Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы успешной работы малых групп






В 1957 г. в США была проведена десегрегация школ. Учив-

шиеся в течение десятилетий раздельно черные и белые ученики

были объединены в одних классах, что, в силу разных причин,

привело к росту межрасовой напряженности, конфликтам и на-

силию. Группа социальных психологов под руководством

Э. Аронсона была приглашена в качестве консультантов департа-

ментом образования г. Остин (штат Техас). Проведя наблюдения

в школах, отметив высокий уровень конкуренции между учени-

ками разных этнических групп и внутри своих групп, вызывающей

дополнительные конфликты, психологи предположили, что ре-

шить эту проблему можно будет в ситуации взаимной зависимо-

сти ребят друг от друга. Они разработали метод Ѓбсоставления

головоломкиЃв (в нашей литературе закрепился ошибочный пере-

вод Ѓбажурная пилаЃв), основанный на разделении материала

между членами малых учебных групп. Для того чтобы выполнить

задание, ребятам приходилось внимательно слушать друг друга,

общаться друг с другом, помогать друг другу. Более подробно об

этой методике будет рассказано ниже, а пока главный вывод, ко-

торый можно сделать из этой истории: для того чтобы все члены

микрогруппы успешно и активно сотрудничали друг с другом, не-

обходимо создать условия для позитивной взаимозависимости.

Принципы и правила организации работы в микрогруппах 7

Позитивная взаимозависимость членов группы друг от

Друга.

Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для

того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в

остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы долж-

на быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят

и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно разными

способами, но в любом случае членов группы должно объединять

нечто общее.

Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели).

Учитель ставит перед группой общую учебную цель: например,

члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или

теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал

какой-то другой группе.

Общая награда (взаимозависимость на основании общей на-

грады). Члены группы выполняют контрольную работу и в до-

полнение к своей собственной оценке получают еще одну, если

оценки всех членов группы были не ниже четверки (тройки, пя-

терки — как будет удобно учителю).

Материалы (взаимозависимость на основании общего мате-

риала, разделенного на несколько частей). Между членами груп-

пы распределяются разные материалы (куски учебного текста,

разные документы и т.д.) Чтобы выучить весь материал, необхо-

димо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы

других членов группы.

Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей).

Каждый член группы получает организационную роль (более

подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно вы-

полнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои

обязанности.

Задания (взаимозависимость на основании отдельных зада-

ний). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое

задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была

выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился

со своим заданием и результаты отдельных работ объединились.

Главным лозунгом групповой работы должно стать: ЃбМы все

работаем друг для друга. Мы в одной лодке — или вместе вы-

плывем, или вместе утонемЃв.

8 Лекция 5

Индивидуальная отчетность и персональная ответствен-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.