Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лопухин А.П.






 

«Не осуждайте» – выражение более сильное, чем «не судите». Осуждать – значит не ограничиваться мелкими оскорбительными для другого замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить в слух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор.

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше». «Утрясенною», т. е. такой, в которой нет пустых пространств между сыпучими телами. «Нагнетенною» – в которой насыпанное еще придавлено, чтобы можно было еще подсыпать сверху. «Отсыплют» – не люди и не Ангелы: глагол (δ ώ σ ο υ σ ι ν) поставлен безлично и указывает на Божественное воздаяние. «В лоно» – широкая пазуха, образующаяся от подпоясания поясом верхней одежды.

«Ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». У евангелиста Матфея (Мф.7: 2) это изречение относится только к возмездию за осуждение ближнего, у Луки же – к благодеяниям, которых должен ждать себе христианин-благодетель. Но так как благодеяния добрым людям Господь всегда посылает в преизбытке, то и здесь указывается, очевидно, не на количественное соответствие награды с подвигом, а только на несомненность получения ее.

«Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму». Прежде всего в притче о слепых, из которых один руководитель, другой – руководимый, проводится такая мысль: человек, сам не обладающий познанием истины, не может вести к такому познанию другого (ср. Мф.15: 14).

«Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Этим наставлением Господь дает понять Своим ученикам, что они должны прежде всего сами позаботиться о своем собственном развитии, если хотят развивать других, потому что те, кто им вверяется, дойдут только до такой ступени развития, до какой дошли ученики Христовы.

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Чтобы не быть слепым руководителем слепых, вы должны, прежде чем обсуждать нравственное состояние других (стих 41) и улучшать его (стих 42), раньше позаботиться о познании самих себя (стих 41) и о самоусовершенствовании (стих 42). Иначе от ваших опытов в деле обращения ближних на путь добродетели пользы не будет.

«Всякое дерево познается по плоду своему». Собственное личное нравственное совершенство человека относится к его деятельности на пользу других совершенно так же, как природа деревьев – к их плодам (ср. Мф.12: 33).

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» Исповедание Иисуса Христа, которому не соответствует жизнь человека, не может исходить из чистого сердца и, следовательно, иметь спасительное влияние на других.

 

 

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

«Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне». Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа.

 

Вопросы:

 

(1) Часто ли я сужу, осуждаю, прощаю других? Хотелось бы что-то изменить в себе?

 

(2) «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» К кому обращены эти слова?

 

(3) Как соотносятся «влечение сердца» и Истина Христова?

 

(4) Как Вы понимаете «добрый человек» и «злой человек»? В чём основные отличия добра и зла?

 

(5) «Всякое дерево познаётся по плоду своему». Какие плоды принёс я? Как их оцениваю?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.