Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сессия с Кэрри: его истинность проявилась в толкании






Кэрри, мужчина сорока с лишним лет, появился на сессии с желанием
стать более настойчивым. В частности, это относилось к требованиям его
бывшей жены— к тому, как он непрерывно жертвовал ради неё своими
собственными чувствами и желаниями. Когда они встретились и поженились,
более 20 лет назад, её уровень образования был значительно ниже его. Он
воспринял это как задание для себя — помочь ей получить образование и
найти для неё удовлетворяющую её работу. Выглядело, однако, это так,
что она будет удовлетворена, если он будет заботиться о ней
материально. На поверхностном уровне было ясно, что ему было трудно
сказать ей «нет». На более глубоком уровне он понимал, что отношения с
ней походили на его отношения с собственной матерью. Как мне (Дж.Ай.)
вспоминается, на его Карте тела было отмечено, что его трицепсы были
гипореагирующими. Я предложил, чтобы он начал работать с этими
мускулами, преодолевая моё сопротивление, используя в то же самое время
различные вербальные выражения в адрес бывшей жены. Я настаивал на том,
чтобы «увидеть, что случится, когда ты сделаешь это». Я хотел увидеть,
насколько его оценка проблемы, его понимание и его возможности
изменились после проработки этого ресурса.

Сначала он сделал толчок и сказал, что чувствовал его механическим.
Затем, после того, как я попросил его сосредоточиться на центре,
толкание начало становиться для него более значащим, более
увлекательным. Поскольку стали возникать ассоциации или исторический
материал, мы кратко его рассмотрим. Чем больше он ассоциировался со
своим центром и со своей сущностью, тем лучше толкающие движения
помогали ему осознать, действительно ли произносимые им фразы были
адресованы его бывшей жене. По мере того, как мы прогрессировали, я
начал понимать субъективный опыт излагавшегося им. Это позволило мне
соответственно настроить свои вербальные интервенции и предложения по
привлечению его внимания к своему телу. Стало очевидным, что мы
выполняли это эксперимент для того, чтобы исследовать его понимание
себя, его проблемы самоутверждения, его отношения с бывшей женой, его
отношения с матерью и так далее.

По ходу продолжения сессий он явно стал чувствовать истину. Он мог
ощутить её своим телом. Следующим шагом по направлению к его
самовыражению стал эксперимент с фразой «Я не могу изменить её». Это
привело его к решению. Это было основой его понимания— и это появилось
как результат толкающих движений. Он признал, что мог бы теперь
поступать по-другому со своей бывшей женой. Наряду с возбуждением Кэрри
чувствовал любопытство, и даже смущение оттого, что предыдущие
терапевтические методы не привели его к обнаружению этой связи и к её
пониманию.

Первичная функция эго, с которой работали в этом случае— это функция навыков межличностного взаимодействия (см. Приложение 4, №10),
а подкатегория— «отталкивание» (умение сказать «нет») и «удерживание на
расстоянии». Соответствующие мускулы, самым важным из которых является
трицепс, были все слегка гипореагирующими. Процесс терапии углубился,
когда началась работа с эго-функциями ЦЕНТРИРОВАНИЯ (№3) и ЗАЗЕМЛЕНИЯ (№5). Приблизиться к проблеме с другой стороны можно было через работу с ГРАНИЦАМИ (№4) и через специфическую подгруппу ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ.
Эта последняя категория включает три части дельтовидного мускула. У
Кэрри все они были гиперреагирующими. В характерологической перспективе
многие исследованные мускулы относились к стадии АВТОНОМНОСТИ и ВОЛИ.

Темы этих стадий касались независимого существования, владения своими
чувствами, ощущения силы в своих действиях и т.д., сохраняя вместе с
тем способность к любви и заботе.

В то время, как мы начинали с упражнения, повышающего уровень наличия
ресурса, который мог бы помочь Кэрри стать более настойчивым, то,
исследуя телесную реакцию, мы обнаружили за его ненастойчивым
поведением важную мотивацию. Его настоящее поведение начало меняться,
но детство его не было подробно освещено. Специфика, присущая
Бодинамическому анализу, помогла Кэрри быстро добраться до сути
проблемы. Изучение возможных причин его настоящего поведения в его
детских отношениях с матерью, хотя бы это и было интересным и
потенциально полезным, здесь не потребовалось. Вдобавок к этому, именно
наш опыт, помогающий человеку добыть соответствующие ресурсы в работе с
современной ситуацией, значительно упрощает и укорачивает любую работу
с подобной проблемой.

IX. Аналогия

Мы можем провести полезную аналогию между отреагированием мускула и
игрой на фортепьяно. Представьте себе, что каждая клавиша фортепьяно
соответствует отдельному мускулу. Мы можем уподобить структуру
характера манере игры, которая использует только узкий диапазон клавиш.
Из-за неопределённых паттернов напряжения мы не можем использовать при
игре некоторые клавиши. Одни мы нажимаем только случайно, другие нажать
просто очень трудно, а третьи — слишком слабые. Полное выражение наших
чувств ограничено неполным доступом к имеющимся возможностям. Чем более
характер ограничен отказами и напряжённостью в отношениях, тем
ограниченнее манера игры.

