Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективные права авторов. Исключительное право на произведение.






 

Субъективное авторское право и охраняемый законом интерес являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не всегда разграничиваются в литературе и на практике. В самом деле, в основе всякого авторского права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное авторское право и предоставляется управомоченному.

 

Субъективное авторское право - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

 

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они:

1. являются результатом творческой деятельности;

2. существуют в какой-либо объективной форме.

 

Исключительное право на произведение – это прежде всего, право на использование объекта интеллектуальной собственности, в данном случае, объекта авторского права. Исключительное право может принадлежать как автору, так и наследникам автора, правообладателям авторского права на произведение в силу закона или договора (статьи 1229 и 1270 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов использования произведения: воспроизведение; переработка; распространение; публичный показ; публичное исполнение; сообщение для всеобщего сведения; доведение для всеобщего сведения; импорт; прокат.

 

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера.

 

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

 

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и абсолютными. К личным неимущественным правам относятся право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на его использование.

 

Право на авторство означает, что автор может требовать признания своего авторства на произведение и извлекать из этого законные выгоды, что никто другой не может объявить себя автором данного произведения. Незаконное присвоение авторства на чужое произведение называется плагиатом и является правонарушением, преследуемым законом.

 

Право на имя означает, что автор может, опубликовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдоним) или вовсе без имени (аноним). Псевдоним практикуется в литературно-художественной, публицистической и научной литературе. Причины избрания псевдонима могут быть как политическими (чтобы избежать преследования властей), так и личными. В любом случае право публикации произведения под псевдонимом и анонимно является элементом свободы печати.

 

Право на защиту (неприкосновенность) произведения означает, что никто, кроме автора, не может вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения. Неприкосновенность произведения означает, что оно не может подвергаться цензуре или издательскому произволу. Элементом права на неприкосновенность произведения является право автора литературного произведения разрешать или не разрешать его иллюстрирование, а также одобрять или не одобрять иллюстрации. И это понятно: ведь иллюстрация может сделать более ярким представление читателя о героях книги, а может и исказить это представление.

 

Право на обнародование произведения означает, что только автор может разрешить публикацию произведения. В истории литературы известно немало случаев, когда писатель не публиковал свое произведение, завещая опубликовать его через определенное количество лет после его смерти. Никто, кроме автора, не может решить, закончено произведение или нет, готов ли автор представить его на суд читателя. Особенно сложные проблемы возникают при публикации писем, дневников, авторы которых не рассчитывали на их опубликование. Очень часто в этих случаях мы сталкиваемся с нарушениями авторского права, не говоря уже о вмешательстве в частную жизнь.

 

Право на использование произведения означает, что автор выбирает, каким способом может быть использовано произведение: опубликовано в виде книги или в журнале, записано на радио, на видеокассету, показано по телевидению или в театре и т.д. Только с разрешения автора допускаются: перевод произведения на иностранный язык, инсценировка прозаического произведения для театра или сценарий для съемки фильма. Так как инсценировка или фильм будут конкурировать с книгой автора, он сам должен решить, выгодно ли ему перерабатывать свое произведение для театра, кино или телевидения. Впрочем, практика показала, что это выгодно, и многие авторы преуспели в подобных переработках.

 

Вместе с тем из права на использование произведения есть исключения, допускающие использование произведения или его части без согласия автора. Это, прежде всего цитирование, то есть воспроизведение отдельных фрагментов произведения в научных, критических, учебных целях. Цитирование допустимо в пределах, установленных законодательством, и должно сопровождаться ссылкой на автора. Не требуют разрешения передача по радио и телевидению, публикация в газетах публично произнесенных речей и докладов, а также выпущенных в свет общественно-политических произведений, если автор не наложил запрета; воспроизведение произведений специальным шрифтом для незрячих читателей; воспроизведение единичных экземпляров произведения (на ксероксе, например) для научных, учебных и просветительских целей. Воспроизведение единичного экземпляра произведения для личных целей вообще не считается использованием произведения с точки зрения авторского права.

 

Право на вознаграждение - имущественное право автора - предполагает денежное вознаграждение автора за разрешение опубликовать его произведение. Это вознаграждение называется гонораром и фактически является формой оплаты труда автора. Гонорар выплачивается автору также за все переработки его произведения, на которые требуется его согласие, переводы, инсценировки, сценарии, независимо от того, является ли автор также и автором этих переработок.

 

Российские граждане могут передавать использование своих авторских прав другим гражданам и юридическим лицам, как российским, так и иностранным, как на территории России, так и на территории других государств. Иными словами, нет никаких препятствий для российских литераторов заключать договоры с иностранными издательствами, а для художников — продавать картины за рубежом.

 

Авторские права действуют при жизни автора бессрочно, а после его смерти — в течение 50 лет. Они переходят к его наследникам и другим правопреемникам (например, издательству по неистекшему договору). Наследники приобретают право на охрану неприкосновенности произведения, право на его опубликование и использование, право на вознаграждение за разрешение использования произведения. К другим правопреемникам может перейти только право на использование произведения.

Закон регулирует также права артистов-исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.

 

Артисты-исполнители, в том числе режиссеры-постановщики, дирижеры, артисты эстрады, цирка, кукольники, имеют право на имя, право на защиту их исполнения от искажения, право разрешать использование исполнения и право получать за это оплату. Запись исполнения, трансляции самого исполнения по радио или телевидению, а также трансляция записи могут производиться только с согласия исполнителя. При этом, поскольку требуется согласие, исполнитель может в качестве условия требовать оплату трансляции.

 

Производители звуко- и видеозаписей имеют право на воспроизведение и распространение произведенных ими записей. Другие лица могут воспроизводить запись для коммерческих целей только с разрешения производителя записи. Даже если право собственности на экземпляр звуко- и видеозаписи принадлежит не ее производителю, он сохраняет исключительное право ее коммерческого проката.

Вопреки этим нормам в России в настоящее время широко распространено аудио- и видеопиратство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.