Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И воспитание щенка (дрессировка)






 

Прыготня, и лизня, и взвизги,

И кипучая радость встреч…

Для нее ты дороже жизни

И хоть это умей сберечь!

 

Слово «дрессировка» вызывает у меня детские воспоминания о «Каштанке» и бедных цирковых животных, которых заставляют делать то, что им определенно не свойственно и очевидно противно. Например, кошку вынуждают изображать мир с мышами и крысами, лисицу – играть с курицами, тигра – держать в пасти голову живой Ирины Бугримовой, благодушного рохлю-ньюфаундленда – свирепо нападать на человека. Применительно к вашей собачке это жестокое слово следовало бы заменить просто на «воспитание», но так, увы, не принято. Почему-то жесточайшая однообразная муштра солдат без всякого пряника в перспективе не называется дрессировкой, а милую воспитательную возню со щенком так называть принято. Пусть так, но вся дрессировка обычной крохотной собачки сводится к привитию ей навыков поведения и послушания в быту. Сложнейшими из правил поведения, которые необходимо соблюдать, являются терпение при уходе за шерстью, при мытье лап после прогулок, при чистке зубов. Кроме того, важны навыки пользования собачьим туалетом и «осознание» некоторых запретов, в частности не пить из луж и не подбирать с земли всякую гадость.

Будьте уверены в том, что с момента появления щенка в вашем доме при всей необходимости его учить и воспитывать вам захочется все время его гладить, таскать на руках и всячески тискать, не говоря уже о том, что довольно скоро он завоюет право спать в вашей постели и сопеть вам в ухо. Несмотря на всю свою шерстку, иногда очень даже пышную и теплую, ваш любимец будет стремиться забираться к вам под одеяло и прижиматься к вам. И он будет необычайно счастлив, когда добьется права на эту привилегию.

Свою кличку щенок постигнет уже в течение первых часов пребывания в вашем доме. И потом уж, как водится, вы, вопреки строжайшим запретам многих собачьих авторитетов, считающих собак условно-рефлекторными автоматами, изобретете для него множество ласкательных имен, которые он усвоит столь же быстро.

Но кроме шуток, между нами и собаками имеются некие глубинные связи. Так, при болях люди и собаки издают аналогичные звуки: визжат и стонут. Обратите внимание на то, что и слова, обозначающие эти звуки, одинаковы. Примите также к сведению, что и гнев, и неудовольствие люди и собаки выражают сходным образом. А слова «лаяться» и «скулить» в применении к людям имеют однозначный смысл. Подобных лингвистических аналогий с кошками почему-то не возникло.

Наблюдая за собаками, поневоле задаешься вопросом: от куда у них такие несвойственные другим домашним и прирученным животным врожденные качества: любовь и преданность хозяевам, в том числе весьма недавним, стремление спасать их из воды и защищать, подчас с риском для собственной жизни, охранять любое хозяйское имущество, в том числе несъедобное и им самим абсолютно бесполезное, и множество чисто сентиментальных свойств? Собаку довольно часто приходится специально учить быть злобной по отношению к людям, а у людей, особенно в толпе, это получается естественным образом.

Согласно данным науки этологии (не путать с экологией!), развитие которой запрещалось в советские времена, каждый животный организм имеет свою наследственную генетически-детерминированную программу видоспецифического поведения, более или менее сложного. Такая программа формируется в процессе длительного естественного или целенаправленного искусственного отбора. При этом отмечена закономерность: наиболее жесткими и детализированными наследственные программы поведения являются у относительно низкоорганизованных организмов, например у членистоногих. Высоко же организованные существа более свободны в реализации наследственных программ поведения и задатков характера. И чем выше организация животных, тем больше допустимая степень такой свободы. Но сами принципы сохраняются незыблемыми.

Современная жизнь такова, что нередко возникает мысль, что человеку можно поучиться гуманности у собак. Какая уж тут дрессировка? Многие англичане, например, утверждают, что милосердие по отношению к людям начинается с любви к собакам. Кошколюбы вместе со своими невозмутимыми кошками обычно остаются более равнодушными к человечеству и его проблемам.

