Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс социально-культурных отраслей






Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.). Результатом производства и потребления данных услуг являет-

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991—2003 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4, 9 до 10, 0 %. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны за 1991—2003 гг. возросла с 15 до 20, 4 %.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики Республики Беларусь, помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса, входят вопросы, ' связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

Управление социально-культурным комплексом строится. на основе принципа совокупности отраслей и направлений, призванных решать поставленные цели социального развития. Главной из них является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами. Структура министерств постоянно совершенствуется, что отражает стремление приспособить ее к меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни страны. Вместе с тем отмечаются следующие недостатки нынешних структур: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование некоторых функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все расходы данных учреждений определяются на основе специального планового документа — сметы, а порядок планирования называется сметным.

Действовавший в течение продолжительного времени сметно-бюджетный порядок финансирования социально-культурной сферы сыграл значительную роль в развитии образования, здравоохранения, культуры и других отраслей. Однако в целом по отношению к данным отраслям длительное время практиковался принцип остаточного финансирования. Хозрасчетные товарно-денежные отношения были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, практически не применялись.

Переход к рыночным отношениям в Республике Беларусь, как и во многих других странах с переходной экономикой, сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. В 1992—1996 гг. отмечался резкий скачок расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов бюджета. Их доля в расходах консолидированного бюджета увеличилась с 30, 4 % в 1992 г. до 48, 2 % в 1996 г.1. В последующие годы она снижалась и установилась на уровне 36, 7 % в 2000 г. К 2003 г. расходы на социально-культурные мероприятия выросли до 39, 4 %, однако не достигли уровня 1996 г. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование — 18, 4 %, здравоохранение и физическую культуру — 14, 2, мероприятия проводимой государством социальной политики — около 5, 0 % расходной части консолидированного бюджета.

В динамике расходов на социально-культурную сферу отразилось прежде всего стремление государства предотвратить их снижение в условиях инфляции, падения производства, несбалансированности бюджета, необходимости усиления поддержки наиболее незащищенных категорий населения. Сказалось также снижение государственных субсидий отраслям реального сектора экономики, что вынуждало предприятия сокращать расходы на финансирование принадлежащих им объектов социальной сферы.

Наряду с бюджетным финансированием значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные министерства, объединения, предприятия. В ходе проводимых реформ и на фоне экономического кризиса начала 1990-х годов ухудшилось финансовое положение предприятий и их возможности по содержанию объектов социальной сферы. В результате предприятия стали передавать социально-культурные объекты на балансы местных органов власти. Некоторые из них преобразовались в самостоятельные структуры в основном коммерческого характера с изменением профиля их деятельности.

Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. Чтобы противодействовать этому процессу необходима и в дальнейшем бюджетная поддержка таких объектов как в случаях

сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.

На этапе становления белорусской государственности и развития рыночных отношений преобразования проводятся с учетом специфики каждой отрасли социально-культурного комплекса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.