Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видение будущего облика страны






Намечая цели долгосрочного развития Беларуси, необходимо четко представлять, какой мы хотим видеть свою страну через 15 лет, для выработки конкретных направлений действий по основным компонентам устойчивого развития.

1. Беларусь – независимое правовое демократическое государство, сохраняющее свою территориальную целостность и культурно-историческое наследие, участвующее в системе международного разделения труда, обладающее эко-эффективными технологиями и знаниями, активно внедряющее инновации.

Беларусь будущего – это безопасная страна, государство законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности, где соблюдаются все права человека, надежны институты защиты частной собственности, профессионально работают органы правопорядка, пользующиеся доверием граждан.

2. Национальным богатством является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, развитая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности.

В центре внимания государственной политики – гармоничное развитие личности (физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное), накопление знаний, умений, компетенций, индивидуальных способностей, навыков бережного отношения к природе и самому человеку. «Человек – цель, а экономика – средство его развития».

Приоритетами государства станут инвестиции в развитие человеческого потенциала, формирование класса «интеллектуальных служащих» («людей знаний») через опережающее образование, культурно-духовную сферу, новое содержание труда и здоровый образ жизни.

Постепенно меняется ментальность граждан в направлении усиления большей уверенности и раскрепощенности, чувства ответственности и гордости за белорусскую нацию.

Государством созданы условия для получения непрерывного качественного и доступного образования на протяжении всей жизни.

Создана высокоэффективная качественная система здравоохранения, в полной мере отвечающая нуждам и запросам граждан, базирующаяся на высокотехнологичных видах медицинской помощи, телемедицине и информатизации, страховой медицине. Сформирован развитый рынок медицинских услуг.

3. Высокая степень доверия населения страны к государственной власти достигнута благодаря четко отлаженному конструктивному диалогу государство–общество–бизнес, предсказуемости и прозрачности в деятельности органов государственного управления.

Укрепление демократических принципов жизни страны позволит сформировать гражданское общество. Важная роль в обеспечении устойчивого развития страны принадлежит общественным организациям, деловым и научным кругам, весомый вклад вносит молодежь и местные сообщества.

Оптимизация структуры органов государственного управления позволяет обеспечить скоординированную с местными властями и общественностью политику по выработке и реализации стратегий устойчивого развития регионов и страны в целом.

Основные инструменты государственного управления – предвидение, индикативное планирование, координация, мониторинг и оценка результативности работы.

4. Основа экономики – конкуренция и современные развитые институты рынка.

Значимый вклад в рост экономики принадлежит малому и среднему бизнесу, для развития которого обеспечен равный доступ к ресурсам, создана развитая инфраструктура, конкурентная среда и система гарантированной защиты собственности. Каждый гражданин может полноценно реализовать себя в предпринимательстве. Бизнесу выгодно и престижно инвестировать проекты по созданию современной производственной и социальной инфраструктуры.

5. Сформированы собственные фундаментальные научные школы мирового уровня, что позволяет занять лидирующие позиции по ряду направлений. Белорусская наука станет практикоориентированной. Результаты ее работы – основа для ежегодного создания высокотехнологичных производств, новых продуктов, прогрессивных материалов. Каждый менеджер – это своего рода ученый на своем рабочем месте и, наоборот.

Крупные промышленные организации, создавшие свои научно-исследовательские центры, будут проводить перманентную модернизацию и достигнут высокой эффективности производства, станут центрами инновационных кластеров.

6. Республика Беларусь развивается на основе макроэкономической и финансовой стабильности, низкой инфляции, внешнеэкономической сбалансированности, достаточного уровня золотовалютных резервов.

Беларусь – это государство с развитой финансовой системой и рынками, широкой сетью страховых компаний, инвестиционных, венчурных и иных фондов.

7. Изменена отраслевая структура промышленности, основу которой составляют высокотехнологичные производства и инновационные промышленные кластеры. Приоритетное развитие получат: фармацевтика, оптоэлектроника, авиакосмическая индустрия, производство офисного, медицинского и измерительного оборудования и др.

Основными инструментами повышения конкурентоспособности промышленности являются инновационный промышленный дизайн и проектирование, новые «умные» материалы и роботизированные производства.

Динамично развиваются производства, основанные на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, пищевых продуктов).

Автомобилестроение сконцентрировано на производстве автомобилей с гибридными двигателями, развивается выпуск электромобилей как наиболее экологичного и наукоемкого вида транспорта.

Выпуск машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции базируется на экоэффективных технологиях, электронных системах управления и проектирования.

Весомым инструментом снижения материалоемкости становится постепенное вытеснение металлов модифицированными материалами, пластиком, стекло- и углепластиками, наноматериалами. Проведена диверсификация переработки нефти, созданы кластеры малотоннажной химии.

Структурные и технологические трансформации в промышленности позволяют выпускать товары по самым требовательным международным стандартам и приблизиться по производительности труда к среднеевропейскому уровню. Снижена экологическая нагрузка на окружающую среду за счет внедрения современных «зеленых» технологий.

Белорусская промышленность становится полноправным членом в системе международного разделения труда. Создана взаимовыгодная система производственной кооперации с промышленными организациями России и Казахстана, другими членами Евразийского экономического союза. Отечественные производители включены в интеграционные цепочки транснациональных промышленных корпораций.

