Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая схема экспертизы для решения задач оценивания






Смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе (альтернативе) вектора из m-мерного критериального пространства Еm. Возможно, это самая распространенная задача, для решения которой привлекаются эксперты. Необходима она потому, что в практических задачах принятия решений альтернативы не являются математическими объектами, а чаще представляют собой конкретные физические системы (продукты, организационно-технические комплексы и т.д.). Но для математических методов нужны числа.

Назовем пространство Еm m - мерной шкалой (просто шкалой при m=1), операцию сопоставления системе - оцениванием, а нахождение указанного вектора - задачей оценивания.

Простейшей формой задачи оценивания является обычная задача измерения (пусть x - отрезок, длину которого надо измерить; в этом случае отрезку сопоставляется действительное число f(x) - его длина). Оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте. Решение задачи оценивания сводится к последовательному решению двух задач выбора: < E, ОП1> и < W, ОП >, где ОП1 - принцип оптимальности, задающий допустимость оценки; ОП - принцип оптимальности, задающий точность оценки из ; решением 1-й задачи выбора является W =CОП1(Е); решением 2-й задачи выбора является искомая оценка a=Cоп(W).

Принципы оптимальности ОП1 и ОП (как и соответствующие функции выбора Соп1 и Соп) зависят как от самой оцениваемой системы, так и от оценивающего лица, роль которого аналогична роли ЛПР в общей задаче принятия решений.

Схема решения задачи оценивания представлена на рис.2.

В приведенной на рис.2 схеме решения задачи оценивания эксперты участвуют в решении 2-й задачи выбора < E, ОП >. Для построения же W необходимо иметь общее представление о свойствах системы, которое не всегда есть у эксперта как специалиста в какой-либо конкретной области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.