Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Египет

В IV-III тыс. До н. е. произошло сооружение грандиозных египетских пирамид - чудо строительной техники, поражает даже современного человека. Величайшие - пирамиды Хеопса и Хефрена. Внутри - это спланированная система помещений, предназначенных для " нужд" умершего фараона. Поражают мастерством вещи: мебель, посуда, украшения тонкой художественной работы. Не менее впечатляющие строения III-II тыс. До н. е.: подземные усыпальницы и величественные храмы, в частности Карнакский и Луксорский. Первый, посвященный богу Амону, - огромный архитектурный комплекс с гигантскими статуями фараонов и лесом мощных колонн. Появились и другие виды изобразительного искусства: портретные изображения, в частности психологические портреты фараона Эхнатона и царицы Нефертити, фресковая живопись в храмах и пирамидах. К тому времени сложилось музыкальное искусство (фараоны окружали себя музыкантами, певцами, актерами, танцорами), различные жанры литературы: миф, эпос, рассказы, сказка, повесть, дидактические произведения, философские диалоги, лирические произведения. Сохранившиеся достопримечательности, дают представление о понимании красоты человеком ранних цивилизаций. Преимущественное их назначение - для прославления богов и правителей, для культовых церемоний в их честь. Понимание красоты связывается со светом (солнечные лучи, сияние золотых украшений), величием (ритуальные процессии в честь богов, величественные архитектурные сооружения, статуи богов, фараонов). Боги древних египтян имели преимущественно животное подобие (влияние первоначального тотемизма): бык, корова, шакал, баран. Им поклонялись, приносили жертвы, но настоящим предметом поклонения была красота человека. Основное понятие, отражало представление о приятном для зрения и слуха - " нефер" (красивое, прекрасное). Эпитет " нефер" становится постоянной характеристикой богов и богинь. Понимание женской красоты отражено в скульптурах: лицо с правильными чертами, стройная фигура, грациозная осанка. Бог Сет в образе юноши характеризуется как " прекрасноликий". Бог Осирис воспевается таким, прекрасным ликом освещает подземный мир. Красота богов отождествляется чаще всего со светом и благами (моральный фактор), которые они несут людям.

Образец женской красоты, воспетый в древней египетской поэзии, позволяет понять ее образ. Поэзия " Надпись на столбе (хвала царевне)", в переводе Леси Украинский, воспевает: Милая она перед всеми женщинами! Люба в любви царевна! Ни из женщин, ни из девушек лучшем НЕ БУДЕТ ей равна! У нее волосы от тьмы ночи темные, от ягод терновых чернее.У нее зубы крепче зубцов кремневых в серпочка, а рукой прислонени грудь - словно два цветастые веночки...

Красота у египтян, как свидетельствуют приведенные строки, связывалась с наслаждением. Богиню любви Хатор называют " сладкой любовью", " самой прекрасной из женщин".

Египтяне прославляли красоту природного мира и щедрость земли, которая дает людям плоды, фрукты, овощи. В представлениях о красоте формировался канон цветов, сочетая белый, красный, зеленый. Особенно ценились цвета золота и лазурита (синий минерал со многими оттенками, обработан, он служит украшением). Сформировался канон пропорций человеческой фигуры для скульптурных и живописных, в частности фресковых изображений. Важно также, что у древних египтян возникло понятие образа (кедут), изображение. Свои умения они считали даром богов. Бог Ра, скажем, ввел изображения. В гелиопольской мифе о сотворении мира говорится: " Я рассудил в своем сердце... и создал все образы» Ра создает образы; способность людей делать изображения - его подарок. Художественность насыщала жизненное пространство Древнего Египта, а тогдашние художественные представления и творческие умения свидетельствуют высокое развитие чувственной культуры человека, высокий уровень художественных вкусов.

