Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение уровня сотрудничества в классе
Цель: изучить уровень сотрудничества в классе с помощью методики «Тест уровня сотрудничества».
Содержание задания. Для проведения исследования необходимо заранее приготовить количество бланков методики по количеству учащихся в классе. Устное предъявление теста не допускается. Исследование проводится в групповой форме. Каждый участник получает бланк и самостоятельно его заполняет. Результаты анализируются и соотносятся с результатами других методик, направленных на изучение класса.
ТЕСТ УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
БЛАНК МЕТОДИКИ
Инструкция: «Представьте, что в каждом приведённом ниже утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением напротив него поставьте плюс (+) в графе «Да», в случае несогласия – в графе «Нет». Можно два-три раза поставить плюс в графе «Не знаю», если вы затрудняетесь ответить. Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на бланке не нужно.
Список утверждений
| Оценка утверждений
| Да
| Нет
| Не знаю
| 1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
|
|
|
| 2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
|
|
|
| 3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказать свое мнение.
|
|
|
| 4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
|
|
|
| 5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
|
|
|
| 6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
|
|
|
| 7. Классному руководителю с нами интересно.
|
|
|
| 8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
|
|
|
| 9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
|
|
|
| 10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
|
|
|
| 11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
|
|
|
| 12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
|
|
|
| 13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
|
|
|
| 14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
|
|
|
| 15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
|
|
|
| 16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
|
|
|
| 17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
|
|
|
| 18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
|
|
|
| 19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
|
|
|
| 20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
|
|
|
| | Ключ, обработка и интерпретация результатов Теста Уровня Сотрудничества. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно.
№ утверждений
| Название и характеристика шкал
|
1, 11
| 1. Ценность школы.При высоких значениях ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
|
2, 12
| 2. Ценность класса. При высоких значениях ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
|
3, 13
| 3. Ценность личности. При высоких значениях ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
|
4, 14
| 4. Ценность творчества.При высоких значениях ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
|
5, 15
| 5. Ценность диалога.При высоких значениях ориентация на общение, дружеские отношения, характерны эмпатия, забота об интересах окружающих.
|
6, 16
| 6. Ценность рефлексии.При высоких значениях ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
|
7, 17
| 7. Оценка творческости (креативности) классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
|
8, 18
| 8. Оценка диалогичности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
|
9, 19
| 9. Оценка рефлексивности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
|
10, 20
| 10. Откровенность.Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Так как отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
|
Для обработки результатов Теста Уровня Сотрудничества необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл (кроме утверждений №№ 10, 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «Нет»). За каждый ответ «Не знаю» начисляется 0, 5 балла. Баллы всех участников исследования по каждой шкале отдельно суммируются и переводятся в проценты (от 0 до 100)
Например, количество участников тестирования – 20, следовательно, максимальное количество баллов, которое может быть набрано классом по каждой шкале – 40. Предположим, по шкале «Ценность школы» групповой суммарный балл – 15, что составляет 37% от возможного суммарного балла.
Полученные результаты изображаются графически в виде профиля. По оси Х указываются шкалы, по оси У – выраженность каждой шкалы в процентах. Также можно вычислить среднее арифметическое как по каждой шкале, так и по сумме значений всех десяти шкал. Низкими считаются результаты ниже 60%, нормальными – в интервале 60–80%, высокими – в интервале 80–100%.
Особо интерпретируются результаты 10-ой шкалы: при значениях в области 50% результаты теста рассматриваются как недостоверные, при значениях в области 50–60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих. Нормальный результат – более 60%.
|