Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От неоконсерватизма М.Тэтчер к «новому лейборизму» Э.Блэра






 

1. М.Тэтчер и британская «неоконсервативная революция».

Поражение консерваторов на выборах 1974 г. стало сигналом для активизации внутрипартийной оппозиции. Ее идейным лидером являлся Кит Джозеф, не раз выступавший вместе с Маргарет Тэтчер против политики Хита еще будучи в составе правительства. Организационным штабом группы Джозефа стал созданный летом 1974 г. Центр политических исследований, директором которого являлся Альфред Шерман. Пользуясь поддержкой правового крыла партии, Джозеф пытался противопоставить свои взгляды не только Хиту, но и макмиллановскому поколению тори. Вместе с Тэтчер и Шерманом он возглавил группировку, которая попыталась сформулировать уже третий вариант концепции «нового консерватизма», что оказалось созвучным общей неоконсервативной волне, изменившей духовный облик западного общества в 70-80-х гг.

Джозеф и другие сторонники радикального обновления «нового консерватизма» усматривали корень проблем британского общества в настойчивых попытках всех послевоенных правительств «делать все больше и больше для все большего и большего числа людей, перестроить экономику и даже общество в соответствии с неким образцом». Они провозгласили необходимость коренной ломки всей послевоенной модели «социального государства». Хит был вынужден уже в ходе осенней избирательной кампании 1974 г. во многом солидаризироваться с этими взглядами. Утрачивая инициативу, Хит решился и на проведение перевыборов лидера партии.

По фатальному стечению обстоятельств К.Джозеф сразу же выбыл из избирательной гонки. В речи, произнесенной 19 октября в парламенте, он опрометчиво пустился в рассуждения о путях «интеллектуального и морального оздоровления» общества. Одной из важнейших причин современного кризиса он назвал «ухудшение человеческих запасов», связанное с неоправданно высоким уровнем рождаемости среди низших классов. В последующие дни на Джозефа обрушился шквал обвинений в мальтузианстве. В этой ситуации Джозеф поспешил заявить о своем нежелании участвовать в борьбе за пост лидера партии и предложил вступить в нее М.Тэтчер.

Сама Тэтчер в это время решительно обновила свой политический имидж. Ее речи, полные резких нападок на оппонентов, сарказма и даже настоящей злости, разительно отличались от взвешенных и академичных выступлений Хита.

В 1975 г. Тэтчер стала лидером партии, переживающей острый кризис. Парламентская фракция и все руководство партии было ослаблено ожесточенным соперничеством группировок. Доверие избирателей падало. Численность партии, по сравнению с началом 50-х гг., уменьшилась вдвое, движение «молодых консерваторов» – втрое. Все это заставило Тэтчер добиваться не «чистки», а консолидации партийной элиты. Ключевые посты в ее «теневом кабинете» заняли не только Джозеф и Нив, но и недавние соперники – Прайор и Хау. Уайтлоу стал даже вице-лидером партии. В составе окружения Тэтчер появились и представители «старой гвардии» – лорд Торникрофт, Р.Модлинг, А.Мод. Одновременно Тэтчер приложила немало усилий для укрепления своего влияния среди «заднескамеечников». Она сохранила неформальный стиль общения с рядовыми депутатами, вопреки многолетней традиции посещала во время ланча непрестижные парламентские кафе, обсуждая насущные проблемы прямо в очередях или за столиками, проводила огромное количество встреч с представителями региональных и молодежных организаций.

Тэтчер осознанно меняла стиль партийного руководства. Она была уверенна, что без поддержки сотен партийных активистов, без радикального преобразования «массовой партии» невозможно рассчитывать на проведение радикальной программы общественных преобразований. Партии требовался не представитель политического истеблишмента, подобный Хиту, а лидер нового типа, жесткий боец и решительный политик. Тэтчер органично приняла роль «генерала», ведущего свое «войско» в «бой» во имя «спасения нации». Однако, завоевав репутацию «железной леди», Тэтчер старалась сохранить имидж «своего человека» для рядовых членов партии, вышедшего из их среды, близкого по стандартам мышления, ценностным ориентациям, жизненному опыту. Такой политический стиль стал важнейшей отличительной чертой британского неоконсерватизма.

В 1976-1978 гг. был разработан комплекс программных документов Консервативной партии, отражавших ее идеологическое обновление. Ключевыми ориентирами стали идеи антиэтатистского и антибюрократического переворота, обеспечения динамики экономического роста на основе частной инициативы, развития конкуренции, снижения налогового бремени. Характерной особенностью неоконсервативной программы были идеи возрождения «единой нации», обеспечения общественного согласия. Будучи тесно связанным с концепцией «демократии собственников», разрабатывавшейся еще командой Хита, тэтчеровский неоконсерватизм опирался на современную экономическую теорию. Ее основу составили разработки американских экономистов из Чикагской школы монетаризма М.Фридмана и сторонников теории предложения. А.Лаффера и Р.Ригана. В самой Великобритании монетаристская теория развивалась еще с 60-х гг. экономистами Манчестерского университета М.Паркином и Д.Лэйдлером, а также А.Уолтерсом из Бирмингемского университета. В 70-х гг. к ним присоединились группа П.Минфорда из Ливерпульского университета и Б.Гриффите из Лондонской школы экономики. Уолтерс был тогда же назначен экономическим советником М.Тэтчер.

Экономисты неоконсервативного направления доказывали, что макроэкономическое регулирование со стороны государства не способно обеспечить устойчивый экономический рост. Основой экономического благоденствия может быть лишь спонтанный, стихийный порядок, основанный на системе естественной конкуренции, рыночной предпринимательской и производственной культуре. Задачей государства должно стать обеспечение стабильных условий такого экономического порядка, прежде всего – борьба против инфляции. Государству необходимо отказаться от разрушительной практики дефицитного бюджетного финансирования, опережающего роста доходов, активной дотационной политики. Сохранение высокого темпа экономического роста, с точки зрения неоконсерваторов, может быть достигнуто не развитием факторов совокупного спроса, а обеспечением эффективного предложения – мобильностью капитала и рабочей силы, дифференциацией их вознаграждения. Важное значение придавалось конкуренции на рынке труда в условиях «естественной безработицы», перераспределению собственности в пользу частного сектора, формированию сбалансированной структуры бизнеса, в том числе развитию малого предпринимательства, отказу от социального патернализма при всемерном поощрении предпринимательской активности.

Важнейшей заслугой Тэтчер и ее единомышленников стало превращение экономической теории монетаризма в целостную социально-политическую концепцию мировоззренческого уровня. Помимо расчета эффективности предлагаемой экономической модели, новое поколение британских консерваторов исходило из необходимости возрождения социальной активности и ответственности личности, приоритета интересов конкретного человека, который борется за улучшение своей жизни, а не надеется на помощь государства. Фраза Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – стала символом этой социальной идеологии. Особенностью британской неоконсервативной политической мысли была также большая роль моральной аргументации, апелляция к «естественному» консерватизму англичан, традиционным викторианским духовным ценностям британского общества – уважению к семье и религии, закону и порядку, трудолюбию и бережливости. Лозунг «закона и порядка» превратился в центральный для политической программы Тэтчер. Вступая в борьбу против самоуспокоенности и инерционности общества, она призывала не к спонтанности и хаосу, а к формированию динамичного, но стабильного социального пространства. В сочетании с неизменной эмоциональностью, экспрессивностью, политического стиля «железной леди», мессианским пафосом ее выступлений, жесткостью и неукоснительной последовательностью в реализации поставленных целей – все эти постулаты составили основу неоконсервативной политической философии британского образца.

