Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причинах греховных падений






В ОБИТЕЛИ аввы Пафнутия жил некий брат. по имени Стефан, который впал в постыдное распутство. Известны были и другие подобные случаи, когда люди, удалившись в пустыню ради добродетельной жизни, потом обольщались греховными помыслами и впадали в чревоугодие, распутство и другие ужасные страсти.

По этому поводу многоопытный авва Пафнутий говорил: " Все, что ни случается с нами, бывает по двум причинам: или по благоволению Божию, или по Его попущению. Добрые дела, ведущие к славе Божией, совершаются по Божию благоволению; а все, что сопряжено с вредом, опасностью и бедствием - то случается по Его попущению. Попущение бывает тем, которых Бог оставляет за их неразумие и неверие, а также тем, которые совершают добродетели с нечистой целью, ради человекоугодия или по гордости своего ума. Таких Бог оставляет ради их же обращения, чтобы оставленные, они почувствовали свою беспомощность и исправили свои порочные намерения или дела. Конечно, помочь сироте, монахине и вообще нуждающемуся - доброе дело -. Но случается, что люди помогают скупо и неохотно. Цель-то как будто добрая, но самое дело их недостойно цели, ибо помогать надо охотно, с радостью и не скупясь.

Некоторые люди по природе добры, другие по естеству предрасположены к подвижничеству. Однако надо следить, чтобы все наши поступки, будь то по естественным причинам или по собственному усилию были направлены к богоугодной цели и к славе Божией. Если же, например, писатель или проповедник свои успехи приписывает своим способностям, а не Богу, помогающему ему, то Промысел Божий оставляет его, и тогда этот человек впадает в постыдные дела и страсти, чем подвергает себя позору. Тогда, подвергнувшись унижению, он начинает понимать, насколько слабы его силы и нетверды добродетели, после чего он перестает доверять себе и благодарит Бога за каждую помощь.

Святые отцы говорили: " Когда видите кого-нибудь по жизни развратного, а по словам увлекательного, вспомните о демоне, который беседовал с Господом в пустыне и предлагал Ему знания, богатство и славу. О дьяволе Писание говорит: " Змей же был мудрейший всех зверей земных" (Быт. 3: 1). Но мудрость эта послужила ему во вред, потому что не была соединена с добродетелью. Человек должен иметь в мыслях то, что внушает Бог, говорить правду и делать то, что говорит, а если слову истины не сопутствует добрая жизнь и благородный нрав, то это все равно, что хлеб без соли.

Иногда случается, что Бог на время как бы оставляет человека, чтобы обнаружить добродетель его души, как например, в случае многострадального Иова, с которым Бог беседовал (лицом к лицу) (см. книгу Иова). Иногда Бог оставляет человека, чтобы предостеречь его от кичливости и самомнения. Например, апостол Павел подвергался разным бедствиям, лишениям и даже побоям. Он сам свидетельствовал: " Дано мне жало в плоть, ангел сатаны удручает меня, чтобы я не превозносился" (2 Кор. 12: 7) - т.е., чтобы благополучное состояние и почести за чудеса не ввергли меня в дьявольскую гордость. Оставлен был за свои грехи и евангельский расслабленный, которому Иисус Христос сказал: " Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Иоан. 5: 14). Иуда-предатель тоже был оставлен Богом, т.к. серебро предпочел Слову жизни и потом от отчаяния удавился (Деян. 1: 18). Брат Иакова, Исав, будучи оставлен Богом, впал в невоздержанность и благословение отца променял на чечевичную похлебку (Быт. 25: 30-34). Наученный Святым Духом о причинах оставленности, ап. Павел писал: " И как они (язычники) не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму, делать непотребства" (Рим. 1: 28). И немного дальше о философах: " Как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела" (Рим. 1: 21-24). Отсюда видно, что невозможно впасть в невоздержанность тому, кто не оставлен Промыслом Божиим, а предаются люди иногда бедам или за свою беспечность, или самоуверенность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.