Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы физиогномики: история и современность






 

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению Физиогномика (по-гречески: “physis” - природа и “gnosis” - знание, познание) - изучение или познание природы.

Некоторые ученые считают, что физиогномика - искусство, другие, что это учение, теперь многие исследователи называют данную область знаний наукой. Так, в книге “Имиджелогия: секреты личного обаяния” профессор

В.М. Шепель пишет, что физиогномика - “наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности”.

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в глубокой древности на Востоке - в Древнем Китае.

Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически, поэтому на Востоке ученые считали, что в жизненных успехах главную роль играют врожденные качества человека, которые определяют его достижения. При этом видимой частью айсберга являются внешние признаки. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера.

Физиогномика - учение о нахождении связей между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

На Западе это учение получило распространение в Древней Греции. Творцом ее считают Пифагора. Он с легкостью разрешал не только задачки точных наук, но и тайны человеческого лица. Он принимал к себе учеников только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног. Он не брался обучать их математике, если не видел у них на лице знаков, говорящих об их способностях к этой науке.

Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: “ Пусть ни один неизмеренный не входит сюда”.

Платон и Пифагор были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились “сеять вечное, доброе, ценное” в благодатную почву, которая приносила “богатый урожай” одаренных и талантливых последователей.

Первый письменный трактат по физиогномике принадлежал Аристотелю. Он заложил основы учения о лице, которое позже было названо физиогномикой. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одаренности.

Его взгляды разделял целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал к ним свои аргументы по физиогномике. Патофизиогномика важна и для современных исследованиях в медицине и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ломброзо, который попытался определить преступников по специфическим чертам лица у человека.

Теперь существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из них считают учение Галля, Галена, Парацельса, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо и другие.

Учение Франца Иозефа Галля по френологии в начале XIX века было подвергнуто критике, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-то образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему “строения тела и характер”, к которой наука вернулась много лет спустя и которая не решена до конца и по сей день.

Из френологических трактатов Галля итальянский врач Чезаре Ломброзо подчеркнул, что в мозге человека якобы есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным явлениям. Он провел наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казненных преступников. В многотомнике “Человек преступный” (1876-1881 г.г.)

Ч. Ломброзо утверждал, что по внешнему виду конституции отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о “врожденном преступнике” было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

Иоганн Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них “библию физиогномики”. Легендарный швейцарский пастор, богослов и поэт утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Это учение получило название физиогномонии (совр. физиогномика). Взгляды Лафатера на проявления личности в строении лица весьма интересны, хотя во многом и спорны. Он считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырехтомное иллюстрированное издание, было очень популярно в свое время. Екатерина II проявила к нему особый интерес и направила на собеседование к ученому русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.

К сожалению, в нашей стране физиогномика не изучалась с 50-х годов, ее считали наукой субъективной и не признавали в качестве научной дисциплины. Однако в мировой практике физиогномику считают инструментом управления внешними данными для достижения в проведении персонального анализа.

Физиогномисты считают, что жизнь и жизненный опыт человека отражены прежде всего на его лице. Поэтому люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о не доступном глазу внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь потому, что все, что не делает человек, является выражением его сущности. Об этом же еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: “Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри”.

Итак, все характерные особенности организма человека представляют собой зашифрованную информацию, позволяющую увидеть внутреннее, невидимое состояние нашего сознания. Правильно используя ключи, которые дает наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.

Следует сказать, что каждая культура имеет специфические “ключи прочтения” внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Эти ключи эффективны, если “применяются” к представителям одной культуры. Они помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но они же далеко не всегда подходят при восприятии других культур. Так у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, что не имеет никакой аналогий у русских. Поэтому механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой при взаимодействии представителей разных культур.

Лицо своего рода “азбука”, пособие по “чтению” людей. Ж. Ледо писал о “языке лица” так: “ Черты лица как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, дает вполне ясное представление о последнем”.

Восприятие человека человеком начинается с оценки его лица. Язык, на котором говорит лицо, универсален. Поскольку язык лица отражает глубинные состояния души человека, он уже давно интересует физиогномистов и психологов.

Часто внешние черты лица (формы и его детали) помогают узнать внутренний мир и характер человека, что позволяет прогнозировать поведение человека и получать представление об его внутреннем потенциале.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.