Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детские и молодежные СМИ второй половины XIX века






Этот период отмечается формированием типологии ДиМСМИ, появлением специализации по форматному (журналы, газеты), функционально-тематическому, возрастному, гендерному признаку.

В середине XIX века выходил журнал «Библиотека для воспитания» (1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов.

В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847-1849 годах журнал выходил под названием «Новая детская библиотека». По характеру публикуемых материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей (идея популяризации науки — очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах»; переложение Нестеровой летописи).

В 60-е годы XIX века детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя.

В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. Журналы, издававшиеся во второй половине XIX века: «Родник», «Детское чтение», «Путеводный огонек», «Задушевное слово», «Ученик», «Маяк» и т. д.

Первыми частными журналами, выходившими на протяжении более чем 10 лет, стали журналы А. О. Ишимовой «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царем, семья).

Каждый номер журнала имел следующие отделы:

— словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой: рассказы, сказки, стихи и других авторов);

— науки (очерки по истории, в частности адаптированный Ишимовой труд Карамзина «История государства Россисйского», по естествознанию, географии);

— новые книги;

— смесь;

— для маленьких читателей.

Формы, в которые Ишимова облекала свои повествования: беседа с читателем («История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»), переписка детей («Рассказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы, шедевры архитектуры).

С 1860 по 1862 год выходила первая российская газета для детей «Газета для русских детей».

В 1865 году в Петербурге появился журнал «Калейдоскоп» с подзаголовком: «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». Это была первая попытка создать информационно-просветительское издание. В первом номере на восьми страницах кроме программы «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства» были опубликованы очерк «Няня», зарисовка «Кокосовое дерево», три стихотворения и «Мозаика» (раздел хроники)— мелкие сообщения о любопытных диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали многочисленные иллюстрации. «Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных произведений. Основной жанр — очерк о народностях страны, о быте населения окраин России.

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года.

С 1869 по 1906 год выходил журнал А. Острогорского «Детское чтение», затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере публиковались рассказы, повести, очерки о природе, практические советы юным садоводам, занимательные игры и задачи. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Острогорский сумел сплотить вокруг нового издания группу известных писателей: А. Левитова, П. Засодимского, А. Плещеева, Е. Водовозову. Л. Шелгунову, М. Цебрикову. С редактором сотрудничали Я. Полонский и И. Тургенев. Из переводных авторов отдавалось предпочтение М. Твену, Дж. Лондону, Э. Сетон-Томпсону.

4. Детские и молодежные СМИ начала XX века (досоветский период).

Часть изданий является наследством предыдущего периода. Опыт «Детского чтения» широко использовали издатели «Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908), «Маяка» (1909-1918) и др. Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово» (1876 — 1917, с трехлетним перерывом). Сначала журнал имел четыре отдела: 1) для детей младшего возраста (5—8 лет), 2) для детей среднего возраста (8—12 лет), 3) для детей старшего возраста (старше 12 лет), 4) семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало два: для старшего и младшего возраста.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И. Герценом. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом.

В начале XX века появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя, ребусы, шарады, головоломки, фокусы. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Все большей популярностью пользуется формат газеты: газетка для детей «Что нового» (Москва, 1908 г.), «Детская газета» (СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910), «Газетка для детей и юношества» (М., 1910-1915). Формируется новый тип периодического издания (акцент на событийности – преобладает жанр заметки и репортажа). Главная задача этого типа издания – информировать, а не воспитывать читателя.

В «Газетке для детей и юношества» формируется четкая композиционная модель из рубрик и отделов: «Наша хроника» (о событиях в стране), «Заграничная жизнь», «Открытия н изобретения», «Разные сведения», «Спорт», «Наука и забава», «В часы досуга», «Юмористическая страничка», «Объявления», «Приложение» (игра).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.