере добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), будет гарантировано введением нового правового регулирования деятельности финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний), устанавливающего требования по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговые льготы для финансирования пенсионных выплат.

Мерой по стимулированию развития систем корпоративного пенсионного обеспечения станет также совершенствование института накопительной составляющей пенсионной системы (включая изменение правового статуса пенс накоплений).

Необходимо установить организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также определить необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения работников и основные принципы государственного контроля за деятельностью в данной сфере.

Будет закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными организациями, на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил.

Условия и порядок формирования средств для финансирования пенсионных выплат и/или осуществления пенсионных выплат необходимо определить в пенсионных правилах корпоративной пенсионной программы (пенсионного продукта), соответствующих требованиям основных параметров корпоративного пенсионного обеспечения, которые будут согласовываться Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники и их представители, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

 

Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы

 

Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.

Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств.

В частности, порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии формирует пенсионные обязательства, выраженные в абсолютных суммах, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами. Особо острой проблема предусмотренного в действующей формуле механизма генерации дисбаланса между обязательствами и источниками их покрытия становится в условиях негативного демографического тренда.

Должны быть решены следующие задачи, которые не надлежащим образом решаются в рамках действующей пенсионной системы:

регулирование индексации пенсий;

повышение продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии и формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника;

обеспечение устойчивого поступления в течение длительного периода в распределительную составляющую пенсионной системы страховых взносов в объеме, достаточном для текущих выплат трудовых пенсий;

формирование обеспеченных страховыми взносами обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем;

поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат (имея в виду в качестве целевого
значения 40%).

В связи с этим назрела необходимость изменения действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решить обозначенные проблемы.

Предполагается, что обязательства пенсионной системы должны постоянно балансироваться с ее текущими доходами.

Целесообразно поставить приобретение пенсионных прав в зависимость от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, стажа работы, при этом одновременно государство должно обеспечить выполнение условий по коэффициенту замещения.

В рамках новой системы должно обеспечиваться формирование трудовой пенсии в размере до 40% заработной платы при наличии нормативного стажа.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа (30 лет) для получения пенсии в размере до 40% средней заработной платы по стране. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего актуарную сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах актуарная сбалансированность достигается при 42 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

Для стимулирования трудовой активности и выхода на пенсию в более позднем возрасте планируется предусмотреть возможность назначения трудовой пенсии в более высоком размере при наличии страхового (трудового) стажа сверх нормативного.

В условиях текущей демографической ситуации предлагается сохранить право выхода на трудовую пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте.

В этой связи в среднесрочной перспективе предлагается (в качестве альтернативы повышению пенсионного возраста) механизм стимулирования граждан к более позднему назначению трудовой пенсии по старости.

Кроме того, предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до
21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии исходя из статистической продолжительности.

Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1, 08 млрд. рублей, в 2020 году -
106 млрд. рублей.

Необходимо учитывать, что пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

В настоящее время пенсии выплачиваются в полном размере, при отсутствии наступления страхового случая (потеря трудоспособности).

В долгосрочной перспективе необходимо создать механизм по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике.

Реализация мероприятий по совершенствованию системы формирования пенсионных прав позволит в долгосрочной перспективе осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав, исходя из требования актуарной сбалансированности пенсионных прав и обязательств.

 

Совершенствование системы управления

обязательным пенсионным страхованием

 

Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Для этого предстоит разработать меры, направленные:

на полную реализацию принципа трипартизма и оптимизацию механизма взаимодействия социальных партнеров при принятии решений по развитию пенсионного законодательства;

на функционирование обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей правовой и информационной основы;

на синхронизацию обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования в части соответствия страховых рисков и форм страхового обеспечения;

на предоставление пенсионных услуг в электронном виде.

Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан.

Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника).

 

Развитие международного сотрудничества

в сфере пенсионного обеспечения

 

В современных условиях, когда нарастает процесс глобализации, происходит интернационализация экономики, развивается региональная интеграция, создается международный рынок труда, открываются границы и, следовательно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет огромное значение. Учитывая неодинаковые условия приобретения права на пенсию в разных странах, человек, переселившийся на жительство в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни.

Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты.

 

Раздел IV. Этапы реализации Стратегии

 

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или) при необходимости (с учетом анализа развития макроэкономической ситуации).

В рамках первого этапа (2013 - 2014 годы) предлагается:

формирование системы управляемого дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда;

повышение страховых взносов для самозанятых граждан (фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году, два с половиной – в 2014 году и трехкратного – в 2015 году);

приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда;

увеличение требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов;

сокращение перечня сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;

введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;

установление механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;

предоставление финансовым институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления, дополнительных налоговых льгот;

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

законодательное установление новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы.

В рамках второго этапа (2015 - 2017 годы) предлагается:

поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;

доведение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, до актуарно обоснованного размера исходя из требований обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц;

введение нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, установление для них обязанности участия в саморегулируемой организации;

расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;

введение уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;

установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы;

введение нового правового регулирования деятельности финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний);

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем;

введение новой системы формирования пенсионных прав.

В рамках третьего этапа (2018 - 2030 годы) предлагается:

установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта уплаты страховых платежей для формирования пенсионных прав, в том числе исходя из норм коэффициента замещения до 40% средней заработной платы (при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов).

уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;

введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70 %.

На постоянной основе предлагается:

оптимизация уровня облагаемого заработка;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.