Победа на местных выборах в мае 1977 г. стала переломным моментом в возрождении Консервативной партии. Правящий лагерь, напротив, стремительно терял доверие избирателей. Стачечная волна «горячей зимы» 1979 г. убедила многих англичан в правильности аргументов Тэтчер. Огромным потрясением для сторонников Консервативной партии стало убийство в марте 1979 г. ирландскими экстремистами Эйри Нива. 28 марта консерваторы внесли в Палату общин резолюцию с вотумом недоверия правительству, которая была принята большинством в один голос. Правительство было вынуждено инициировать роспуск парламента. В ходе выборов 3 мая 1979 г. консерваторы получили поддержку 43, 9% избирателей, что принесло 339 мандатов из 635.

При подборе состава правительства Тэтчер на этот раз сделала ставку на своих единомышленников, сторонников жесткой монетарной политики. Ключевые министерства финансов и промышленности возглавили Джефри Хау и Кит Джозеф. Тэтчер радикально изменила характер работы правительства, сведя к минимуму коллегиальность и исключая любую фракционность. В правительстве утвердилась агрессивная манера ведения дискуссий, характерная ранее для парламентских выступлений Тэтчер. Все чаще решения принимались узкой группой политиков во главе с премьер-министром, минуя комиссии и кабинет. Уже в 1981 г. «железная леди» произвела крупную «чистку» правительства, удалив из его состава всех недостаточно лояльных политиков.

Правительству Тэтчер пришлось столкнуться с чрезвычайно сложными проблемами в сфере экономической и социальной политики. Благоприятная динамика экономических процессов, характерная для середины 1979 г. очень быстро сменилась нарастающим спадом. Негативные последствия имел «нефтяной шок». После свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. Уже в 1980 г. страны Запада оказались втянуты в новый кризис перепроизводства. В Великобритании общее падение промышленного производства составило 12%, в обрабатывающей промышленности – 16%, а в отраслях легкой промышленности – до 27%. Кризис сопровождался новым витком инфляции и стремительным ростом безработицы. Число безработных увеличилось в 1980-1981 гг. с 1, 5 до 3, 3 млн. человек. Однако, несмотря на такие неблагоприятные условия, правительство Тэтчер не отступило от первоначальных планов структурного реформирования экономики.

Следуя логике монетарной концепции, правительство в первую очередь попыталось добиться снижения темпов инфляции. Эта задача потребовала отказа от практики дотаций промышленным предприятиям, ужесточения контроля над эмиссией, возращения, к политике «дорогого кредита». Реструктуризации подверглась система налогообложения. В результате снижения ставок подоходного налога и перехода от прямого прогрессивного налогообложения частных лиц и предприятий к косвенному прямые налоги на крупные доходы сократились на 3, 5 млрд.ф.ст. при одновременном увеличении удельного веса косвенных налогов в доходах бюджета с 34% (в 1979 г.) до 39% (в 1981 г.). Была повышена с 8% до 15% ставка налога на добавленную стоимость, которым облагались многие потребительские товары, бытовые услуги, оказание медицинской помощи и др. Все эти меры сопровождались активной пропагандистской кампанией по сокращению личного потребления. Неоконсерваторы призывали нацию «жить по средствам».

Невзирая на социальные издержки, правительство Тэтчер решилось на крупномасштабное сокращение государственных расходов на коммунальное и дорожное хозяйство, культуру, просвещение. В 1980-1981 гг. расходы, соответствующие расходным статьям бюджета уменьшились на 4 млрд.ф.ст. Одновременно происходило сокращение численности государственного аппарата и снижение расходов на его содержание. Под эгидой кампании по экономии бюджетных средств происходил радикальный демонтаж существовавшей системы текущего государственного регулирования. К 1982 г. в составе правительства были ликвидированы все отраслевые министерства.

Важнейшим компонентом антиинфляционной политики и радикальным средством либерализации экономики являлась приватизация государственных предприятий. Большинство из них были убыточными и требовали постоянной дотационной поддержки. Избавление от этого бремени в сочетании с финансовыми поступлениями от приватизации могли значительно улучшить бюджетный баланс. Ценой, которую неизбежно пришлось платить за такой шаг, был новый виток безработицы и социальной напряженности.

«Шоковая» антиинфляционная и структурная политика правительства Тэтчер принесла позитивные результаты уже к 1981-1982 гг. К исходу этого периода инфляция снизилась до 4-5%. Со второй половины 1982 г. британская экономика начала проявлять признаки подъема, а с 1983 г. начался уверенный рост производства. Значительно повысился курс акций наиболее рентабельных компаний, высокими темпами росли частные инвестиции (на 10, 3%). На 6, 5% увеличились и потребительские расходы населения. Однако «шоковая терапия» сопровождалась падением производства в менее рентабельных отраслях, сокращением занятости на приватизированных предприятиях, нарастанием напряженности на рынке труда. К 1981 г. уровень безработицы превысил 10% активного населения, а среди молодежи эта цифра была выше в четыре раза. Только за 1980-1983 гг. число безработных увеличилось с 2 до 3 млн. человек. Крайне обострилась проблема «внутренних городских территорий» – бывших рабочих районов в городах-центрах традиционных отраслей, превратившихся в трущобы. Отмечался рост преступности и терроризма.

Летом 1981 г. крупнейшие города Великобритании (Лондон, Бирмингем, Бристоль, Ливерпуль) оказались охвачены стихийными выступлениями протеста, перераставшими в ожесточенные схватки с полицией и погромы. Правительство настаивало на жестком пресечении подобных акций полицией. Бескомпромиссную позицию правительство заняло и в отношении организованного рабочего движения. В начале 80-х гг. была принята серия законов, направленных на ограничение прав профсоюзов на объявление забастовок. Все виды забастовок солидарности были объявлены незаконными. В 1982 г. было также отменено положение, по которому при принятии на работу предпочтение отдавалось членам профсоюзов. Еще большую жесткость правительство проявило при подавлении движения протеста в Северной Ирландии. Сюда в 1981 г. был направлен дополнительный военный контингент. Активизировалось судебное преследование активистов католических организаций. В ответ ирландские заключенные объявили голодовку с требованием политического, а не уголовного преследования. Несмотря на смерть десяти из них, в том числе члена парламента Б.Сэндиса, правительство не пошло на уступки.

Переломное значение для развития внутриполитической ситуации в Великобритании имел военный конфликт 1982 г. с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Быстрое и успешное завершение войны, основной театр действий которой находился в 8 тыс. миль от территории страны значительно укрепило положение правительства. Все одиннадцать недель, на протяжении которых длился этот конфликт, Тэтчер осуществляла личное руководство политическим, материальным и дипломатическим обеспечением военных операций и всецело подтвердила свою репутацию «железной леди». Используя благоприятную ситуацию, она решилась на проведение внеочередных парламентских выборов. Избирательная кампания была построена в наступательном духе. Консерваторы апеллировали к той части британского общества, которая была готова поддержать идеалы индивидуального успеха и личной ответственности.

