Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование трехфазной асинхронной машины в режиме холостого хода






 

Цель работы - изучить конструкцию асинхронного двигателя, способы маркировки выводов его обмоток и определение скольжения ротора.

 

Оборудование и приборы

 

Исследованию подлежат асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным роторами. Их выводы размещены на клеммной панели испытательного стенда. Измерение частоты вращения осуществляется с помощью тахогенератора постоянного тока, к зажимам которого подключен вольтметр магнитоэлектрической системы. Для определения скольжения АД с короткозамкнутым ротором используется ламповый стробоскоп. Частоту тока в обмотке фазного ротора определяют с помощью амперметра магнитоэлектрической системы.

 

Содержание работы

 

1. Углубленное изучение конструкции трехфазных асинхронных двигателей.

2. Знакомство с паспортными данными асинхронных двигателей.

3. Изучение и практическое применение способов маркировки выводов двигателей.

4.Пуск в ход и реверс асинхронного двигателя.

5.Изучение и практическое применение методов измерения скольжения ротора асинхронного двигателя.

6.Выполнение расчетов по паспортным данным: определение номинального вращающего момента двигателя; расчет относительного значения тока холостого хода при двух способах соединения обмоток статора (Y и ); определение КПД двигателя и номинального скольжения.

 

 

Пояснения к работе

 

Перед пуском в ход асинхронного двигателя необходимо сделать внешний осмотр машины, вследствие которого удостовериться в ее исправности и пригодности для выполнения данной лабораторной работы, ознакомиться с конструкцией и изучить паспорт машины.

Выводы обмоток статора обозначаются в соответствии с таблицей.

 

Таблица 2.1 Обозначение выводов обмоток статора

 

Схема соединения обмоток Число выводов Название выводов Обозначение выводов фазы  
Начало Конец
Открытая схема   первая фаза С1 С4
  вторая фаза С2 С5
  третья фаза С3 С6
       
Звезда   первая фаза С1  
  вторая фаза С2  
  третья фаза С3  
или 4 нулевой вывод    
       
Треугольник   первая фаза С1  
  вторая фаза С2  
  третья фаза С3  
       

 

Если выводы обмоток статора выполнены в виде клеммных, то обозначение и размещение их имеет вид, представленный на рис.2.1а.

Тут же на клеммном щитке крепятся три стандартные перекладки, с помощью каких можно соединить обмотку в звезду (рис.2.1, б) или в треугольник (рис.2.1, в). Обычно завод-изготовитель поставляет асинхронные двигатели с соединением обмоток статора в звезду.

При маркировке выводов обмоток статора необходимо: сначала найти и определить три пары выводов, каждая из которых будет приналежать одной из трех обмоток (1-1`; 2-2`; 3-3`;); во-вторых – в найденных парах требуется определить начало и конец обмотки, т.е. найти С1 4; С2 5; С3 6.

 

Это можно сделать одним из трех методов:

- методом индукции;

- методом пробного включения;

- методом пробной звезды.

 

Порядок выполнения работы

 

1.Выполнить маркировку обмоток

 

1.1. Методом индукции (универсальный, используется для двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором).

 

Суть метода: одна из найденных пар обмотки (например 1-1`) принимается эталонной и размечается С1 - С4 (рис. 2.2, а).

Эта обмотка и одна из тех, что остались, соединяются последовательно и включаются в сеть переменного тока 220 В. К выводам третьей обмотки подключается вольтметр.

Если вольтметр, подключенный к выводам третьей обмотки, показывает напряжение, то вторая обмотка соединена последовательно с эталонной. При этом вывод С4 «конец» эталонной обмотки будет соединен с выводом С2 – с «началом» следующей. Соединив обмотку, которая была до этого свободной, с эталонной, проводят разметку ее выводов. На рис. 2.2, г и д пояснены явления, которые совершаются при разметке этим методом.

 

1.2 Методом пробного включения (применяется для маломощных короткозамкнутых двигателей).