Собаки способны дать человеку наглядные уроки соблюдения моральных принципов. Им свойственны абсолютная преданность, жертвенность, ласковость, соучастие. Именно ради этого их и стоит заводить.

В этологии одним из критериев оценки интеллекта животных служит их способность знать и запоминать свои имена. Оказывается, такая способность свойственна далеко не всем видам животных. Что же касается собак, то примечательно, что они не только сознают свои имена (независимо от голоса человека, их произносящего), а также множество всяких ласкательных форм, но и знают имена своих хозяев и их друзей! Это кажется таким простым и естественным, но такие способности характерны только для человека. А если подобное свойственно и животному, то одно это заставляет задуматься о многом.

Собаки обычно с упоением стремятся растворять свои личности в человеческих (хозяйских). А человечество в целом в награду за это относится к ним подчас с предельной жестокостью (как и к своим святым – сначала распнем, а потом икону напишем). Человеческого отношения в полной мере вы вправе ожидать только от счастливой собаки, не запуганной и не угнетенной ее собачьими проблемами. И только счастливая собака несет в дом радость даже тогда, когда она уже стара и больна. Ведь такая собака стремится щедро поделиться своим счастьем с хозяевами и от души старается им угодить. А если вы тяжело больны и лежите в постели, то это создание будет неизменно выражать вам свое сочувствие более искренне, чем иные ближайшие родственники.

Для подлинного счастья собаке требуется во много раз меньше компонентов, чем для нас с вами, никаких тебе «мерседесов», видеомагнитофонов, Канарских островов. В первую очередь щенку нужно счастливое детство, с каждым днем что-то невозвратимо утрачивается. Если вы не сфотографировали щенка сегодня, через неделю он будет уже другим. И ваш первейший долг – обеспечить щенку счастливую жизнь начиная с самого первого дня жизни в вашем доме.

Не заводите маленькую собачку, если хоть кого-то в вашей семье могут раздражать щенячьи лужи, беготня, шалости, лай и пр. Щенок это поймет, станет бояться этого человека, и его детство будет испорчено, а это отразится на его характере в будущем. Ведь щенок может чувствовать себя счастливым только в той семье, где его любят без исключения все. А самому щенку по природе свойственно любить всех его близких.

Если щенок физически и психически здоров, воспитание счастливой собаки зависит только от вас и от обстановки в вашей семье. Разнообразие вкусной пищи и лакомств, ласковое обращение, обилие впечатлений (в том числе игрушек), соразмерные с силами животного физические упражнения с обязательной свободной беготней, постоянное общение с бесконечными разговорами (как с ребенком!) и игры, игры, игры с людьми и собака ми – вот то, что абсолютно необходимо щенку, вашему будущему компаньону. Никогда не срывайте на щенке свое раздражение, скверное настроение или злобу. Помните, что ваши истерики при обращении со щенком в будущем возвратятся к вам в форме истерик взрослой собаки. По той же причине старайтесь не устраивать при собаке скандалов и людям (конечно, лучше не устраивать их вообще!). Она, во-первых, очень испугается, а во-вторых, может начать копировать ваше поведение и, став взрослой, примется угощать вас тем же «блюдом». Так что, если вы будете строго соблюдать все правила воспитания щенка, ваши близкие заметят, что вы становитесь просто ангелом.

Снисходя к размерам и ранимости нервной системы своего крошечного питомца, при его воспитании вы должны использовать исключительно меры кротости. Меры строгости должны ограничиваться лишь интонациями голоса, но следует исключать крик и физические воздействия. Только в самых «одиозных» случаях щенка допустимо слегка стукнуть свернутой в трубку газетой так, чтобы было много страшного шороха, но не боли. И лишь при явных проявлениях агрессии (не спутайте с самообороной, в частности, если собачку допекают дети), которая у собачек малого калибра проявляется, в общем, достаточно редко, допустимо встряхнуть щенка за шиворот. Последнее иногда может потребоваться при воспитании такс (из-за их охотничьих страстей) или терьерчиков (из-за их излишнего усердия при вашей защите, но тут уж наказывать собачку как-то, вроде, грешно). И дай Бог, чтобы вам не пришлось этого делать! После любой ссоры с собачкой и любого наказания за какой-то проступок минут через пять вам следует ее простить и убедить в том, что вы не держите на нее зла и все так же любите.