Оппозиция, переживавшая период глубокой перестройки, оказалась не готова к серьезной избирательной борьбе. В 1981 г. произошел давно назревавший раскол Лейбористкой партии. Группа Роя Дженкинса окончательно вышла из состава партии и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. Ее руководство взяло курс на сближение с Либеральной партией. Избирательную кампанию альянс Либеральной и Социал-демократической партий построил на критике жесткости и непримиримости тэтчеризма, призывая к расширению полномочий парламента в ущерб правительству, укреплению правовых основ государства.

Лейбористская партия в эти годы проделала заметный идеологический дрейф влево. Лидер левых лейбористов Майкл Фут возглавил партию в 1980 г. после отставки Каллагэна. Правое крыло было ослаблено уходом группы Дженкинса. Однако неожиданно Майклу Футу вызов бросил его недавний союзник – Энтони Веджвуд Бенн. Противоборство двух лидеров проходило на одном идеологическом и электоральном «поле». В пылу соперничества оба выдвигали все более радикальные идеи, ратуя за возрождение классических ценностей социализма, осуществление широких программ национализации промышленности, защиту прав профсоюзов, выход страны из системы Европейских Сообществ. Несвоевременность и нереальность подобных задач была очевидна.

В результате выборов, прошедших 9 июня 1983 г., консерваторы получили поддержку 42, 4% избирателей (т.е. на 1, 5% меньше, чем в 1979 г.), но их фракция в парламенте выросла с 339 до 397 депутатов. За лейбористов проголосовали 28, 3% избирателей, за партии Альянса – 26%. Лейбористы получили 209 депутатских мандатов, а либералы и социал-демократы – 23.

В середине 80-х гг. правительством Тэтчер были осуществлены наиболее последовательные и крупномасштабные преобразования. В 1984-1987 гг. была приватизирована примерно треть промышленных, транспортных и коммерческих структур, находившихся в государственной собственности, в том числе девять крупнейших концернов в газовой промышленности и системе телекоммуникаций. На рынке ценных бумаг правительство осуществило распродажу контрольных пакетов нефтяной компании «Бритиш петролеум», многих предприятий сталелитейной и авиакосмической промышленности, электроэнергетики, водоснабжения, воздушного транспорта. Расширилось участие частного капитала в разработке нефтяных месторождений в Северном море, в производстве радиоактивных изотопов, эксплуатации угольных шахт. Всего за десятилетие реформ была осуществлена приватизация производственных фондов на 35 млрд. Доля государственного сектора снизилась с 10% до 6, 5% ВНП.

Помимо приватизации, правительство Тэтчер осуществило резкое сокращение всех форм субсидирования и государственной помощи государственным предприятиям (примерно в 10 раз за период 1980-1987 гг.). Уменьшилось и льготное финансирование частного сектора. С учетом сокращения государственного сектора в ходе приватизации общий объем государственных капиталовложений сократился в эти годы с 50% до 25%. Это позволило стабилизировать достигнутое в предыдущие годы положительное сальдо бюджета и не допустить нового витка инфляции в условиях экономического оживления. Была продолжена линия на либерализацию экономических процессов. Помимо сокращения государственного регулирования, правительство стремилось к внедрению рыночных принципов в деятельность самих государственных предприятий. Невзирая на социальные издержки, сохранялся режим жесткой экономии, производилась ликвидация Нерентабельных производственных линий и даже целых предприятий.

Правительство принимало меры по упорядочиванию правовых основ предпринимательства. В 1985 г. был принят новый Акт о компаниях, регулировавший все аспекты предпринимательской деятельности и снижавший уровень текущего администрирования в этой сфере. Предметом особой заботы правительства Тэтчер стало развитие малого и среднего бизнеса. Для неоконсерваторов было особенно важно, что малый бизнес – это сфера экономической деятельности с наибольшей ролью человеческого фактора, высокой степенью индивидуализации труда, творческой свободы, самореализации работника, своего рода антипод стандартизированному массовому производству. Пестуя идею воспитания «нации собственников», неоконсерваторы рассчитывали не только на экономический эффект развития малого предпринимательства, но и на его влияние на общественную психологию, консолидацию дееспособной части населения. Результатом протекционистской политики стало быстрое увеличение прослойки мелких бизнесменов. За период с 1980 г. по 1987 г. количество лиц, имеющих собственное дело, возросло с 1, 9 до 3 млн. человек. В конце 80-х гг. на предприятиях с числом работников менее 20 человек было занято уже 35% рабочей силы частного сектора.

Помимо развития малого и среднего бизнеса, важными средствами утверждения новой социальной философии неоконсерваторы считали «распыление собственности» – расширение категорий собственников. Масштабная приватизация позволила стать акционерами широким слоям населения. В отличие от французского опыта приватизации в Великобритании значительная часть акций была пущена в продажу мелкими партиями. Акции такого рода продавались на льготных условиях, причем каждый гражданин мог купить лишь строго ограниченное их количество. Поощрялась и покупка акций рабочими и служащими самих приватизировавшихся предприятий. К концу 80-х гг. Великобритания уже занимала второе место в мире по числу акционеров после США.

Неотъемлемым компонентом политики, направленной на формирование «общества собственников», являлись реформы жилищного хозяйства, медицинского обслуживания и образования. Их лейтмотивом стал демонтаж системы «всеобщего благосостояния». Правительство Тэтчер приступило к реализации программы широкой приватизации муниципального жилья (до 1/5 всего фонда). Всемерно поощрялось частное домостроение, вводились льготы на выплату процентов за кредит, используемый для строительства жилья, налоговые льготы строительным компаниям. Одновременно вдвое были снижены ассигнования на государственное жилищное строительство. Обладание собственным домом, рассматривалось не столько в контексте решения собственно жилищной проблемы, сколько с точки зрения разрушения единого стандарта жизни, развития индивидуальной эстетики быта, закрепления самого чувства собственности.

В области здравоохранения правительство Тэтчер фактически продолжило политику кабинета Хита. Вместо крупномасштабной программы приватизации Национальной службы здравоохранения предпринимались усилия по ее «деэтатизации», внедрению рыночных начал.

Борьбу против эгалитаризма неоконсерваторы продолжили и в области образования, выдвинув программу восстановления «образовательного плюрализма». В 1980 г. парламентом был принят закон об образовании, который предусматривал расширение прав родителей на контроль над учебным процессом, увеличение полномочий школьных советов, предоставление гражданам полной информации об образовательных учреждениях. Эти меры были призваны обеспечить более дифференцированный и эффективный «родительский выбор». Расширилась практика использования «субсидируемых мест» в государственных образовательных учреждениях, за которые вносилась определенная плата. В соответствии с новым законом об образовании, принятом в 1986 г., был повышен уровень требований к государственным образовательным стандартам, введена дифференцированная система оценки знаний учащихся, на основе которой создавалась систему профильно специализированного обучения в старших классах.

Активная политика по реструктуризации системы здравоохранения, образования и жилищного хозяйства была призвана не только значительно повысить ее коммерческую эффективность, но и способствовать воспитанию новой социальной философии, утверждению в обществе состязательного духа. Следуя этому курсу, правительству Тэтчер пришлось даже наращивать объем средств, направляемых на развитие социальной сферы. Накануне выборов 1987 г. правительство не без гордости заявляло, что за последние 8 лет тратило на нужды здравоохранения и образования больше, чем какое-либо другое из его предшественников.

