Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недоразвитие памяти






Память тяжело умственно отсталых детей отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логической встречается нечасто.

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности и очень часто с грубыми расстройствами моторики. С большими сложностями, осмыслив задание, с трудом овладев навыком, часто не могут применить его даже в привычной ситуации.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются большой инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы.

Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и не-дифференцированностью. Они могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Им свойственна тугоподвижность эмоциональных реакций.

Примером тяжелой умственной отсталости может быть следующая история болезни.

 

ПРИМЕР

Игорь, 11 лет

Мать — педагог. Родители в разводе уже 6 лет. От первой беременности, во время которой у матери был токсикоз, на 4 месяца — тяжело протекавшей грипп и позднее — физическая травма. В процессе родов проводилась медикаментозная стимуляция, плод выдавливали, так как ручка шла одновременно с головкой. Развивался с задержкой, пошел после 1, 5 лет, первые слова сказал в два года, односложные фразы появились после трех лет. В 7 месяцев диагностирован экстрапирамидный синдром. В этом же возрасте заболел гастроэнтеритом. Был истощен. В 9 месяцев поставили диагноз: энцефалопатия, задержка психомоторного развития. С двух до шести лет был выраженный нейродермит, в настоящее время страдает пищевой аллергией. С б лет посещал группу для детей с задержанным развитием. Программу первого и второго коррекционного класса осваивал дома. Были большие трудности с математикой. Начав выходить из дома, стал несколько общительнее. Особенно расширился круг общения в санатории. Дома легко вступает в контакт с матерью и ее родителями. Себя обслуживает, но не справляется со шнурками. Пытается стирать, моет посуду, убирает за собой. Играет с маленькими машинками, пытается строить конструкции из игрушечного материала. По телевизору смотрит мультфильмы.

Часто возникают аффективные разряды, которые быстро истощаются. Агрессия только вербальная. Нередко ругает сам себя. Упрямый. Друзей нет.

Состав числа не знает, времена года различает плохо. Пересказ картинки осуществляет перечислением. Не понимает нелепых ситуаций, иногда использует помощь, для того чтобы оценить нарисованный сюжет. Классификации не понимает. Счет конкретный, добавляя по единице. Буквы знает и читает простые слова. Задания по доске Сегена выполнил с большими ошибками и с бурной эмоциональной реакцией. Наглядно-образное мышление развито слабо. Последовательность событий на картинке не улавливает. Сам составить цепочку событий не может.

Моторная координация плохая, особенно при осуществлении мелких движений. Аппетит хороший. Появился интерес к противоположному полу, мастурбирует.

Диагноз: Тяжелая умственная отсталость. Детский церебральный паралич. Атонически — астатический тетрапарез. Гиперкинезы. Перечисленные синдромы вызваны органическим поражением ЦНС (тяжелая патология беременности и родов). Нейродермит — психосоматическое расстройство, одним из факторов которого является реакция на сложившуюся ситуацию в семье в связи с его болезнью. Необходимо дальнейшее обучение навыкам ориентировки в ближайшем окружении, укрепление и расширение навыков самообслуживания. Требуется постоянное наблюдение и лечение у невролога.

Следующая история болезни иллюстрирует более выраженную тяжелую умственную отсталость.

 

ПРИМЕР

Саша, 13 лет

Мать — доярка. Отец — тракторист. Сестра — 19 лет.

От второй беременности. Родился в гипоксии, с помощью кесарева сечения, так как головка не соответствовала размерам тазового кольца. Роды были затяжные. Первые дни находился в кувезе. Диагноз: «Перинатальная энцефалопатия. Микроцефалия. Моторная алалия?» Сидит с 9 месяцев. Ходит с четырех лет. Первые слова с 9, 5 лет, фразы сформировались к 12 годам. Ложку научился держать к 6 годам. Навыки опрятности после трех лет. Отставание в развитии было замечено на первом году жизни. В дошкольном возрасте были отмечены судорожные припадки, через несколько лет они стали очень редкими, в дальнейшем прекратились. В 4-летнем возрасте поставлен диагноз: «органическое поражение головного мозга, эпилептиформный синдром». С 7 лет стал лучше развиваться. Посещал специальный детский сад с 7 до 9, 5 лет. С 10 лет в интернате.

Интеллектуальное развитие на уровне тяжелой умственной отсталости. Рисует кружки, квадратики. Разглядывает в книжках картинки. Учит буквы, пытается их писать. Наизусть их не знает. Счетных операций не производит. Не способен срисовать картинку с образца. Перечисляет предметы на предъявленной картинке, не может назвать действия, происходящие на картинке. Нелепостей на рисунках не понимает. С трудом выполняет задания на доске Сегена. Наглядно-действенное мышление неудовлетворительное. Классификация предметов по цвету производится с ошибками. Эмоциональные состояния людей, нарисованных на картинках, не различает. Речь косноязычная. Лексикон ограничен.

