Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избранные рассказы






Quot; Лавсаик" и

" Луг духовный"

Избранные рассказы

Оглавление:

  • Предисловие: Авторы книг " Лавсаик" и " Луг духовный."
  • Из Лавсаика: Преподобный Моисей Ефиоплянин. Гордый Валент. Авва Питирим и блаженная Исидора. Авва Аполлос и покаявшийся разбойник. Авва Пафнутий и праведность флейтиста. Преподобный Ефрем Сирин. Падший Стефан. Милосердный Виссарион.
  • Из Луга духовного: Пресвитер Конон. Примеры кротости. Видение Аввы Леонтия. Небесный покров. Инок Лев. Сила голоса совести. Сострадательность избавляет от наказания. Мальчики совершали Евхаристию. Вразумленный старец. Святитель Аполлинарий. Бог заботится о милостивых. Рассказ о ювелире. Старец предпочел страдать. Почитание Божией Матери.
  • Приложение: А. Возникновение и распространение монашества. Монашеский подвиг. Б. Святые отцы о блудной страсти.
  • Указатель тем.

Предисловие

В ДАННОЙ книжице мы помещаем избранные рассказы из " Лавсаика" и " Луга Духовного" - этих широко известных древних сборников о подвижниках 4-6 столетий. Из этих двух книг мы выбрали преимущественно те рассказы, которые, в нашем понимании, применимы в условиях обычной семейной жизни. Поэтому мы пропустили те рассказы, которые повествуют о суровых аскетических подвигах пустынножителей или о чудесах, совершенных ими. Читателя, интересующегося именно этими рассказами, мы отсылаем к первоисточникам, которые несколько раз переиздавались на русском языке.

Книга Лавсаик содержит в себе повествования о жизни пустынножителей Египта и Палестины второй половины 4-го и начала 5-го века. Написана эта книга Палладием (368-430), епископом Еленопольским (Вифиния, Малая Азия), для правителя Лавса, в честь которого она и получила свое название " Лавсаик." Сановник Лавс занимал должность префекта Каппадокийской области (Малой Азии), входившей в состав Византийской империи. Он был известен своим благочестием, глубоким знанием догматов православной веры, а также своей щедрой помощью храмам и монастырям. Совершив несколько паломничеств по обителям и скитам Египта и Палестины, Лавс лично познакомился со многими подвижниками, упомянутыми в адресованной ему книге. Проникнувшись большим уважением к их подвигам и духовной мудрости, он пожелал сохранить для будущих поколений сведения об их жизни и некоторые их изречения. Однако, будучи слишком занят государственными делами, он поручил описать все это своему другу епископу Палладию.

Книга " Луг Духовный " написана строгим подвижником блаженным Иоанном Мосхом, который в конце 6-го столетия вместе со своим учеником Софронием (будущим патр. Иерусалимским) совершил большое путешествие по обителям Ближнего востока. Обойдя почти все знаменитые палестинские и сирийские обители, они посетили Египет, проникли на юг до славной Фиваиды и даже отдаленного Оазиса, везде присматриваясь к подвижнической жизни и с любовью ее изучая. Свои впечатления и собранные сведения они заботливо записали в книгу, получившую название " Луг Духовный."

Примечание. На пустынном берегу священного Иордана находилась обитель св. Илии. Сюда-то прежде всего пришел, влекомый духом подвижничества, Иоанн Мосх, и прожил здесь около десяти лет, пребывая иногда в полном уединении в близлежащей пещере. Это было в 568-79 годах.

В царствование императора Тиверия II-го (гг. 578-582) Иоанну пришлось отправиться в Египет " для служения." В Египте происходили страшные смуты, возбуждаемые монофизитской ересью. В то время патриархом Александрии был Евлогий, предшественник Иоанна Милостивого. Глубоко образованный Иоанн Мосх отправился в помощь для борьбы с ересью.

В конце 6-го века мы находим блаженного Иоанна снова в Палестине, в обители преп. Феодосия. Здесь-то он и познакомился со своим знаменитым учеником Софронием, будущим патр. Иерусалимским. Общее стремление к духовному совершенству соединило наставника и ученика узами теснейшей дружбы. В обители они узнали о великих подвижниках и решили посетить и другие знаменитые обители Востока, чтобы побеседовать с опытными старцами. Все свои впечатления они записали для назидания грядущих веков. Их путешествие продолжалось десятки лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: преп. Герасима, " Башен, " Каламонскую, св. Петра, обитель Евнухов, Евфимия Великого, монастыри в окрестностях Мертвого моря, обитель св. Саввы и другие. Поклонившись св. местам Иерусалима и Вифлеема, они остановились на время в Новой Лавре св. Саввы, при истоке Иордана из Галилейского озера.

Из Северной Палестины путешественники отправились в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 года они посетили Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв. В дальнейшем, после утомительного путешествия по аравийской пустыне, они достигли священной горы Синай. Проведя здесь некоторое время в подвигах молитвы и богомыслия, они обошли пустыни: Синайскую, Фаран, Раиф. Встречаясь с великими старцами, они собирали сведения о подвижниках отдаленных пустынь. Наконец, на берегу Суэцкого перешейка, они перешли в Египет и около 607 г. прибыли в Александрию.

Посетив храмы и обители Александрии и ее окрестностей, путники решили посетить горные хребты Нильской долины, которые являлись колыбелью иночества. В этих каменистых скитах, после смерти основателя иночества св. Антония, начали селиться отшельники. Появились обители к востоку от Нила и до самого Красного моря и Синая, а к западу до страшных пустынь ливийских. Там-то и находилась славная Нитрийская пустыня.

Избранные рассказы

из " Лавсаика"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.