Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие системы управления в интересах устойчивого развития






Стратегической целью является повышение эффективности государственного управления в контексте обеспечения устойчивого социально-экономического развития и достижения высоких позиций в глобальной экономической конкуренции.

На первом этапе (до 2020 года) приоритетными задачами политики в сфере государственного управления являются:

1. Утверждение принципа устойчивости развития в качестве основополагающего в сфере управления и планирования. В этих целях необходимо создание общественных советов по устойчивому развитию на уровне страны, областей (г. Минска), районов, городов областного подчинения. В практику деятельности советов следует ввести рассмотрение проектов законов, планов и программ на предмет их соответствия положениям Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.

2. Воссоздание Комиссии по устойчивому развитию при Совете Министров Республики Беларусь, возглавляющей работу по подготовке и реализации стратегии устойчивого развития страны.

Основными задачами комиссии будут:

– рассмотрение предложений по формированию и реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;

– координация деятельности министерств и других органов государственного управления по разработке проектов программ и действий по устойчивому развитию;

– подготовка информационных материалов в виде докладов и планов действий по устойчивому развитию;

– подготовка для Правительства республики программных материалов для участия в международных мероприятиях по устойчивому развитию; участие в работе по реализации международных инициатив Республики Беларусь в области устойчивого развития;

– рассмотрение и анализ представляемых министерствами и другими органами управления сообщений или докладов относительно их деятельности в области устойчивого развития;

– согласование стратегий устойчивого развития между республиканскими органами государственного управлениями и облисполкомами, местными образованиями.

Общее методическое обеспечение подготовки и реализации национальных стратегий будет осуществлять Министерство экономики в тесном взаимодействии с республиканским органами государственного управления, облисполкомами и г. Минском.

3. Совершенствование системы макроэкономического прогнозирования на основе перехода к индикативному планированию, что потребует:

– утверждение необходимой нормативной правовой базы;

– создание системы мониторинга и оценки реализации стратегических и тактических документов, позволяющей определить степень достижения результативности и эффективности их реализации.

4. Создание благоприятных условий для реализации субъектами хозяйствования своих прав и интересов за счет:

– ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования;

– отказа от доведения субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей;

– разработки и принятия системы норм государственного регулирования, которая позволит на уровне организации осуществлять хозяйственное управление самостоятельно.

5. Принятие кодекса устойчивого развития (по аналогии с Германией), обязывающего субъектов хозяйствования регулярно предоставлять общественности показатели их устойчивости.

6. Разграничение функций государственного и хозяйственного управления, исключение несвойственных и дублирующих функций. Для этого необходимо:

– наделение отраслевых органов управления обязанностью формирования политики развития вида экономической деятельности, а не подведомственных организаций;

– освобождение органов госуправления от выполнения функций оперативного хозяйственного управления подведомственными организациями, а также от функций, подлежащих делегированию частному сектору;

– изменение системы управления государственным имуществом путем передачи пакетов акций, находящихся в государственной собственности, от отраслевых органов управления к органам управления государственным имуществом.

7. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственного управления, означающее:

– организацию публичного общественного обсуждения важнейших законопроектов, опубликование всех плановых и нормативных правовых документов в широкой печати, за исключением тех, которые составляют государственную тайну;

– развитие технологии обратной связи, обеспечивающей открытый диалог с гражданским обществом;

– усиление административной ответственности за уклонение от принятия решений, волокиту и другие проявления бюрократизма;

– развитие системы общественного мониторинга и оценки деятельности государственного аппарата;

– совершенствование системы электронного правительства.

8. Расширение полномочий и ответственности органов местного управления и самоуправления за результаты устойчивого развития региона посредством передачи им части функций и полномочий от вышестоящих органов государственного управления. На муниципальный уровень будут переданы полномочия в области охраны общественного порядка, коммунального обслуживания, строительства дорог, благоустройства и охраны окружающей среды, поддержки малого и среднего бизнеса, полномочия в социальной сфере. При распределении полномочий между различными уровнями власти необходимо следовать принципу субсидиарности.

9. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе комплексного перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, при котором существенная часть бюджетных расходов в 2020 году будет распределяться и контролироваться путем разработки и мониторинга целевых государственных программ.

10. Переход к мониторингу и оценке эффективности реализуемых программ социально-экономического развития на основе системы качественных и количественных показателей, позволяющих оценить достигнутые результаты и сравнить в международном контексте, а также создать оптимальные условия для принятия эффективных управленческих решений.

В период 2021–2030 годов будет продолжен процесс совершенствования системы государственного управления экономикой в направлении повышения эффективности и результативности деятельности государственных органов на основе соединения передовых научных знаний с принятыми управленческими решениями.

Предстоит решить следующие задачи:

– завершить переход к новой системе управления государственной собственностью через акции и формирование института управляющих;

– передать функции оперативного управления хозяйственной деятельностью коммерческим и некоммерческим структурам корпоративного типа в форме холдингов и других интегрированных корпоративных структур;

– повысить профессионализм и престиж государственной службы;

– широко использовать в деятельности органов государственного управления новые технологии: дорожного картирования, форсайт-прогнозирования, современных механизмов связи – краудсорсинга и ИT-технологий. В подразделениях органов госуправления широкое распространение получат инструменты, основанные на принципах ресурсосберегающей организационной структуры «бережливое производство» (lean production).

Реализация предлагаемых мер, направленных на повышение эффективности госуправления, обеспечит положительную динамику изменения индексов качества белорусской системы государственного управления в международных рейтингах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.