Результатом энергичных действий правительства Тэтчер стало быстрое улучшение всех показателей развития британской экономики. Средние темпы роста производства составили в 80-х гг. 3-4% в год. Быстрый рост экспортно-импортных операций происходил на фоне сохранения устойчивого положительного внешнеторгового сальдо. Наращивались темпы иностранных инвестиций. После успешного завершения периода активной антиинфляционной политики правительство Тэтчер получило возможность заметно увеличить государственные капиталовложения. Основными их объектами стали автомобильная, электронная, полиграфическая, целлюлозно-бумажная, химическая отрасли. В отличие от прежней практики «поддержки хромых уток», эти инвестиции осуществлялись прежде всего в высокорентабельные производства и использовались для дальнейшей модернизации технико-технологической базы. Заметно возрос уровень квалификации работников. Несмотря на определенную напряженность на рынке труда, к концу 80-х гг. начала снижаться безработица (9, 8% в 1987 г., 6, 8% в 1989 г.). Рост квалификации трудовых кадров и внедрение новейших систем менеджмента обусловили быстрое повышение производительности труда.

Свидетельством оздоровления британской экономики стал не только рост ее конкурентоспособности в рамках мировой хозяйственной системы, но и устойчивое увеличение личного потребления. Во второй половине 80-х гг. доходы населения росли примерно на 5% в год. В этот период уже 64% семей англичан имели собственные дома, более 70% – автомобили, более половины могли обучать детей в платных учебных заведениях, обеспечивавших более высокий уровень образования. Эти категории населения относили себя к «среднему классу».

На фоне экономического подъема правительство инициировало роспуск парламента за год до окончания его полномочий. Новые выборы состоялись 11 июня 1987 г. Программа консерваторов была составлена в оптимистических тонах и акцентировала внимание избирателей на достижениях предшествующих лет. Правящую партию поддержали 42, 3% избирателей (т.е. на 0, 1% меньше, чем на предыдущих выборах), что принесло ей 376 депутатских мандатов. Альянс Либеральной и Социал-демократической партий получил поддержку 22, 9% избирателей и 22 мандата. Тревожным фактором для партий Альянса стало не уменьшение их фракции на одного депутата, а снижение доверия избирателей – на предыдущих выборах за них проголосовало на 4% больше. На положении Лейбористской партии сказалась смена высшего руководства. Лидером партии был избран представитель центристского течения Нил Киннок, начавший планомерную борьбу против радикальных группировок. Но определить контуры обновленной идеологической программы новое лейбористское руководство пока не сумело. Доля полученных лейбористами голосов возросла с 28, 3 до 32, 1%, их парламентская фракция увеличилась с 209 до 229 депутатов, но этого успеха оказалось недостаточно для изменения соотношения сил в Палате общин.

После успешных выборов Тэтчер не стала вносить существенные коррективы в правительственный курс. В 1988-1990 гг. была осуществлена новая волна приватизации, коснувшаяся инфраструктуры аэропортов, систем водоснабжения и электроэнергетики. Вновь существенно были снижены ставки налогообложения на прибыли кампаний, а также ставка подоходного налога. Продолжались приватизация муниципального жилья, стимулирование частного домостроительства, реформа системы образования. В 1988 г. была реорганизована пенсионная система. Это позволило снизить уровень ее административного регулирования и усилить адресность социальной помощи. Новый удар был нанесен по организованному рабочему движению. Акт о занятости 1988 г. ужесточил меры против профсоюзов, нарушающих правила объявления забастовок. Акт 1990 г. окончательно ликвидировал правило «закрытого цеха», согласно которому профсоюзы могли добиваться полного членства в профсоюзной организации работников того или иного предприятия и не допускать приема на работу лиц, не состоящих в профсоюзной организации.

В условиях сохранения благоприятной экономической конъюнктуры положение правительства Тэтчер оставалось стабильным до конца 80-х гг. Однако постепенно становились очевидными и негативные аспекты тэтчеризма. Курс на демонтаж «государства благосостояния» вызвал глубокую социальную поляризацию общества. Несмотря на то, что средний доход на душу населения в 80-х гг. вырос на 23%, около 20% семей оказалось в условиях реальной бедности. Эти слои общества негативно воспринимали проповедуемый неоконсерваторами культ состязательности и конкуренции. В то же время ставка тэтчеристов на динамичные, эмансипированные социальные группы, на человека, готового «сделать себя» самостоятельно, отказываясь от опеки и поддержки общества, не сочеталась с пафосом традиционных викторианских ценностей, жесткостью тэтчеровского стиля, бескомпромиссной борьбой против политического и идеологического плюрализма. Моральная усталость тэтчеризма становилась очевидной.

На почве неприятия политического авторитаризма Тэтчер в 1986-1989 гг. в правительстве произошла серия скандалов, завершившаяся добровольной отставкой министра обороны Майкла Хезелтайна и заместителя премьер-министра Джефри Хау. Отставка министра финансов Нигеля Лоусона в ноябре 1989 г. произошла уже на фоне нарастания широкой волны недовольства в обществе. Поводом стала реформа системы местного налогообложения. На смену налогу, устанавливаемому местными органами власти и, как правило, исчисляемому в зависимости от стоимости недвижимости или размера бизнеса, был введен единый «подушный налог». Большинство англичан воспринимали новый налог как крайнее проявление социальной несправедливости. Теряя поддержку, Тэтчер пришлось согласиться на проведение выборов лидера партии осенью 1990 г.

Конкурируя в первом туре с Хезелтайном, Тэтчер получила 204 голоса. Ее противник – 152. Это давало хорошие шансы на вто рой тур, но, осознавая, что такая борьба за лидерство ставит партию на грань раскола, Тэтчер приняла решение о снятии своей кандидатуры. Во втором туре выборов Хезелтайну противостояли два политика из ближайшего окружения Тэтчер – Джон Мейджор и Дуглас Хэрд. Мейджора поддержали как тэтчеристы (в том числе и сама «железная леди»), так и многие сторонники изменения государственного курса. В пользу Мейджора особенно сказывался возраст: 47-летний преемник Тэтчер больше ассоциировался с обновлением партийного руководства, нежели 57-летний оппозиционер Хезелтайн или 60-летний Хэрд. По результатам второго тура голосования Мейджор получил 185 голосов, Хезелтайн – 131, Хэрд – 56.

 

2. Д.Мейджор и «перестройка» британского неоконсерватизма.

Джон Мейджор стал известен широкой публике лишь в июле 1989 г. после назначения министром иностранных дел. Его стремительное выдвижение на пост лидера партии и премьер-министра в иной ситуации могло снизить рейтинг правительства. Но общество с удовлетворением восприняло смену руководства правящей партии. Важную роль сыграл личный имидж Мэйджора. Молодой, обаятельный, всегда доброжелательный, спокойный, с тихим голосом, улыбающимися глазами за большими «профессорскими» очками – он очень импонировал избирателям, уставшим от стиля «железной леди». Пресса неизменно подчеркивала, что новый лидер тори был выходцем из самых низов английского общества, человеком, «сделавшим себя». Одновременно были оценены и политическая воля, твердость Мейджора, проявленные в период военного конфликта в Персидском заливе в начале 1991 г.

Вопреки прогнозам Мейджор не спешил с роспуском парламента и в течение года пытался восстановить доверие избирателей. Большой пропагандистский эффект имело решение об отмене «подушного налога». В 1991 г. его сменила дифференцированная схема налогообложения, основанная на уровне доходов граждан. Правительство избегало радикальных шагов в сфере экономической политики, несмотря на существенное ухудшение основных показателей развития. В 1991 г. ВВП сократился на 2%, объем промышленного производства – на 3%, инфляция достигла почти 6% в год, а дефицит государственного бюджета составил 3% от ВВП. Некоторая пассивность правительства объяснялась стремлением «не раскачать лодку». В преддверии очередных парламентских выборов Мейджор отказался от тэтчеровской тактики мобилизации активного, «устойчивого» электората и сделал ставку на привлечение симпатий широких слоев общества.