По мере того, как всё большее количество мышц научается задействовать
собственный ресурс, а сознание обретает новые психологические
возможности, наш эмоциональный диапазон становится всё более широким.
Мы можем выразить себя всё более тонкими и разнообразными способами.
Освобождая наши ресурсы, наш потенциал, мы вступаем в область новых
возможностей, область полного использования своих способностей.

Продолжая использовать метафору фортепьяно, мы можем увидеть, что,
подобно тому, как отдельные ноты могут сплетаться в ритм, гармонию и
мелодию, так и наша мускульная свобода реагирования ведёт к новым типам
движения и выражения. Процесс терапии подобен помощи начинающему
пианисту рискнуть и привнести новые элементы в его игру. Сначала,
возможно, оставаясь в рамках его оригинальной манеры игры и только
добавляя маленькие вариации, а затем всё шире и шире вторгаясь в эту
музыкальную картину.

Иногда можно увидеть, как практикующий Бодинамический терапевт касается
различных мускулов— это подобно наблюдению за музыкантом. Здесь мягко,
там громко— пытаясь получить тут — один звук, там— другой; получая
наивысшую отдачу от клиента (инструмента) и от музыки (проблемы);
направляя каждый элемент к интегрированной экспрессии.

Одно из значений Бодинамического анализа состоит в том, что каждый из
нас может подойти к своей жизни как музыкант, владеющий полным набором
инструментов. Мы можем изменять наше сознание, наши способности к
отношениям, к работе, к игре, осознанно ощущая и используя своё тело. К
примеру, бизнесмен может научиться управлять стрессом при деловых
встречах, используя напряжение определённых мышц. Человек, погружённый
в депрессию, может начать пробуждать у себя некоторые импульсы и т.д.
Независимо от того, с какой «клавиши» или манеры игры человек начинает,
одна из целей Бодинамического анализа состоит в том, чтобы помочь ему
глубже погрузиться в поток собственных возможностей, подняться на
собственный высочайший уровень, поддерживая и укрепляя взаимосвязи с
миром. Во взаимоотношениях каждый
из нас находится в контакте с самим собой и с другим человеком. Когда
человек действует прежде всего с самых ранних позиций структуры
характера, он неизменно приходит к коллапсу, уступая контакту или
уступая себе. Человек, действующий с более поздних позиций, имеет
тенденцию бороться за возможность удержать контакт или отношения с
самим собой. В этой борьбе он, однако, может оказаться неспособным
ощутить то, что он в действительности испытывает. Личность,
сформированная самыми первыми состояниями, должна научиться бороться за
свои контакты, личность, сформированная более поздними— научиться
отказываться от борьбы. И о такой перспективе мы можем сказать, что
одна из наших целей состоит в том, чтобы клиент писал свою собственную
музыку и мог бы исполнять её для других.

Карта тела, требуя как знания анатомии и физиологии
мышц, так и некоторых усилий для работы с ней и её анализа, в
значительной мере разъясняет, упрощает и руководит нашей работой с
клиентами. В этом смысле она исполняет роль дирижёра.

Библиография

1. Reich, Wilhelm Character Analysis, 1933. See 3rd Edition, Touchstone, 1972

2. Lowen, Alexander The Language of the Body, Collier Books, 1958, andBioenergetics, Penguin Books, 1975.

3. Peter
Bernhardt, Marianne Bentzen, and Joel Isaacs; Waking the Body Ego, Part
1 and Part 2, in Energy and Character Vol. 26, #1; Vol. 27 #1; Vol. 27
#2.

4. Ian Macnaughton, (Editor), (1997) Embodying the Mind and Minding the Body. Integral Press, N. Vancouver, BC.

5. Stern, Daniel The Interpersonal World of the Infant, Basic Books, 1985.

6. Maslow, Abraham

7. Marcher,
Lisbeth See, for example: Bernhardt, P. (1992) Individuation, Mutual
Connection, and the Body’s resources; Pre- and Peri-Natal Psychology
Journal 6(4), 1992.

8. Britta Holle (1976) Motor Development in Children: Normal and Retarded.Blackwell Scientific Publication, Oxford.

9. Ollars,
Lennart Muskelpalpationstests palidelighed, Thesis, University of
Copenhagen, 1980. (Reliability of the Bodymap Test — in Danish)
Available from Bodynamic Institute, Copenhagen, Denmark.

10. Lake, Frank Clinical Theology (no longer in print).

11. Johnsen, Lillemor See for example: (1981) Integrated Respiration Therapy.

12. Braatoy, Trygve

 

Приложение 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.