Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики






Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики является обеспечение стабильных финансовых основ развития общества, экономики и природопользования.

Критериями достижения цели являются:

– снижение отношения государственного долга к ВВП от 22, 8 процентов в 2013 году до 10, 0 процентов в 2030 году;

– снижение отношения платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета от 41, 3 процентов в 2013 году до 15, 0 процентов в 2030 году;

– сохранение отношения дефицита государственного консолидированного бюджета к ВВП в пределах порогового значения экономической безопасности.

Таблица 8.4 – Показатели бюджетно-финансовой политики

         
Государственный долг, в процентах к ВВП 25, 7      
Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, процентов 37, 9      
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, процентов к ВВП        

 

Для достижения указанной цели потребуется существенно повысить эффективность использования бюджетных средств, максимально обеспечить самофинансирование регионов, удерживать дефицит бюджета в пределах порогового значения экономической безопасности (не более 3 процентов), сохранить социальный и усилить «зеленый» вектор бюджетных расходов.

В налоговой политике будет сохранена преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности.

Повышение эффективности налоговой системы будет осуществляться посредством улучшения ее качественных характеристик, в том числе путем совершенствования налогового администрирования и системы взаимоотношений налоговых органов с плательщиками.

В период до 2020 года необходимо:

– перейти преимущественно к бюджетированию, ориентированному на результат, в соответствии с целевыми программами финансирования основных бюджетных сфер;

– провести оптимизацию распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня;

– поддерживать уровень государственного долга и расходов на его погашение и обслуживание на уровне, обеспечивающем недопущение превышения пороговых значений экономической безопасности;

– продолжить работу по оптимизации состава налоговых преференций путем повышения их целевой направленности на достижение конкретных результатов и сокращения количества налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми преференциями;

– усовершенствовать порядок взимания налога на добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом мировой практики его применения, а также экологического налога;

– повысить роль имущественных налогов, в том числе за счет перехода на исчисление налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости имущества, а также выравнивания условий применения этого налога для всех категорий плательщиков;

– продолжить работу по совершенствованию особых режимов налогообложения, в том числе в части выравнивания налоговой нагрузки при применении различных систем налогообложения по отношению к общему порядку налогообложения;

– обеспечить дальнейшее совершенствование налогового контроля и администрирования;

– усилить бюджетно-финансовые и налоговые механизмы, стимулирующие развитие «зеленой экономики»;

– обеспечить переход на электронное «бесконтактное» обслуживание плательщиков при осуществлении налоговыми органами налогового администрирования;

– усовершенствовать межбюджетные отношения в качестве элемента реформирования системы управления государственными расходами в части среднесрочного планирования трансфертов и повышения прозрачности их расчета.

На втором этапе (после 2020 года) будет продолжено проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики, обеспечивающих сбалансированность бюджета и финансирование необходимых государственных расходов, обусловленных данным этапом развития страны, при одновременном сохранении и усилении инвестиционных и инновационных стимулов налоговой системы, повышении качества налогового контроля и администрирования. Будет продолжена работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений с учетом практики применения выработанных подходов.

Стратегическим направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики станет переход к политике, направленной на создание монетарных основ устойчивого и сбалансированного развития экономики и таргетирование инфляции. Главным инструментом достижения ценовой стабильности будет процентная политика. Процентные ставки будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем привлекательность хранения вкладчиками средств в национальной валюте. Проведение денежно-кредитной политики будет осуществляться в условиях плавающего валютного курса при минимальном участии Национального банка в процессе курсообразования.

Существенное влияние на деятельность финансовых посредников окажет создание до 2025 года единого финансового рынка в рамках ЕАЭС. Увеличится возможность привлечения долгосрочных ресурсов посредством операций на рынке ценных бумаг при одновременном росте конкуренции со стороны экономических агентов и финансовых посредников Российской Федерации и Республики Казахстан.

Для сохранения конкурентоспособности банковская система Республики Беларусь должна к 2025 году по своим системным и институциональным характеристикам и технической оснащенности достичь стандартов банковских систем передовых государств. В этих целях предусматривается:

– повышение качества корпоративного управления в банках;

– улучшение качества разработки и реализации бизнес-стратегий и процессов, позволяющих быстро адаптировать новые финансовые продукты и технологии предоставления услуг потребителям;

– внедрение интегрированных систем риск-менеджмента с использованием наиболее прогрессивных методик оценки рисков;

– широкое использование дистанционных форм обслуживания потребителей финансовых услуг (мобильного банкинга, интернет-банкинга, других систем дистанционного банковского обслуживания), осуществление расчетов с использованием банковских платежных карточек, «электронных денег» и др.);

– расширение перечня оплачиваемых через систему ЕРИП платежей, рост количества производителей услуг, подключенных к системе;

– внедрение бесконтактных технологий при проведении населением расчетов с использованием банковских платежных карточек;

– создание интегрированной сервисно-расчетной системы на основе использования интегрированных карт.