Для лидера лейбористов Нила Киннока выборы 1992 г. стали последним шансом доказать состоятельность своих претензий на роль национального лидера. Он существенно модернизировал программные установки партии, отказавшись от обещаний восстановить позиции государственного сектора в экономике, отменить антипрофсоюзное законодательство, ликвидировать Палату лордов и реанимировать широкомасштабное строительство муниципального жилья. В отличие от своих прежних выступлений Киннок даже начал ратовать за активизацию участия Великобритании в процессе европейской интеграции. Успехи на местных выборах в 1990-1991 гг. свидетельствовали об интересе избирателей к обновленной Лейбористской партии. Однако Киннок так и не сумел сформулировать концептуальную основу новой версии лейборизма.

Чрезвычайную активность в период предвыборной кампании проявляли либеральные демократы. Поворотным моментом в истории этого движения стало преобразование в 1988 г. альянса Либеральной и Социал-демократической партий в единую Партию либеральных демократов. Основу программы новой партии составили идеи последовательного укрепления рыночных основ экономики, интеграции Великобритании в Европейский Союз, в том числе присоединения к европейской валютной системе. Однако менее чем за месяц до проведения выборов вокруг лидера Партии либеральных демократов Пэдди Эшдауна разгорелся скандал. Разоблачение его интимных отношений с секретаршей существенно снизило популярность руководства партии.

Выборы в Палату общин 2 апреля 1992 г. принесли новую победу Консервативной партии. Она получила поддержку 41, 9% избирателей, лейбористы – 34, 4%, либеральные демократы – 17, 8%. Фракция консерваторов сократилась до 338 депутатов, но была достаточной для формирования устойчивого большинства. Лейбористы получили лишь 271 мандат, а либеральные демократы – 20.

Несмотря на удачное завершение выборов, Мейджору пришлось еще в течение трех лет бороться за укрепление своих позиций в партии и парламенте. В период переговоров о подписании Маастрихтского договора о создании Европейского Союза «евроскептики» из Консервативной партии подняли настоящий бунт, голосуя против правительственных биллей. Болезненным ударом для Мейджора стал уход в отставку в мае 1993 г. министра финансов Н.Лэмонта, несогласного с бюджетной политикой премьер-министра. Намечающийся раскол в руководстве правящей партии привел к быстрому снижению ее популярности среди избирателей. В 1994 г. консерваторы потерпели поражение на выборах в Европарламент и местных выборах.

Для преодоления внутрипартийной оппозиции Мейджору пришлось использовать самые жесткие методы. В ноябре 1994 г. голосованию в парламенте по биллю о британском взносе в бюджет ЕС была придана форма вотума доверия правительству. Перед угрозой роспуска парламента «евроскептики»-тори были вынуждены голосовать в поддержку правительственной позиции. Весной 1995 г. Мейджор объявил о намерении сложить полномочия лидера и проведении перевыборов. На состоявшихся 4 июля 1995 г. выборах за кандидатуру Мейджора было подано 218 голосов, а за его соперника Джона Редвуда – 89 голосов. Эта победа позволила Мейджору существенно снизить накал политической борьбы вокруг правительства.

Стабилизации политической обстановки способствовало улучшение экономического положения Великобритании. В 1992 г. экономический спад сменился оживлением, а затем и подъемом. По своей интенсивности он до второй половины 1997 г. превышал динамику развития других стран ЕС. Среднегодовой темп роста ВВП в Великобритании в 1993-1997 гг. составил 2, 8%. Уровень безработицы снизился до 8% в 1995 г. и до 5% численности экономически активного населения к началу 1998 г. (самый низкий показатель с 1980 г.). Суммарно число работающих увеличилось почти на 1, 2 млн. человек. Заметно возросла занятость среди женщин (в 1997 г. они составляли уже 47% общего числа рабочих и служащих).

Основными источниками подъема стали результаты структурной перестройки британской экономики, произведенной в 80-х гг., наращивание экспорта британских товаров, расширение добычи и экспорта газа и нефти, увеличение личного потребления. Отличительной особенностью цикла стало непрерывное расширение промышленного сектора, чего не наблюдалось в течение предыдущих двух десятилетий. Высокими оставались темпы прироста производительности труда в промышленности (3-4% в год). Гораздо медленнее росли в этот период капиталовложения: в 1994 г. на 4, 3%, в 1995-1996 гг. менее чем на 2%, в 1997 г. на 4, 3%. Но отставание роста капиталовложений от темпов наращивания производства свидетельствовало об увеличении отдачи капитала, эффективности инвестиций, повышении производительности труда, сбалансированности отраслевой структуры.

Правительство Мейджора продолжило курс на поддержку малого бизнеса, создающего инновационную среду развития экономики. В 1992 г. была выработана «Хартия малого бизнеса», в соответствии с которой предусматривались режим благоприятствования в области кредитования и налоговое поощрение малого бизнеса, консультирование по вопросам управления и маркетинга, оказание прямой финансовой помощи через систему грантов, поощрение экспортной деятельности мелких фирм.

В рамках структурной политики правительство Мейджора продолжило осуществление программ приватизации. Была завершена приватизация предприятий электроэнергетики, продолжилась приватизация шахт и железнодорожного хозяйства. Одновременно особые усилия были направлены на поощрение конкуренции в сохранивших монопольную структуру приватизированных отраслях. На предприятиях, остававшихся в государственной собственности, осуществлялись меры по сокращению занятости, обновлению оборудования.

Рост деловой активности, повышение зарубежного спроса на британские товары и растущий экспорт энергоносителей создали основу для экспортного бума в 1994-1995 гг. В эти годы при увеличении импорта примерно на 4-5% в год экспорт возрастал на 10% в год (в страны ЕС – 14%). Экономический подъем 90-х гг. происходил практически без инфляционного фона. Впервые за послевоенный период темпы экономического роста устойчиво превышали темпы роста цен.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, правительство Мейджора проводило жесткую политику в сфере трудовых отношений. Сохранилась прежняя линия на снижение стоимости рабочей силы как важный фактор снижения общей себестоимости продукции. Законодательно так и не были установлены жесткие нормы продолжительности рабочей недели. Не в пользу работников изменилось соотношение динамики роста заработной платы и производительности труда. В отличие от других стран ЕС в Великобритании в 90-х гг. не были усложнены условия увольнения работников и не были введены многие ограничения дискриминационной практики трудовых отношений. Великобритания не присоединилась к «Социальной хартии» ЕС.

Отвергая, подобно Тэтчер, возможность хотя бы частичного восстановления «государства благосостояния», Мейджор привнес в социальную политику принципиально новый аспект. Лейтмотивом правительственных программ стало укрепление правовых основ гражданского общества, сочетание идеалов состязательности и конкуренции с принципами солидарности и сотрудничества. Правительство подготовило в 1992-1993 гг. серию документов под общим названием «Хартия граждан». В ее состав вошли восемнадцать конкретных «хартий», в том числе «Хартия родителей», «Хартия пациентов», «Хартия квартиросъемщиков», «Хартия потребителей», «Хартия ищущих работу», «Хартия пассажиров» и др. К концу 1994 г. число хартий возросло уже до сорока.