 

Суть метода: абсолютно произвольно парные выводы статора размечаются соответственно С1 - С4; С2 - С5; С3 - С6. При этом методе обмотка статора соединяется звездой (соединяются «концы» С4, С5, С6) и включается в сеть. На слух оценивается качество работы двигателя. Вибрации, характерный необычный шум указывают, что разметка выполнена неправильно. Установив это, произвольно меняют разметку выводов какой-нибудь обмотки и повторяют включение. Если и эта попытка неудачная, восстанавливают начальную разметку, изменяют разметку другой фазы и повторяют опыт. Попытки повторяют до тех пор, пока двигатель не будет работать нормально. При этом оклнчательно размечают выводы обмоток статора.

 
 

 

 


 

Рисунок 2.2. – Индукционный метод разметки выводов обмотки статора

 

1.3. Методом пробной звезды (применяется только для двигателей с фазным ротором).

 

Суть метода: ротор двигателя отсоединяется от внешней цепи, парные выводы статора размечаются произвольно С14; С25; С36, соединяются в звезду и включаются на напряжение сети, после чего измеряются фазные напряжения.

Если все эти напряжения приблизмтельно равны между собой, то разметка выводов обмотки статора сделана правильно. При неправильной разметке на «вывернутой» обмотке фазное напряжение будет большим, чем на других.

 

 

2. Пуск в ход и реверс асинхронного двигателя

 

2.1. Прямой пуск

В соответствии с паспортом двигателя и величиной напряжения в лаборатории, обмотки статора двигателя соединяются в звезду или треугольник, причем схема соединения обмоток выбирается таким образом, чтобы напряжение на фазных обмотках було номинальным фазным.

Пуск короткозамкнутых асинхронных двигателей производится непосредственным включением в сеть (прямой пуск).

 

2.2. Пуск с помощью пускового реостата

Двигатели с фазным ротором запускаются в ход с помощью пускового реостата, который включается в цепь ротора, как это показано на рис.2.4. При этом сопротивление реостата в начале пуска требуется установить максимальным, а по мере разгона - уменьшать и после окончания разгона обмотку ротора замкнуть накоротко.

Для остановки двигателя обмотка статора отключается от сети. Чтобы избежать перенапряжения в обмотках, не допускается отключение двигателя с разомкнутым ротором.

 

2.3. Реверс двигателя

Для изменения направления вращения (реверс) необходимо изменить порядок чередования фаз напряжения питания. Тем самым изменяется направления вращения магнитного потока машины и, как следствие, направление действия электромагнитного вращающего момента.

 

3. Измерение частоты вращения и скольжения ротора асинхронного двигателя

3.1. При исследовании асинхронных машин чаще приходится иметь дело не с частотой вращения, а со скольжением:

(1)

где S - скольжение; n1 - частота вращения магнитного поля;

n2 - частота вращения ротора;

f2 - частота тока в роторе, Гц;

f1 - частота сети питания, Гц.

Методы, которые рассматриваются ниже, позволяют определять значение скольжения только при определенных оборотах ротора.

 

3.2. Метод непосредственного измерения частоты вращения ротора (метод тахометра). Этот метод дает достаточную точность только при измерении сравнительно больших скольжений (S> 10%). С помощью тахометра или тахогенератора измеряют частоту вращения ротора, проверяют частоту сети и, если нет отклонений от номинальной частоты, то скольжение определяется по формуле (1). При малых скольжениях (S< 10%) даже допустимые ошибки тахометра могут привести к большим ошибкам при определении скольжения.

 

3.3. Метод стробоскопа

 

Определяют по паспорту число полюсов машины 2p. На торец вала ротора наносят лучей, как показано на рис.2.3, и освещают торец газосветной лампой, включенной в сеть переменного тока. Помечают один луч и считают число его полных оборотов за 1 минуту - а.

Из соотношения n1 - n2 = а определяем скольжение S двигателя и частоту вращения ротора n2

Опыт повторяют 2-3 раза и на основании полученных данных находят n2 и S как среднее арифметическое.

Суть метода. В основу этого метода положено явление стробоскопического эффекта, которое состоит в следующем. Если рисунок на торце вала освещать вспышками газосветной лампы, то рисунок будет казаться неподвижным, если n2=n1. Если же число оборотов ротора немного отличается от числа оборотов магнитного поля, рисунок будет медленно вращаться в ту или другую сторону.