О том, как приласкать и ободрить собачку, думаю, вам рас сказывать не требуется. Но вам следует знать способы, которыми щенок будет стремиться выразить вам свою приязнь и приласкать вас. Общеизвестно, что прежде всего с этими целями он станет лизать ваши руки. Постепенно он научится прижиматься к вам и совать нос подмышку. Но у взрослых собак высшие формы выражения дружеского расположения друг к другу проявляются облизыванием ушей или губ в углах рта (это нечто вроде поцелуя). По этим причинам ваша собачка будет с упоением лизать ваши уши и стремиться лизнуть вас в губы (если они не накрашены!), а при случае и в нос. Сука очень трогательно вылизывает глазки своим даже вполне взрослым потомкам, но это уже в гигиенических целях.

Еще щенок будет с наслаждением жевать ваши пальцы, ваш долг – научить его пользоваться своими челюстями так, чтобы вам такие нежности не были неприятны. Когда он слишком сильно прикусит палец, вам следует ойкнуть, а лучше по-собачьи взвизгнуть, это он скорее поймет. Но со временем собака научится понимать и слово «больно». Собаки своими страшными зубами не только кусают и грызут, но и выражают свою приязнь друг к другу, к любимым людям и даже к их вещам (но последнее, правда, менее деликатно…) посредством ласковых деликатных покусываний.

При установлении контакта со щенком вам непременно придется учитывать и своеобразие органов чувств собаки, и особенности восприятия ею внешнего мира. Следя за охотничьей собакой, резвящейся в поле, можно наблюдать за тем, как собака последовательно «включает» свои органы чувств. Сначала привлекательность объекта на открытой местности она оценивает зрительно, затем привлекает свой слух и лишь для окончательного уточнения – тончайшее обоняние, требующее наиболее сложного анализа. Разумеется, в зарослях последовательность включения органов чувств будет иной.

В книгах, посвященных собакам, до сих пор то и дело продолжают писать об отсутствии у них цветного зрения вопреки тому, что давно получены достоверные данные, свидетельствующие о наличии у них полноценного полихромного зрения. Другое дело, что их восприятие цветов спектра вполне может отличаться от нашего восприятия. Ведь им не приходится сдавать экзамены и проходить экспертизу у окулиста для получения водительских прав в ГИБДД! То же касается и рассуждений о близорукости собак. Что вы скажете о каком-нибудь пеньке или рваном сапоге, спокойно стоящем на лесной дороге, вдобавок в сумерках и привлекшем внимание собаки, находящейся на расстоянии 600 метров? Собака утрачивает интерес к объекту, лишь приблизившись к нему на расстояние 70–100 м. Просто собака имеет обыкновение видеть только то, что сразу способно вызвать у нее интерес. Нелюбопытное собака просто не желает видеть, оно не привлекает ее внимания. Если же ваш пес в 20–30 шагах от вас увлечется разнюхиванием чего-то очень для него интересного, он забудет о вашем местонахождении и потом в течение каких-то долей секунды может не видеть вас и пытаться устремиться куда попало. Это по-человечески очень понятно, и это не свидетельствует о наличии близорукости и дефектов зрения, а всего лишь является лишним доказательством роли психики и внимания в зрительных восприятиях собаки.

Плоские изображения на картинках, солнечные зайчики и т.п. вызывают интерес у щенка очень недолго и перестают занимать его после того, как он поймет, что они для него ничего не значат. Движущиеся плоские изображения (в зеркале или на экране телевизора) любопытны для собаки существенно дольше, особенно если это изображения собак, птичек, хозяев. Но со временем и такие изображения, даже цветные на экране великолепного японского телевизора, абсолютно перестают интересовать собаку. Очень комично щенки первоначально реагируют на скульптуры львов – мраморные, чугунные, бронзовые. Сначала шарахаются от них и лают, а когда начинают понимать, что эти львы неживые, становятся к ним абсолютно равнодушными и даже не пытаются их обнюхать. Напротив, к трехмерным объектам и явлениям действительной жизни собаки никогда не утрачивают интерес. С любопытством в любом возрасте они часами глазеют на улицу в окно комнаты, трамвая или электрички. Правда, и тут имеются различия. Если ваш питомец охотничий, то обычные дома на улице (кроме того дома, в котором он живет) его интересуют мало, но как только трамвай въезжает на мост и пес видит реку или за окном начинают маячить купы деревьев, он явно оживляется. У маленьких же собачек, реже бывающих на природе и реже участвующих во внеквартирной жизни, реакции на заооконные пейзажи иные. Могут преобладать недоумение и ужас.