Первоочередной задачей этих правительственных распоряжений было создание современного потребительского и информационного стандарта деятельности различных государственных служб и коммерческих структур, восстановление эффективного баланса частной инициативы и общественного контроля в важнейших сферах социального обеспечения. Но многие хартии превратились фак тически в своего рода конституции, закрепляющие комплекс базовых прав граждан в той или иной сфере общественной жизни, правила их взаимоотношений с государством.

Значительно активизировалась в период правления Мейджора региональная политика. Ее основными направлениями стало стимулирование экономического развития наиболее отсталых районов Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, а также осуществление ряда политико-правовых преобразований. В 1994 г. была проведена реформа местной власти в Шотландии, в ходе которой региональные органы управления получили более широкие полномочия в вопросах экологической политики, дорожного и жилищного строительства, образования, здравоохранения. В Уэльсе были введены элементы так называемой корпоративной автономии, основанной на консолидации национального языкового пространства. Были закреплены привилегии валлийского языка, в том числе обязательное изучение его в школах Уэльса, создание телеканалов на валлийском языке, написание всех указателей и названий на двух языках. Закон 1994 г. закрепил административно-территориальное устройство Уэльса по аналогии с английским. Дискуссия о создании местных представительных органов власти в Шотландии и Уэльсе не принесла результата.

На протяжении 1993-1994 гг. правительство Мейджора проводило напряженные переговоры с лидерами политических движений Северной Ирландии и правительством Ирландской Республики. К началу 1995 г. было достигнуто историческое соглашение между двумя государствами, ставшее основой для дальнейшего урегулирования ольстерской проблемы. Правительство Ирландии заявило о готовности пересмотреть две ключевые статьи своей конституции, декларировавших необходимость воссоединения единого ирландского государства. Британское правительство, в свою очередь, согласилось на изменение тех законодательных актов, которые рассматривали Северную Ирландию как «вечную провинцию» Соединенного Королевства. Но препятствием для реализации этого проекта вновь стали террористические акты ирландских экстремистов.

В знак несогласия с курсом на примирение из состава ИРА в 1994 г. вышла радикальная группировка, создавшая Ирландскую армию продолжения борьбы (ИАП). Ее боевики организовали серию взрывов в городах Ольстера и Англии. Впоследствии инициатива в продолжении террористической войны перешла к отколовшейся от ИРА «Подлинной Ирландской Республиканской армии». Действия ИАП и ПИРА сорвали проведение в 1996 г. выборов в «Ольстерский форум» (собрание выборщиков, которое должно было составить круг делегатов на северо-ирландские многопартийные переговоры). Срыв мирного процесса в Северной Ирландии и нарастающая напряженность в диалоге лондонского правительства с националистическими движениями Шотландии и Уэльса значительно ослабили позиции Консервативной партии перед парламентскими выборами 1997 г.

 

3. Внешняя политика Великобритании в 80-х – первой половине 90-х гг.

Внешнеполитическая стратегия правительства М.Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные для политического стиля «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии.

Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно острой ситуации. На конференции Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране. Уже в 1980 г. независимая Республика Зимбабве (названная так по имени африканского населения страны) стала членом Содружества.

На Лусакской конференции Тэтчер продемонстрировала не только стремление активно участвовать в развитии Содружества, но и готовность отстаивать при этом приоритеты национальной политики. Присоединившись к принятой на конференции «Декларации по расизму и расовым предрассудкам», Великобритания оставила за собой право самостоятельно определять принципы иммиграционной политики, формы участия в согласованной политике Содружества по отношению к странам, нарушающим принцип расового равноправия. В последующие годы, избегая прямой поддержки ЮАР, Великобритания лишь формально принимала участие в санкциях Содружества против этой страны.

Развивая экономические отношения со странами Содружества, правительство Тэтчер постаралось строить их в духе прагматизма и рациональности. Потенциал Содружества стал использоваться не столько для помощи наименее развитым странам, сколько для комплексного взаимовыгодного сотрудничества. В своем стремлении избавиться от традиций патернализма Тэтчер блокировала инициативу Индии о создании специального экономического фонда для беднейших стран, проект премьер-министра Ямайки о формировании специального международного органа по поддержке борьбы развивающихся стран с наркомафией.

Тэтчер поддержала постепенную трансформацию Содружества в многостороннюю международную организацию, строящую свою деятельность на основе обычных норм международного права, а не «особых отношений». Такой подход был окончательно закреплен в Ванкуверской декларации Содружества 1987 г. Но в конечном итоге лидирующее положение Великобритании в Содружестве, лишь укрепилось. Сделав ставку на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений с бывшими колониями, Великобритания сумела в конце 80-х – начале 90-х гг. значительно укрепить свое экономическое и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния.

Готовность отстаивать свои интересы в любой точке земного шара правительство Тэтчер продемонстрировало в 1982 г., когда возник англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Этот архипелаг, расположенный в юго-западной части Атлантического океана, являлся спорной территорией между двумя странами на протяжении полутора столетий. С 1833 г. он находился под контролем англичан. С середины XX в. Аргентина активизировала свою борьбу за возвращение островов. 2 апреля 1982 г. аргентинские войска в ходе операции «Суверенитет» высадились на острова. Губернатор Р.Хант был смещен и вместе с сотней морских пехотинцев гарнизона депортирован на родину. В тот же день на экстренном заседании британского правительства было принято решение о разрыве отношений с Аргентиной и отправке к Фолклендским островам военной эскадры в составе 40 кораблей.

В конце апреля британская эскадра начала военные действия в районе Фолклендских островов. После потопления 2 мая британской подводной лодкой «Конкерор» крейсера «Генерал Бельграно» аргентинские военные корабли были вынуждены вернуться на свои базы. Сражение в последующие дни разворачивалось преимущественно в воздухе. Аргентинским летчикам удалось потопить новейший британский ракетный эсминец «Шеффилд» и несколько других судов. 21 мая британские спецподразделения сумели высадиться на острова. Лишь к 15 июня, после ожесточенных боев, аргентинский гарнизон капитулировал. Какой-либо официальной договоренности о прекращении военных действий между Великобританией и Аргентиной достигнуто не было (как, впрочем, не было и формального объявления войны). Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек, англичане – 250 человек.Но правительство Тэтчер сполна использовало пропагандистский эффект «небольшой победоносной войны».

Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американские союзнические отношения. Когда в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывавший обе стороны немедленно прекратить огонь и приступить к мирным переговорам, Великобритания и США блокировали принятие ее двойным вето. Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями Тэтчер с президентом Р.Рейганом. Оба лидера разделяли схожие политические идеалы и осуществляли радикальные внутренние преобразования. Оба сталкивались с двойственными социально-психологическими последствиями «неоконсервативной революции» и остро нуждались в ярких дипломатических победах.

Визит Тэтчер в Вашингтон в сентябре 1983 г. продемонстрировал, что «особые отношения» Великобритании и США переживают наибольший расцвет. Ситуация не изменилась даже после явно некорректной по отношению к Великобритании акции Вашингтона в октябре 1983 г., когда американцы предприняли показательную «полицейскую» акцию на острове Гренада, входящем в Содружество. Во второй половине 80-х гг. Великобритания неизменно солидаризировалась со своим стратегическим союзником по вопросам региональных конфликтов. Понимание в Лондоне находил враждебный курс США в отношении Ирана, поддержка движения моджахедов в Афганистане и покровительствующего им пакистанского режима, борьба против национально-освободительного движения в Никарагуа. Лондон поддержал военную акцию США против Ливии в 1986 г., когда для налетов на Триполи американские ВВС использовали британские аэродромы. Вслед за США и наряду с Францией и Италией Великобритания направила миротворческий контингент в Ливан. В развитие кэмп-дэвидской стратегии Вашингтона британская дипломатия участвовала в налаживании арабо-израильского переговорного процесса.