За время одной вспышки газосветной лампы один из лучей, нанесенный на торец вала, при синхронной частоте вращения вала сделает 1/2р оборота, т.е. этот луч выявится на месте следующего за ним в направлении вращения луча.

 

Рисунок 2.3 - Разметка торца вала двигателя при определении скольженияня методом стробоскопа

 

 
 

 

 


 

 

 


Рисунок 2.4 - Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

 

Если двигатель работает с частотой вращения, отличной от синхронной (n1> n2), то глаз при каждой новой вспышке лампы видит лучи, которые не успели занять место видимых при предыдущей вспышке лампы и будет казаться, что «звезда лучей» вращается в сторону, противоположную вращению вала. Можно доказать, что

а = S n1 = n1 - n2 ,

где а - число оборотов луча за 1 минуту.

 

3.4. Измерение частоты вращения по частоте тока ротора (метод применяется для асинхронных двигателей с фазным ротором).

 

Суть метода: при небольших значениях скольжения частота тока в роторе асинхронного двигателя совсем маленькая (не превышает 1-2 Гц). Поэтому процесс изменения тока в цепи ротора можно контролировать с помощью амперметра магнитоэлектрической системы (с пределом измерения 20 А). При рабртающем без нагрузки двигателе определяют число полных колебаний стрелки амперметра за 1 минуту - b, при этом частота тока ротора (Гц)

,

а учитывая выражение (1), можно определить S и n2.

,

3.5. Измерение частоты вращения ротора тахогенератором

 

Соосно с валом ротора установлен тахогенератор (ТГ) постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. К якорю ТГ подключается вольтметр UТG, показания которого пропорциональны частоте вращения ротора n2 . Поэтому n2 определяют по формуле

 

n2ТG · UТG ,

где СТ G - постоянная ТГ, ,

UТG - показання вольтметра, В.

В данной работе постоянная СТG определяется по пункту 3.3, или 3.4. Для этого измеряют UТG, проводя опыт определения n2. Соответственно: СТG = мин-1

 

3.6. Измерение тока холостого хода двигателя.

 

Для измерения тока холостого хода двигателя его статорнуюю обмотку подключают к сети через комплект измерительных приборов К-50. Измерение тока холостого хода проводят по трем фазам и находят среднее значение:

. (2)

Взяв из паспорта двигателя номинальное значение тока для данного способа соединения обмоток статора, определяют относительное значение тока холостого хода:

(3)

Эти измерения проводят при соединении обмотки статора звездой и треугольником.

Перед каждым включением двигателя переключатель фаз комплекта измерительных приборов К-50 ставят на нуль.

Для определения активной Iоа и реактивной Iор составляющих тока необходимо измерить активную мощность РО.

().

Тогда: (4)

 

(5)

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Каким из способов могут быть размечены выводы статорных обмоток короткозамкнутого АД?

2. Как осуществляется пуск и реверс фазных и короткозамкнутых АД?

3. Как должна быть соединена обмотка статора двигателя в условиях лабораторной работы, если U=220 В?

4. Что называется скольжением асинхронного двигателя?

5. Каким из способов можно определить значение скольжения для фазного и короткозамкнутого АД?

6. Как определяется частота тока вращающегося ротора?

7. В каких пределах может изменяться скольжение АД?

8. В каких режимах может работать асинхронная машина?

9. Как выполнен сердечник статора и ротора АД?

10. Как изменяется ток холостого хода АД при переключении выводов обмотки статора с треугольника на звезду?

11. Какая из составляющих тока холостого хода преобладает – активная или реактивная?

12. Как изменится ток холостого хода при увеличении зазора между статором и ротором?

 

В отчете представить:

 

1. Характеристики исследуемых машин с обозначением паспортных данных.

2. Короткое описание и необходимые схемы, поясняющие маркировку выводов обмотки статора асинхронного двигателя.

3.Таблицы и расчеты скольжения.

4.Расчеты по паспортным данным: подводимой мощности – Р1; частоты вращения поля статора – n1; числа пар полюсов; сумма потерь мощности – Σ Р; вращающегося момента на валу машины.

5.Результаты измерений и расчетов тока холостого хода с кратким анализом в границах вопросов 10-12.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.