Реализация предложенных мер позволит увеличить долю держателей банковских платежных каточек – физических лиц, пользующихся возможностями интернет-банкинга и (или) иных систем дистанционного обслуживания, к 1 января 2020 года до 50 процентов от общего числа клиентов, обслуживающихся в банке; повысить долю безналичных расчетов в общем объеме платежей за товары и услуги – не менее 60 процентов. При этом система финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, должна функционировать исключительно на рыночных основах.

Реализация мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, позволит повысить уровень использования населением не только банковских, но и иных финансовых услуг, что будет способствовать развитию страхового сектора и ранка ценных бумаг. В результате охват населения финансовыми услугами к 2020 году должен составить не менее 98 процентов.

Для формирования полноценного, развитого и ликвидного рынка ценных бумаг необходимо до 2025 года преодолеть отставание рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь по уровню развития относительно аналогичных сегментов фондовых рынков стран ЕАЭС. Приоритетным направлением развития в этот период должно стать создание условий для формирования института коллективных инвестиций. Необходимо развитие рынка срочных финансовых инструментов.

Обеспечение финансовой стабильности в долгосрочной перспективе требует высокого уровня развития всех сегментов финансового рынка, внедрения в республике модели единого регулирования (мегарегулирования) и надзора за всеми его сегментами по аналогии со странами ЕАЭС. Для обеспечения конкурентоспособности финансового рынка и экономической безопасности страны данная задача должна быть реализована к моменту завершения формирования общего финансового рынка и гармонизации национальных законодательств государств-участников ЕАЭС, а также создания наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕАЭС.

Целью ценовой политики является создание гибкой системы ценообразования с преимущественным использованием рыночных инструментов.

Целевой ориентир – уровень инфляции не более 3–4 процентов в год.

Основными направлениями ценовой политики станут:

– рациональное использование внутренних возможностей и инструментов, препятствующих росту цен на всех сегментах национальной экономики;

– достижение реальной ценовой стабильности путем нейтрализации внутренних и внешних факторов, стимулирующих инфляционные процессы.

На первом этапе (до 2020 года)основной целью является приведение системы ценообразования в соответствие с нормами международной практики путем ее дальнейшей либерализации.

Приоритетными задачамиценовой политики являются:

– максимальное сужение сфер прямого государственного регулирования;

– ликвидация перекрестного субсидирования в энергетике, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве;

– развитие конкурентной среды путем устранения искусственных барьеров входа на рынок (сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение процедур сертификации).

Предстоит ликвидировать или максимально сгладить накопившиеся ценовые диспропорции, которые являются результатом разбалансированности национальной экономики и чрезмерного вмешательства органов управления в процесс свободного ценообразования, создать нормативные правовые условия, препятствующие усилению ценового давления со стороны отдельных производителей – монополистов, в первую очередь, в энергетической сфере. В ЖКХ предполагается перейти от дотирования услуг к безналичным субсидиям потребителей этих услуг, которые будут постепенно сокращаться по мере роста благосостояния населения страны.

Особое внимание будет уделено государственному регулированию цен на исчерпаемые ресурсы, а также новые продукты, полученные с использованием новых технологий. В частности, предполагается дотировать производство энергии с использованием нетрадиционных и возобновляемых ресурсов.

Механизмы решения поставленных задач включают:

– государственное регулирование цен на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства и жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению;

– совершенствование системы ценообразования в сфере производства продукции, оптовой и розничной торговли; оптимизацию структуры льготных цен (тарифов) и полное возмещение обоснованных затрат для всех групп потребителей (физические и юридические лица) в целях совершенствования системы перераспределения национальных доходов и расходов;

– ликвидацию причин и последствий (перекрестное субсидирование), образующих перекосы и диспропорции в национальной экономике.

В период 2021–2030 годов предполагается, что экономика перейдет в режим низко инфляционного функционирования.

Основной акцент будет сделан на мониторинг и упреждение возможных внутренних и внешних ценовых шоков. В этих целях предусматривается:

– постоянный мониторинг цен и прогнозирование их влияния на социально-экономическое развитие республики; разработка мер, упреждающих необоснованный рост цен; прогноз изменения мировых цен, роста цен на первичные ресурсы в связи с усложнением условий их добычи, научно-техническим прогрессом;

– корректировка цен с учетом складывающейся конъюнктуры рынка, а также ряда внутренних факторов, создающих диспропорции в экономике.

Реализация намеченных задач позволит повысить ценовую стабильность национальной экономики, оптимизировать порядок ценообразования, усовершенствовать систему хозяйствования с выделением инновационных флагманов и локомотивов белорусской экономики.