Значительно укрепились союзнические отношения Великобритании с США и в глобальных вопросах. Приход Тэтчер к власти совпал с новым витком международной конфронтации, спровоцированным размещением обоими блоками новых видов ядерного оружия в Европе, советским вторжением в Афганистан, вводом военного положения в Польше. Свой вклад в шумную антисоветскую пропагандистскую войну внесла и Великобритания, поддержав бойкот олимпиады в Москве и существенно сократив экономическое и культурное сотрудничество с СССР. Тэтчер всемерно поддержала планы наращивания вооружений НАТО, дав согласие на размещение 160 ракет средней дальности на территории Великобритании и на осуществление программы модернизации ядерных подводных лодок с помощью американских ракет «Трайдент». Одобрительно она отнеслась и к американскому проекту СОИ.

Несмотря на жесткую антисоветскую позицию в первые годы своего правления, Тэтчер была первым из западных лидеров, кто поддержал изменение характера международных отношений после начала политических изменений в СССР. В конце 1984 г. М. Горбачев совершил официальный визит в Лондон. Переговоры с Тэтчер стали одним из первых серьезных шагов Горбачева в качестве дипломата мирового уровня. Тэтчер особенно высоко оценивала особый шарм нового советского лидера, его способность к открытому и доверительному диалогу. В дальнейшем их отношения сохраняли исключительно конструктивный и подчеркнуто уважительный характер. В 1986-1987 гг. во время визитов Э.Шеварднадзе в Лондон и М.Тэтчер в Москву были приняты пакеты соглашений по всем аспектам советско-британских отношений.

Д. Мейджору пришлось столкнуться с совершенно новыми проблемами в отношениях с Москвой и Вашингтоном. Явное противостояние советского и российского руководства, активизация национальных движений в республиках СССР, геополитические выгоды распада Советского Союза в сочетании с негативными последствиями дезинтеграции ядерной державы, смена харизматичного Горбачева на властного Ельцина ставили тогда западных политиков перед сложным выбором. Мейджору удалось найти эффективный алгоритм переориентации с англо-советского на англо-российский политический диалог. Неизменно высказываясь против сепаратизма и в поддержку преемственного развития советской государственности, он уже в январе 1991 г. весьма жестко отреагировал на события в Литве и Латвии (в отличие от Франции, США и Италии). В августе 1991 г. Мэйджор первым из европейских лидеров осудил путч в Москве. Таким образом, восприняв без особого энтузиазма распад СССР, Великобритания без колебаний признала Россию в качестве государства-правопреемника. Ту же осмотрительность проявлял Мейджор и впоследствии. Он раньше других западных лидеров выразил Ельцину поддержку после событий октября 1993 г. В отличие от Миттерана и Коля, осудивших войну в Чечне, британский премьер, будучи в Москве по случаю празднования 50-летия Победы, лишь проявил по этому поводу «озабоченность».

Корректная позиция британского руководства по отношению к событиям в России способствовала налаживанию конструктивных и деловых отношений между двумя странами. Но между Мейджором и Ельциным так и не установились «особые» личные отношения. Это наглядно продемонстрировал визит Ельцина в Великобританию в ноябре 1992 г. Подписание бессрочного Договора о принципах отношений между Россией и Соединенным Королевством придало новый импульс отношениям двух стран практически во всех сферах, но не стало основой для начала стратегического сотрудничества. Не изменилась ситуация и в 1994 г., когда лидеры двух стран встречались пять раз, а королева Елизавета II совершила первый в истории официальный визит в Россию.

Столь же неоднозначно развивались в период правления Мейджора и англо-американские отношения. Великобритания активно участвовала в военных операциях ООН в зоне Персидского залива. Уже с осени 1990 г. британские самолеты начали участвовать в патрулировании воздушного пространства Саудовской Аравии. Тогда же в зону залива был передислоцирован 45-тысячный британский контингент, вошедший в состав войск международной коалиции. Великобритания поддержала в ноябре 1990 г. резолюцию ООН, предъявившую ультиматум Ираку по поводу вывода войск с территории Кувейта. Британская общественность заняла беспрецедентно жесткую позицию по отношению к Иракскому режиму, даже по сравнению с другими западными странами. Более 80% англичан высказывались за участие армии в военных действиях в зоне залива. Мейджор при поддержке всех крупнейших политических партий также занял бескомпромиссную позицию, выступая против любых переговоров с Саддамом Хусейном.

Позиция британской дипломатии в иракском вопросе и участие британских подразделений в операции «Буря в пустыне» в феврале 1991 г. стали толчком для нового сближения Великобритании и США. Но с 1993 г. интенсивность англо-американского сотрудничества значительно уменьшилась. Лондон весьма откровенно поддерживал республиканцев на президентских выборах, а с новым президентом Б.Клинтоном у Мейджора так и не сложились близкие отношения. В последующие годы британская дипломатия занимала вполне самостоятельную позицию по вопросам, принципиально важным для Вашингтона. Показательными были разногласия по поводу межэтнического конфликта в Боснии и Герцеговине, когда США и Великобритания заняли диаметрально противоположную позицию по поводу снятия эмбарго с поставок оружия, а также нанесения бомбовых ударов по сербским позициям. Лондон поддержал ввод санкций против Югославии, но решительно выступил против втягивания международных миротворческих сил в боевые действия. Лишь в апреле 1995 г. Мейджору удалось во время визита в Вашингтон добиться сближения позиций по боснийскому вопросу, а в декабре 1995 г. британская дипломатия выступила посредником в организации переговоров между сторонами конфликта для подписания мирного договора.

Ключевым направлением внешней политики Великобритании в 80-х – первой половине 90-х гг. оставалось участие в процессе европейской интеграции. М.Тэтчер внесла в отношения с европейскими партнерами присущие ей жесткость и целеустремленность, добиваясь пересмотра невыгодных для Великобритании принципов экономического сотрудничества и финансирования бюджета ЕЭС. С 1979 г. начался длительный период сложных переговоров, сопровождавшихся периодическими скандалами и вспышками торговых войн. Жесткая позиция Великобритании стала препятствием для стабилизации бюджетной системы ЕЭС, задержала реализацию многих интеграционных программ и осложнила переговоры о вступлении в ЕЭС Испании и Португалии. Лишь спустя четыре года было достигнуто компромиссное решение.

Недовольство британского правительства вызывала и сельскохозяйственная политика ЕЭС, ориентированная на дотационную поддержку фермеров. Тэтчер часто использовала право вето для блокирования ценовой политики ЕЭС в этой отрасли. Под жестким нажимом британской дипломатии странам Общего рынка пришлось принять решение в 1983 г. о постепенном сокращении расходов на сельскохозяйственную программу.