ИНДИЯ

Искусство Индии принадлежит к древнейшим. Уже в III тыс. До н. е. мастера создали чрезвычайно выразительные произведения разнообразной и сложной техники. В них органично сочетаются, с одной стороны, канонические приемы, а с другой - необычайное богатство образов, форм, сюжетов. Они полны глубокой символики, которая в видимых образах раскрывает представление тогдашней человека о строении мира, этические и религиозные нормы, представления. Каноны и символика шлифовались на протяжении тысячи лет, пока не складывались каноны пропорций и становилась понятной система пропорциональных отношений, предоставляя изображением максимальной выразительности. Важно, что в изображении природных форм отсутствует натурализм, зато представлена символическая образность (как правило, ирреальная), призвана передать определенную идею. Особенно это характерно для изображения богов.

Развитие искусства был обусловлен не только культовыми потребностями, но и художественным видением мира древними индийцами в целом, так художественность проникала в самые широкие слои населения. Особенно развивались архитектура (сложные храмовые комплексы, в частности, подземные), поэзия (ведическая литература), музыка (в Древней Индии музыка получила статус профессиональной), скульптура и живопись. В I тыс. До н. е. живопись считался очень важным занятием, и каждый грамотный человек должен был иметь в своем доме краски, кисти и другие принадлежности, необходимое для рисования. Стенными росписями украшали дворцы и храмы, жилые дома. Различались техника, тематика изображений, а также настроения (девять настроений): патетический, героический, неистовый, отталкивающая, застрашуючий, эротический, шутливый, странный, мирный. Приведенный ряд важен тем, что показывает развернутость нюансов передачи психических состояний человека. Кстати, в европейском искусстве жанры живописи сложатся только в XVI - начале XVII в. Особое значение живописи объясняется мифологическими верованиями древних индийцев. Согласно им, нарисовать человека - значило создать его

Древнейшая известная достопримечательность по вопросам теории искусства принадлежит индийской культуре. Трактат " Читралакшана " (" Характерные черты живописи") создан в очень древний период. Достаточно сказать - в добуддистськи времена (буддизм сформировался как вид религии древних индийцев в VI - V вв. До н. Э.). Содержание памятника свидетельствует добуддистскую традицию. Он повторяет сюжеты ранней индийской мифологии. Буддийский энциклопедический трактат " Махавьют-патти" цитирует большие отрывки из этого трактата - авторитетный, канонический источник изображений Будды. Трактат состоит из трех частей и написан стихотворной форме. Третья его часть содержит эстетические установки о способах изображения людей, царей, богов и других существ. Удивление и восхищение вызывает точность пропорций в подробных элементах. Обратим внимание на развитую понятийную систему художественного творчества. Здесь используют понятие " символ", " пропорции", " прекрасное", " предметы и способы изображения", " картина", " искусство". Акцентируется на передаче психологии и психических состояний изображенных: " Когда изображают глаза богов, то из них на царей и на все живые существа сходит благо. Глаза богов блестящие, по цвету подобные молока, маслянистые, с прямыми ресницами; сиянием они напоминают лепестки лотоса Падма; голубая радужная оболочка переливается всеми цветами; глазное яблоко - черное и большое. Изображение подобных глаз приносит богатство и счастье». Приведенное цитирование свидетельствует уважительное отношение к искусству изображений как общественно ценной труда, " приносит богатство и счастье".

