Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах






При изложении и раскрытии содержания этого вопроса следует иметь в виду, что организационно-правовые особенности предприятий изучены курсантами в IIIсеместре по дисциплине «Экономика предприятий» в теме № 1 «Предприятие – основное звено рыночной экономики. Виды, организационно-правовые формы, классификация».

Организационно-правовую систему Российской Федерации определяет новый Гражданский кодекс РФ. С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, а в Гражданском кодексе РФ (часть I) они представлены как коммерческие и некоммерческие организации (предприятия).

В соответствии со статьей 50.1 Гражданского кодекса РФ (часть I) к коммерческим организациям (предприятиям) относятся юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

К некоммерческим организациям относятся юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода). Каждое предприятие как юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Кратко и последовательно рассмотрим организационно-правовые особенности коммерческих предприятий.

Итак, хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие предприятия (организации) с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом. Товарищества, как правило, представляют собой объединение лиц, а общество – объединение капиталов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться как полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Полное товарищество не может быть создано одним лицом и лицо может быть участником только одного полного товарищества. Учредительным документом такого товарищества является учредительный договор.

В деятельности полного товарищества предполагается личное участие всех товарищей. Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным документом.

Товарищество на вере отличается тем, что оно состоит из двух групп участников. Одни из них (полные товарищества) осуществляют предпринимательскую деятельность от имени всего товарищества и при этом несут ответственность по обязательствам товарищества своим личным имуществом. Другая – не несут такой ответственности, поскольку их вклады становятся собственностью товарищества. Они несут лишь риск утраты вкладов. Вкладчики – коммандитисты отстранены от ведения дел в товариществе, сохраняя лишь право на получение дохода на свои вклады, а также на информацию о деятельности товарищества.

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товариществами. Вкладчик товарищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью – новые организационно-правовые формы предприятия, введенные Гражданским кодексом РФ (частьI) с 1 января 1995 года вместо товарищества с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Основными правовыми документами, определяющими положение общества с ограниченной ответственностью, являются Гражданский кодекс РФ (часть I) и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно быть более 50. В противном случае подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками общества.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Минимальный уровень уставного капитала должен составлять не менее 100 МРОТ на дату представления документов на государственную регистрацию.

Предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью по размеру в большей части относится к малым или средним предприятиям. Прибыль, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их доли в обществе с ограниченной ответственностью.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Для общества с дополнительной ответственностью характерны черты общества с ограниченной ответственностью за исключением имущественной ответственности. Участники такого общества солидарно несут субсолидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемыми учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которой образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удовлетворяющих обязательные права этих акционеров. Он распределяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов и не может быть меньше размера, предусмотренного законом об акционерных обществах. Правовое положение акционерного общества и обязанности определены Гражданским кодексом РФ (частьI) и Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.

Акционерное общество – одна из наиболее сложных организационно правовых форм предприятий, участники которого не отвечают по его обязательствам и не несут риска убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Открытым акционерным обществом признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченного круга лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать 50, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

Учредители акционерного общества заключают между собой договор в письменной форме, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала (для открытых АО должен составлять не менее 1000 МРОТ на дату регистрации общества, а для закрытых – не менее 100 МРОТ), категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Производственные кооперативы относятся к коммерческим организациям и создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной и иной деятельности. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Исполнительным органом кооператива являются правление и председатель.

В деятельности производственных кооперативов могут принимать участие юридические и физические лица, вносящие лишь имущественный вклад, но не принимающие личное трудовое участие в его деятельности.

Имущество кооператива образуется за счет денежных и материальных взносов его членов, доходов от производственной деятельности, выкупа арендованных основных фондов и делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Прибыль в кооперативе делится не по размеру паевых взносов, а по трудовому участию.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленные за ними имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия учреждаются по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации субъектов Федерации административно территориальных образований. Руководитель (директор) такого предприятия назначается собственником и подчинен ему, а не общему собранию коллектива. Учредительным документом является устав.

Уставный фонд унитарного предприятия полностью уплачивается собственником до государственной регистрации.

Унитарные предприятия основываются на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа, а основанные на праве оперативного управления – по решению Правительства РФ.

Основополагающими нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет на предприятиях различных организационно-правовых форм являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н и другие нормативные акты.

Из указанных документов в учетной практике наибольшее значение имеет Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в пункте 2 которого отмечается, что «положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации».

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством занятых работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ. В соответствии с этим Законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Созданные установленным порядком малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с общеустановленными нормативными актами и Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года № 64н.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином России для предприятий подведомственных отраслей.

В соответствии с Типовыми рекомендациями малые предприятия могут использовать следующий рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный на основе централизованно установленного плана счетов.

Рабочий план счетов малых предприятий

Раздел Наименование счета Номер счета Группируемые счета
       
Внеоборотные активы Основные средства Амортизация основных средств Вложения во внеоборотные активы   01, 03, 04 02, 05 07, 08
Производственные запасы Материалы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям   10, 11, 15, 16
Затраты на производство Основное производство   20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97
Готовая продукция и товары Товары   40, 41, 42, 43, 45
Денежные средства Касса Расчетные счета Валютные счета Специальные счета в банках Финансовые вложения   55, 57,
Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по налогам и сборам Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчеты по оплате труда Расчеты с разными дебиторами и кредиторами   68, 69 66, 67, 86 62, 71, 73, 75, 76, 79
Капитал Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)   82, 83, 98
Финансовые результаты Продажи Недостатки и потери от порчи ценностей Прибыли и убытки   90, 91 99, 91

Вывод. С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, а в Гражданском кодексе РФ (частьI) они представлены как коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Каждое предприятие как юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Заключение

Все организации (предприятия) независимо от организационно-правовой формы собственности обязаны вести финансовый учет и представлять финансовую отчетность в соответствующие органы. Финансовый (бухгалтерский) учет организуется в соответствии с международными стандартами учета и отчетности. Основу организации бухгалтерского учета составляют принципы, характерные для рыночной экономики, создающие возможность получения необходимой информации и принятия тактических и стратегических управленческих решений. Организационно-правовую систему Российской Федерации определяет новый Гражданский кодекс РФ.

3.

Задачибухучета следующие: №129-ФЗ 1. формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками. 2. своевременное предупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу. 3. обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами. Функции: 1. Информационная – бухучет является основным источником информации, поставляемой руководителям различного уровня предприятия. На ее основе принимаются управленческие решения. Информация должна быть объективной и оперативной, достоверной и своевременной. 2. Контрольная – работники бухгалтерии осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с работниками организации, с бюджетом и налоговыми органами, с поставщиками по поводу расчета с ними за поставленные товароматериальные ценности. 3. Выполнение сохранности имущества – выполнение этой функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок: - Наличие специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники. - Использование современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации. - Совершенствование самой системы учета, применение научно обоснованных методов, выявление недостач и хищений. Функция обратной связи – бухучета формирует и передает информацию обратной связи, то есть информацию о фактических параметрах объекта управления.

Бухгалтерский учет представляет хозяйственный процесс в виде единого целого - это продукт сознательной целенаправленной работы бухгалтера. Бухгалтерский учет - это слагаемое системы хозяйственного учета. В свою очередь хозяйственный учет является составной частью процесса управления экономикой (5, с.7).

Бухгалтерский учет занимается фактами хозяйственной жизни, в которой сталкиваются интересы собственника, менеджера, служащих, кредиторов и дебиторов. Интересы их противоречивы, и противоречия персонифицируются в лице бухгалтера. Подлинный бухгалтер – судья тех, кто участвует в хозяйственном процессе (7, с. 3). Он должен увидеть за документами интересы собственника, администратора и остальных субъектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.