8. Энергетическая безопасность страны достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий в традиционной энергетике и вовлечения в энергобаланс ядерной энергии. Оптимизирован объем выработки электроэнергии с использованием возобновляемых источников на биогазовых и ветроэнергетических установках, гидроэлектростанциях, солнечных энергоустановках. Создан оптовый электроэнергетический рынок, интегрированный с государствами-членами ЕАЭС.

9. Сельское хозяйство активно использует технологии V и VI укладов. Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом.

Сельскохозяйственное производство приобретает зональную (территориальную) специализацию. Его интенсивность увязана с сохранением плодородия почвы и снижением негативного влияния на экосистему.

Широко используются новые прогрессивные технологии (точечное земледелие, использование достижений генной инженерии, автоматизация и роботизация производства, применение биологически безопасных удобрений и пестицидов). Развиваются технологии широкого использования микроорганизмов, в том числе для реабилитации техногеннонарушенных земель.

На большей части сельхозугодий сохраняется государственная собственность на землю. Однако в отдельных районах Беларуси часть территории сельхозугодий передана в частную собственность. Здесь восстановлена хуторская система расселения. Успешно функционируют фермерские хозяйства, активно развиваются новые направления животноводства.

Все большее распространение получает органическое земледелие, производство пищевых продуктов с учетом экологической составляющей. Расширяется ассортиментный выпуск продукции «здорового питания».

10. Беларусь будущего – это страна, в которой каждый гражданин может иметь качественное и доступное жилье.

Развитый рынок недвижимости ориентирован на потребителя, многообразие источников финансирования (жилищные облигации, система строительных сбережений, ипотека и др.), открытую конкуренцию строительных организаций, что позволяет решать жилищную проблему в оптимальные сроки, с высоким качеством и минимальными издержками.

Постепенно меняется облик застройки жилых районов посредством расширения строительства экологически безопасного и энергоэффективного жилья. В республике популярно индивидуальное строительство, все больше людей переезжают в города-спутники и малые города. Реализуется концепция «Малоэтажная Беларусь». Активно развивается деревянное домостроение, сформирован развитый рынок арендного жилья. Экологически более благоприятные и прочные конструкции из древесины позволяют строить многоэтажные здания.

11. Создан комплекс новых видов рыночных услуг. Ускоренными темпами развиваются профессиональные и деловые услуги (информационно-коммуникационные, консалтинговые, маркетинговые, рекламные, туристические, финансовые, аутсорсинг и инсорсинг), а также социальные услуги, повышающие качество жизни населения. Осуществлена модернизация традиционных видов услуг (культурно-развлекательных, рекреационных, торговли, гостиничного хозяйства).

12. Активное использование механизма государственно-частного партнерства позволило создать современную инфраструктуру: высокоскоростные транспортные магистрали, развитую логистическую систему, современные аэропорты мирового уровня. Беларусь полноценно включена в международные авиационные потоки, внедрены международные стандарты в железнодорожном и водном транспорте.

Транспортные артерии «Запад-Восток» и «Север-Юг» оснащены современными логистическими терминальными системами обслуживания потребителей, автоматизированными системами таможенного и приграничного контроля, спутниковой навигацией, объектами придорожного сервиса. Обеспечено безостановочное движение транспортных средств через пограничные и таможенные переходы.

Беларусь станет логистической площадкой для товарных потоков Юго-Восточная Азия – Европа.

Общественный транспорт регулируется автоматизированной системой управления и включен в сеть информационного обеспечения населения. Созданы условия для преимущественного использования в городах автомобилей, оборудованных гибридными двигателями. Начат переход к массовому использованию легковых электромобилей.

Минск связан с городами-спутниками и Национальным аэропортом эффективным транспортным сообщением. В столице завершены работы по созданию многоуровневых транспортных развязок потоков автомобилей, второй кольцевой автодороги вокруг города. Ведутся работы по новым линиям метро, которые свяжут все спальные районы.

13. Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные и телекоммуникационные технологии, создаются «умные города» и сети. Свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью систем образования и здравоохранения, бизнес-коммуникаций, общения. Создано электронное правительство, что позволило повысить качество услуг для граждан и бизнеса.

14. Система органов местного управления и самоуправления мотивирована в эффективном управлении местными ресурсами и несет ответственность за комплексное развитие своих территорий, гарантирует финансовую самостоятельность регионов. Различные формы сотрудничества между административно-территориальными единицами обеспечивают конкурентоспособность территориальных образований. Используются стимулирующие механизмы, позволяющие наращивать собственную доходную базу и реализовывать экономический потенциал своей территории.

Проведенные преобразования в административно-территориальном делении государства сформируют национальные и региональные центры опережающего развития, что позволит проводить эффективную региональную политику, нацеленную на поиск путей и средств повышения уровня жизни населения, обеспечение устойчивого развития посредством концентрации ресурсов в «точках роста» и рациональное использование природного потенциала с сохранением экосистемы региона. Рациональное размещение производительных сил и высокая отдача от инвестиций стали наиболее значимыми инструментами стратегии «выравнивания» социальных условий, повышения конкурентоспособности регионов и снижения их дотационности.

15. Сформирован и эффективно функционирует «природный каркас» страны в виде национальной экологической сети, элементы которой пространственно взаимосвязаны между собой, а также интегрированы в общеевропейскую экологическую сеть.

Национальная экологическая сеть предназначена для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира, и формируется из природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране: Березинского биосферного заповедника, национальных парков, заказников республиканского и местного значения, водоохранных зон рек и водоемов, лесов первой группы, особо защитных участков лесов второй группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.