Особого внимания заслуживает также древнеиндийская литература. Период зарождения - II тыс. До н. е. Тексты написаны на языке, названной " санскрит" (sanskrta - совершенный). Начала литературы - это веди: гимны в честь богов в стихотворной форме, обращенные преимущественно к богам: Агни, Индра, Савитар, Варуне. Используются эпитеты, посвященные богам, в частности Агни: волшебный (странный, чрезвычайный), сияющий, безупречный, чистый, ярко пламенный. Видом ведической литературы является упанишады, время возникновения которых - VIII-VI вв. до н. е. Это религиозно-философская литература. Основная ее роль - учение о Брахмана. Древние поэты-мудрецы пели о " высшего Брахмана". Многозначность понятия " брахман" (гимн восхваления, сила заклинания, священное знание, блаженное освобождение, целомудрие, богатство) давали Упанишадам возможность провозглашать: Брахман - все - единое начало всего сущего, абсолют- источник знания, совершенства, высшей мудрости. Представление о нем ассоциировалось со светом и солнцем, его живительными лучами и теплом, огнем костра, сиянием луны, блеском золота и драгоценных украшений. Эстетические характеристики имеет также познания Брахмана. Слово " познание" (vid) в этом контексте означало: рассматривать, испытывать, переживать. Здесь постичь основные аспекты знания-мудрости, знания тесно связывается с переживанием бытия. Эстетика и символика упанишад значительно повлияли на индийские эпические поэмы " Махабхарата" и " Рамаяна". Время создания " Махабхараты" - V вв. до н. е. Стиль произведения характерен гиперболичностью образов, сложной системой эпитетов и метафор, четкой метричнисть построения стихов. " Рамаяна отличается большой художественной насыщенностью, эстетической выразительностью художественной характеристики героев. Особое внимание уделено эстетике света, отождествлению сияющего и прекрасного. В описаниях женской красоты часто использовано эпитет " луннолика", а мужской - " большое-блестящий". Прекрасный мир в эпических описаниях " Рамаяны" образует единство двух начал: божественно-небесного и внутренне духовного. В эстетических характеристиках они предстают как свитлозарнисть (божественные силы) и вогнезарнисть (мир человека).

Красота в индийской эстетике - единство характеристик природного мира и человека, характеристика внешнего проявления жизненности (красота) и внутреннего мира (духовное начало).

Итак, в культурах Древнего мира отражены творческие умения людей, закрепленные в памятниках искусства. Они свидетельствуют, что опыт взаимодействия человека с природным миром и внутри сообществ приобретает определенность в эстетических характеристиках. Осмысление закономерного в художественных изображениях предметов всеобщей неравнодушия утверждается в теории художественных форм - эстетические каноны изображений - призваны закрепить опыт видения ценностей и способы их формирования, опыт отношения человека к изображаемых явлений.

 

Традиционная эстетика Востока. Индия. Основой эстетических преставлений Древней Индии послужила мифопоэтическая традиция, которая нашла выражение в образной системе брахманизма. Учение о Брахмане – универсальном идеале – разрабатывалось в Упанишадах, наиболее ранние из которых датируются 8–6 вв. до. н.э. «Познать» Брахмана можно лишь посредством сильнейшего переживания бытия (эстетического созерцания). Это сверхчувственное созерцание представляется высшим блаженством и имеет прямое отношение к эстетическому наслаждению. Эстетика и символика Упанишад оказала большое влияние на образность и эстетику индийских эпических поэм Махабхараты и Рамаяны и на все дальнейшее развитие эстетической мысли Индии.

Характерной чертой эстетической рефлексии средневековой Индии является отсутствие интереса к вопросам об эстетическом в природе и жизни. Предметом размышлений становится лишь искусство, в основном литература и театр. Главная цель произведения искусства – эмоция. Эстетическое выводится из эмоционального. Центральным понятием всех эстетических учений является понятие «раса» (буквально – «вкус»), обозначающее в искусствознании художественную эмоцию. Особенно это учение о расе разрабатывалось теоретиками кашмирской школы, среди которых наиболее известны Анандавардхана (9 в.), Шанкука (10 в.), Бхатта Наяка (10 в.) и Абхинавагупта (10–11 в.). Их интересовала специфика эстетической эмоции, которую нельзя смешивать с обычным чувством. Раса, не являясь конкретным чувством, представляет собой переживание, возникающее у воспринимающего субъекта и доступное лишь внутреннему познанию. Высшей стадией эстетического переживания является вкушение расы, или иначе – успокоение в ее сознавании, т.е эстетическое наслаждение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ЗАЯВКА (по электронной почте).




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.