Самообслуживание не полное. Дома пытается выметать мусор, помогает в огороде, моет собственную чашку. Ест неправильно, неаккуратно. Ходит в лес с ребятами. Пытается играть в мяч.

Временами отмечается благодушное настроение. Однако часто происходят срывы. Капризничает, плачет. Легко возникает аффективное возбуждение, иногда даже без видимой причины. Упрямый. Общительный. Идет ко всем, не учитывая степени знакомства и не сохраняя дистанции. Не проявляя особенного интереса к лицам противоположного пола, говорит об одной из девочек, что он ее любит, что она будет его невестой. Психическое состояние зависит от метеорологических факторов и магнитных возмущений.

Инфантилен. Физическое развитие соответствует 11-летнему возрасту. Вторичные половые признаки не появились.

Имеются головные боли, боли в животе. Сон нарушен. Часто сонливый. Страдает панкреатитом, дуоденитом.

Диагноз: умственная отсталость в тяжелой степени. Микроцефалия. Эпилептический синдром. Происхождение нервно-психической патологии в этом случае связано с последствиями органического поражения головного мозга (во время родов). Нуждается в антипароксизмальном лечении и коррекции дисфорических состояний.

 

ГЛУБОКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ИДИОТИЯ)

Глубокая умственная отсталость встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной глубокой умственной отсталости могут быть также наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Психологическая диагностика этих детей невозможна, их коэффициент умственного развития ориентировочно оценивается ниже, чем 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика — на низких ступенях развития. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в движениях, страдают недержанием мочи и кала. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они не способны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самобслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное от несъедобного не отличают. Отсутствуют элементарные навыки самобслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения — безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие — злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто имеются оказывающие влияние на подвижность больных тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха. Ниже приводится история болезни глубоко умственно отсталого мальчика.

 

ПРИМЕР

Даниил, 14 лет

Мать, металлург, до 17 лет жила в городе «ядерщиков». Отец, военнослужащий, также из «закрытого» города.

Мальчик от 1-й беременности, на 3-м месяце которой возникла угроза выкидыша, было также повышение температуры, во 2-й половине — снова угроза выкидыша, многоводие. При рождении диагностирована гидроцефалия, энцефалопатия. Отставал в развитии. Речь не развивалась. С 7 лет пытается есть самостоятельно. С 10 до 13 лет посещал специальный детский сад. С 4 лет были редкие эпилептические припадки. В настоящее время — рост 130 см. Экзофтальм. Сколиоз 3-й степени. Плоскостопие. Имеются остаточные явления правостороннего гемипареза, полностью не восстановлена правая кисть. Половое созревание на 2—3-м этапе. Открыто ежедневно мастурбирует.

Один может оставаться не более 2 часов. Крутит миску на столе, грызет игрушку, наблюдает за котом. Разбрасывает карандаши, разбирает ручки на отдельные части. Рисовать не умеет. Любое «занятие» продолжается не более получаса, затем идет к матери, стоит рядом. Простейшие инструкции матери понимает. Достает кухонную утварь. Уносит посуду в комнату. Пытается помогать матери, вытаскивает белье из стиральной машины. Легко утомляется. Любит воду, готов часами сидеть в ванной. Мальчик упрямый, часто сопротивляется, когда ему помогают. Пытается одеваться, но самому полностью это не удается. Ест самостоятельно. Аппетит плохой, избирательно принимает пищу. Энурез до настоящего времени. Днем пользуется туалетом. Преобладает повышенное настроение. Внезапно, без видимого повода, разражается криком. Также нечленораздельным мычанием, криком или жестом привлекает к себе внимание, протестует. Временами, если чем-нибудь недоволен, ожесточенно и долго кусает себе руку. Когда хочет общаться, заглядывает в глаза, тянет за руку, толкает, обнимает, показывает жестом что-либо. В лексиконе только несколько слов: «ака» (кот, бабка), «па» (папа). Попав в незнакомую обстановку, ходит по комнате, рассматривает и трогает все, что находится перед ним.

Диагноз: глубокая умственная отсталость. Наннизм.

Происхождение психического недоразвития, нарушений в опорно-двигательном аппарате, эпилептиформных припадков, эндокринной патологии (наннизм, интенсивное половое созревание) связано резидуально-органической патологией. Не исключено, что одним из этиологических факторов столь серьезных нарушений головного мозга является повреждение гонад родителей, облучившихся в детском и юношеском возрасте, другим фактором могла быть патология беременности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.