Развитие конкурентной среды на первом этапе предполагает упрощение и приведение к европейским стандартам административных процедур входа субъектов хозяйствования на рынки товаров и услуг. Дальнейшее формирование конкурентной среды будет происходить посредством повышения открытости белорусского рынка в связи со вступлением страны в ВТО, развития институтов антимонопольного регулирования и развития конкуренции, мониторинга рынка.

8.5 Развитие международного сотрудничества и
внешнеэкономических отношений

Главной целью внешнеэкономических отношений Республики Беларусь является использование преимуществ международного разделения труда и процессов глобализации для достижения стратегических целей устойчивого развития страны.

Главным критерием эффективного развития внешнеэкономических отношений является положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.

На первом этапе (2016–2020 годы) основной целью является снижение до минимума внешнеэкономических угроз на основе эффективного участия в международном разделении труда, использования конкурентных преимуществ страны, применения механизмов международных интеграционных объединений. Ее реализация предполагает решение следующих задач:

– расширение и диверсификация торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;

– развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС;

– соблюдение критериев экономической безопасности во внешнеэкономической сфере на основе наращивания экспорта, снижения импортоемкости производства и потребления, оптимизации политики внешних заимствований, привлечения прямых иностранных инвестиций, поддержания баланса между участием в интеграционных процессах и функционированием в качестве независимого государства и др.;

– создание политических, экономических и правовых условий для включения белорусских производителей в международные производственные цепочки, закрепление позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;

– вступление Беларуси во ВТО с учетом интересов национальной экономики;

– расширение всестороннего сотрудничества со странами Европейского союза, в том числе в рамках инициативы «Восточное партнерство»;

– дальнейшая активизация торгово-экономических связей с перспективными, быстрорастущими экономиками и емкими рынками сбыта стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки;

– опережающее развитие экспорта услуг;

– включение в международные и формирование собственных ТНК, обеспечивающих новый уровень производительности труда и экологической безопасности;

– улучшение взаимодействия со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества: участие в программах ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), создание условий для полной реализации прав и потенциала детей и молодежи (ЮНИСЕФ), Программа по окружающей среде (ЮНЕП) и сотрудничество с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и др.;

– активное участие в формировании Глобального партнерства в целях развития, создания открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной международной торговой и финансовой систем;

– включение в индекс глобальной конкурентоспособности.

На первом этапе акцент будет сделан на развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС, создание общего рынка без изъятий и ограничений, что позволит снять барьеры в движении товаров и капиталов, обеспечить доступ к сырьевым ресурсам, услугам естественных монополий и рынку государственных закупок. Достижение поставленных задач потребует реализации следующих мер:

– проведение активной экономической дипломатии, способствующей открытию новых рынков, защите интересов национальных компаний за рубежом и продвижению принципов равноправного партнерства;

– создание интегрированного общего рынка в рамках ЕАЭС путем внедрения единых норм, обеспечивающих равные условия для всех стран-участников, и упрощения правил движения товаров и услуг на территории интеграционного объединения;

– разработка предсказуемой, стабильно действующей нормативной правовой базы и организация эффективной работы органов управления ЕАЭС;

– поддержка вступления новых стран-членов в ЕАЭС, что будет способствовать расширению внутреннего рынка, росту объемов взаимной торговли, углублению производственной кооперации;

– обеспечение участия белорусских предприятий в государственных закупках стран ЕАЭС, взаимодействие с потенциальными покупателями в этих странах, местными банками и другими структурами для выявления потребности в приобретении техники и возможности кредитования поставок.

Основной целью второго этапа (2021–2030 годы) является дальнейшая модернизация внешнеэкономических отношений в интересах роста благосостояния и удовлетворения растущих материальных и духовно-культурных потребностей населения в условиях появления новых глобальных и региональных вызовов устойчивому развитию национальной экономики.

Участие Беларуси в ВТО и других международных организациях будет способствовать установлению внешнеторговых отношений с другими странами на долговременной и стабильной основе; защите национальных интересов в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях; расширению рынков сбыта для белорусских товаров; улучшению инвестиционного климата и привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт производства.

Реализация целей и задач второго этапа будет обеспечиваться посредством углубления экономической интеграции в рамках ЕАЭС: либерализации рынка услуг и капиталов, развития общего финансового рынка, гармонизации и совершенствования общего законодательства; расширения сотрудничества в рамках международных организаций.

Существенным фактором устойчивого развития должно стать углубление трансграничного сотрудничества во всех сферах торгово-экономической, научно-технической и природоохранной деятельности. Это будет способствовать созданию гибких коммерческих структур с привлечением внешних инвестиций для совершенствования инфраструктуры; улучшению приграничной торговли, туризма; эффективному сотрудничеству в культурной, социальной и экологической сферах; формированию общего социокультурного пространства; выработке совместной трансграничной региональной политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.