Во второй половине 80-х гг. ключевой проблемой европейской политики стала подготовка преобразования системы Европейских Сообществ в Европейский союз. Эта цель была сформулирована в принятом в феврале 1986 г. Едином Европейском акте. Многие из нововведений активно поддерживались британской дипломатией. Великобритания выступала за активизацию политического и внешнеполитического сотрудничества без формирования каких-либо новых наднациональных структур и дополнительного делегирования полномочий общеевропейским органам. Именно на такой основе во второй половине 80-х гг. и складывалась новая интеграционная структура – Европейское политическое сотрудничество.

Не отвергая саму идею создания Европейского Совета, правительство Тэтчер активно возражало против ряда новых интеграционных проектов, в том числе формирования Европейского валютного союза, предполагающего переход к единой денежной системе. Тэтчер рассчитывала максимально отсрочить включение Великобритании в такие программы. Очень болезненно она воспринимала и предложения по унификации налогового, трудового, иммиграционного законодательства. Тэтчер выступила против присоединения Великобритании к Шенгенским соглашениям, подписанным в 1986 г.

Мейджор существенно изменил европейскую стратегию. Он считал, что национальные интересы Великобритании эффективнее защищать, не блокируя процесс углубления интеграции, а активно участвуя в разработке концепции и правовых основ будущего Европейского союза, отстаивая свое видение будущего Европы. Мейджор сыграл большую роль в отказе от федералистской концепции строительства ЕС и закреплении понятия «Европейский союз», как обозначающего не формирование новой наднациональной организационной структуры, а новое качество сотрудничества европейских стран. Важным достижением британской дипломатии стала разработка приложения к Маастрихтскому договору под названием «Декларация о применении правовых актов Сообщества». В ней отмечалось, что способы, с помощью которых применяются законодательные положения ЕС, определяются каждым государством-членом с учетом собственных институтов, правовой системы и других обстоятельств. Мейджор выступил инициатором включения в правовую концепцию Европейского союза принципа субсидиарности, предполагающего, что решение того или иного вопроса переходит в компетенцию Союза лишь в том случае, если оно не может быть осуществлено столь же эффективно и квалифицировано на национальном уровне.

Маастрихтский договор о Европейском союзе предусматривал три основных направления интеграции – создание единого европейского рынка (в том числе единой валютной системы), формирование единого курса в области внешней политики и обороны, унификацию внутренней и законодательной политики стран-членов. Мейджору пришлось согласиться с этой общей стратегией. Но британская дипломатия по-прежнему рассчитывала на возможность поэтапного и выборочного присоединения к новым формам интеграционных связей. Мейджор выступил горячим сторонником идеи «интеграции разных скоростей». Подразумевалось, что продвижение всех государств-членов ЕС по пути интеграции не обязательно должно быть синхронным, а национальная специфика может быть основанием для создания особых переходных механизмов и определения промежуточных сроков включения в программы ЕС. Концепция «интеграции разных скоростей» позволила правительству Мейджора отказаться от конкретных обязательств в целом ряде направлений развития ЕС, не обостряя при этом отношения с партнерами.

Обсуждение Маастрихтского договора в Палате общин вызвало ожесточенную полемику «евроромантиков» и «евроскептиков». Борьба против правительственного курса парадоксальным образом объединила правое крыло консервативной партии с теми лейбористами, которые требовали присоединения страны к социальному законодательству ЕС. Дискуссия достигла кульминации 23 июля 1993 г., когда лейбористы предприняли попытку добиться присоединения Великобритании к Социальной хартии. В знак протеста против политики Мейджора за эту резолюцию проголосовало и 23 «евроскептика» из партии тори. Голосование принесло редчайший результат – 317 против 317. Положение правительства спас лишь голос спикера. Уже на следующий день Мейджор вынес на голосование и вопрос об имплементации Маастрихтского договора, в текст которого британские парламентарии внесли более 600 поправок. Под угрозой падения правительства всей фракции консерваторов пришлось голосовать в поддержку билля.

Несмотря на победу в парламенте, правительство было вынуждено внести существенные коррективы в интеграционную политику. Развивая идею «многоскоростного» Европейского союза, Мей джор в 1994-1995 гг. все более активно ратовал за «меняющуюся геометрию» сотрудничества в ЕС. Подразумевалось, что различные аспекты интеграционного сотрудничества могут быть не распространены на всех членов Союза, а реализованы через серии соглашений разных групп стран. В 1996 г. правительство заявило о намерении бороться за изменение принципов экономической интеграции и откладывании решения о присоединении к союзу до проведения референдума.

Отношения Великобритании с партнерами по ЕС значительно ухудшись в связи с «коровьим кризисом», разразившимся в апреле 1996 г. После массового заболевания коров пористым энцефалитом последовал запрет на импорт британской говядины в страны ЕС, что привело к уничтожению 1, 2 млн. голов скота и огромным финансовым убыткам (более 5 млрд.ф.ст.). В ответ на отказ ЕС смягчить эмбарго, а также установить дату его отмены Мэйджор объявил о блокировании тех вопросов в ЕС, решение которых требовало консенсуса. В результате этой политики «несотрудничества» британское правительство приостановило в 1996 г. принятие 74 решений. Кризис во взаимоотношениях с европейскими партнерами совпал по времени с проведением новой предвыборной кампании.

 

4. «Новый лейборизм» Энтони Блэра.

На протяжении 90-х гг. продолжался активный поиск нового идеологического и политического облика лейбористского движения. Н.Киннок был вынужден уйти в отставку несмотря на то, что именно под его руководством был осуществлен решительный поворот к обновлению лейборизма. Сменивший его в 1992 г. Джон Смит, талантливый организатор и оратор, продолжил реформаторский курс. Он добился значительного ослабления влияния тред-юнионов на Лейбористскую партию. Решающую роль в этом сыграла отмена на партийном съезде 1993 г. практики «суммарного голосования», согласно которой руководитель того или иного профсоюза, являющегося коллективным членом партии, голосовал от лица всех членов этой организации. Съезд ввел порядок голосования по принципу «один человек – один голос». В том же 1993 г. из руководства Лейбористкой партии были выведены и последние представители лейбористского «ультрасоциализма». Лейборизм превращался в идеологию социально-либерального толка.

Скоропостижная смерть Смита от двух инфарктов в мае 1994 г. не приостановила реформирование партии. Лидером стал 40-летний Энтони Блэр, олицетворяющий новое поколение британских политиков. Опираясь на результаты деятельности своих предшественников, Блэр сосредоточил главные усилия на изменении имиджа лейбористов, формировании их образа как «новой» партии. Первый шаг на этом пути был сделан еще при Кинноке, который добился многозначительной смены красного флага в качестве партийного символа на красную розу. Блэр сделал ставку на закрепление новаторского образа «нового лейборизма» в массовом сознании с использованием современных РR-технологий, профессиональное построение имиджа нового партийного руководства как плеяды политиков XXI века.

Рубежным событием стала конференция Лейбористской партии 1995 г., посвященная изменению партийного устава. Новая редакция устава определяла Лейбористскую партию как «демократическую и социалистическую», ориентирующуюся на создание «справедливого общества», основанного на динамизме и конкуренции, обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности. Из устава были исключены положения о приоритете общественной собственности на средства производства. Само понятие «социализм» приобрело в большей степени этический оттенок, отражая идеал оптимального взаимодействия индивида и общества, а не определенный проект общественного устройства. В знак несогласия с решениями конференции 1995 г. из состава Лейбористской партии вышла группа Артура Скаргилла, образовавшая Социалистическую лейбористскую партию. Но этот раскол фактически не повлиял ни на рейтинг лейбористов, ни на положение их лидера.

Предвыборный манифе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.