Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте основные этапы информатики.






Глава 1

1. В чем состоит смысл научно-технического прогресса?

Научно-технический прогресс - это совершенствование средств труда, предметов труда, методов организации производства, труда и управления на базе опережающей науки.

Смысл научно-технического прогресса заключается в новых возможностях поиска истины, резком качественном увеличении числа познанных закономерностей природы и общества, связей между разными факторами и явлениями жизни.

Определите понятие информатики.

Информатика — междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся в ходе научно-технической революции, опосредованная созданием вычислительной техники и компьютерных технологий, а также повышением значения информации в жизни общества на стыке многих наук (в том числе, математики, физики, биологии, статистики и др.).

Наиболее развернутое определение: информатика - область научных знаний, изучающих природу, структуру и свойства информации, а также методы и средства сбора, обработки, хранения передачи, обмена, защиты и использования информации с целью удовлетворения информационных потребностей.

Назовите предмет информатики.

Предмет информатики включает несколько областей информационных знаний.

Первую предметную группу информатики составляют знания о природе информации, ее свойствах и структуре. Природа информации определяется предельной сущностью и ее свойствами (признаками). Структура информации состоит из элементов, предопределяемых ее сущностью.

Вторую предметную группу информатики составляют знания о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи, обмена, защиты, использования информации.

Охарактеризуйте основные этапы информатики.

Первый этап: Создание печатного станка создало условия суще­ствования первого революционного процесса в истории информации, поскольку они дали возможность получать многотиражную информационную продукцию.

С началом книгопечатания активно стали распростра­няться научные знания. В это время была создана систе­ма отраслей научных знаний. Именно с XVII—XVIII вв. берет свое начало современная наука как система структурированных знаний.

В это же время были сконструированы первые меха­нические вычислительные средства выполнения арифме­тических действий (калькуляторы). Одно из первых ме­ханических вычислительных устройств сконструировал в 1642г. Б.Паскаль. В дальнейшем Г.Лейбниц создал в 1673г. машину, позволявшую выполнять операции умножения и деления. Принцип работы калькулятора Лейбница сохранился практически во всех последующих механических вычислительных устройствах. Лейбниц является основателем информатики как на­уки.

Второй этап: совпадает со вторым этапом научно-технической революции: изобретением телеграфа (1774г.); фотографии (1826г.); телефона (1876г.); радио (1895г.); кинематографа (1895г.); телевидения (192 г.).

В конце XIX в. была основана новая область челове­ческой деятельности — документация, объектом кото­рой была библиографическая информация или описание структуры знаний. Название этой области знаний просуществовало до середины XX в., когда был вве­ден в оборот термин информация, после чего все области знаний, объектом которых была информация, стали менять наименование на информатика. Объект исследования информатики— информация и информационная деятельность.

Третий этап: революционный период, т.к. он связан с созданием компьютера и связанных с ним техни­ческих средств высокоскоростной обработки и использова­ния информации.

История создания компьютеров берет свое начало с простейших вычислительных устройств и средств. Затем появились более сложные вычислительные устройства (механические калькуляторы), которые стали первыми прообразами компьютеров.

В середине XIX в. Ч.Бэбиджем была сконструирована «аналитическая маши­на» — первая в истории попытка создания универсаль­ной цифровой вычислительной машины с программным управлением. В его машине арифметическое и запомина­ющее устройства были конструктивно разделены, работа с адресами и кодами осуществлялась раздельно.

В конце1930-хгг. были сконструированы первые модели электрон­но-вычислительной машины (ЭВМ), а в 1946г. в США по­строена первая ЭВМ. С этим фактом связывается начало нового компьютерного информационного века. В1965 г. в нашей стране была создана ЭВМ на полупроводниках нового поколения серийного производства, она выполняла один миллион операций в секунду.

Период массового производства и внедрения средств вы­числительной техники во все сферы жизни, где требуются «малые» формы компьютеризации, начался с создания пер­сональных компьютеров. В 1981г. фирмой IBM был создан первый в мире РС (персональный компьютер), но его вы­ сокая стоимость не позволяла запустить процесс массовой компьютеризации человеческой деятельности.

После создания новых стандартов (протоколов TCP/IP) передачи данных и внедрения иерархической системы именования компьютеров и их IP-адресов Domain Name System (доме­нов), составляющих технологическую основу глобальной сети Интернет, в мире были созданы все условия для мас­совой информатизации.

Процесс превращения глобальной сети Интернет из профессиональной формы коммуникаций в общедоступное средство массового использования начался после создания Тимом Бернерс-Ли специального программного языка ис­пользования и связывания между собой информационных материалов при помощи гиперссылок. Это дало толчок для развития новых семантических и поисковых технологий. Сеть Интернет стала носить характер всемирной и удобной для использования системы знаний.

Таким образом, создание персонального компьютера и цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет, а также изменение социально-экономических условий в общественном раз­витии обусловили формирование глобальной информатизации.

Четвертый этап: в нашей стра­не этот этап связан с массовым процессом информатизации во всех сферах человеческой деятельности.

Процесс массовой информатизации обычно связывают с внедрением и развитием компьютеризации, под которой понимается не только массовое внедрение средств вычис­лительной техники во все сферы жизни, но и формирование индустрии всей системы информационной инфраструктуры. Массоваяинформатизация предпо­лагает широкое внедрение информационных технологий в производство товаров и услуг, государственное управление, образование, науку и культуру, а также повсеместное ис­пользование компьютеров на бытовом уровне.

Формирование нового направления политики государства в информационной сфере связано с принятием документов, определяющих основные положения развития информационной сферы человеческой деятель­ности и информационного общества. Такими документами являются «Стратегия развития ин­формационного общества в России» и Государ­ственная программа РФ «Информа­ционное общество (2011—2020годы)».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.