Но в целом собаки исключительно наблюдательны – они замечают и запоминают малейшие перемены в любопытных им деталях окружающего мира. Так, объектами внимания щенка ста нут ваши улыбки и гримасы, направления вашего взгляда, жесты и т.п. Щенок может в первый момент шарахнуться от вас, если вы надели незнакомую ему новую одежду.

Слух у собак также необыкновенно тонок и существенно превосходит слух человека как по широте спектра воспринимаемых частот (от инфра- до ультразвука), так и по чувствительности на всех частотах. Поэтому собака со временем будет в курсе всех ваших разговоров, которые вы ведете в самом дальнем от нее конце квартиры, если в этих разговорах будет нечто для нее содержательное. Тонкий слух позволяет собаке улавливать такие эмоциональные оттенки интонаций нашего голоса, на которые мы сами не обращаем внимания; но чуткая собака их улавливает и по-своему реагирует. Поэтому-то ваш лежащий под столом подрастающий щенок способен разобраться в смысле специально «направленных против него» сложно сконструированных прихотливых фраз, в которых ключевые существительные и глаголы заменены на едва понятные вашим собеседникам синонимы. Но такое понимание имеет место только в тех случаях, когда смысл подобных фраз для щенка актуален, например, когда речь идет о кусочке сыра или о прогулке.

Тончайшее обоняние является для собак важнейшим источником информации об окружающем мире. Поэтому все сущее собака, в конце концов, проверяет носом. По запаху собака различает своих друзей и врагов, как среди животных, так и среди людей. Примечательно, что среди людей собаки ухитряются выделять, видимо, по запахам, не только собачников, но и людей, которые любят, но не имеют своих собак, и тех, которые их терпеть не могут. Иные собаки явно избегают мужчин с запахами алкоголя, перегара и сигаретного дыма, но неравнодушны к дамским ароматам. Именно тонкостью собачьего обоняния можно объяснить необыкновенную чуткость собак к нашим настроениям – мы просто не восприимчивы к ароматам своих эмоций.

Но дело не только в тонкостях обоняния и слуха. Неагрессивные собаки вполне адекватно реагируют и на безмолвные выражения лиц незнакомых людей, когда те им улыбаются или иным образом «строят глазки».

И вот, вооружившись всеми своими высокоразвитыми органами чувств, щенок приблизительно к годовалому возрасту начнет понимать, что весь мир для него четко делится на две неравные части. Меньшую, понятную и очень любопытную, и большую – непонятную и лишенную для него всякого конкретного содержания. Эту большую часть можно точнее всего определить известной мудрой фразой – «Не мое собачье дело». Это недоступная человеку мудрость: «Непонятное – нелюбопытно». Люди же действуют, руководствуясь прямо противоположными принципами: все понятное неинтересно и нелюбопытно, а чем непонятнее, тем любопытнее.

Перед тем как приступать к собственно воспитанию щенка, вы должны еще осознать, что перед вами стоят три важные задачи: заслужить его любовь, заработать его уважение и добиться взаимопонимания.

Любовь заслужить проще всего, поскольку щенок к ней предрасположен по самой своей природе. Для этого необходимы лишь ласки и игры со щенком, но отнюдь не угощения. Любовь, купленная ценой подачек, дешево стоит. Угощения допустимы потом, когда любовь уже состоится. Именно совместные игры должны заложить основы обожания собакой вашей персоны на долгие годы. Старайтесь играть с маленьким щенком столько, сколько он хочет. Посвящайте играм как можно больше времени, прекращая их только тогда, когда щенок начинает отвлекаться и выказывать явные признаки утомления.

Уважение щенка вы должны зарабатывать, многократно демонстрируя ему любым способом свое всемогущество. Напри мер, открывая дверь, в которую он скребется, доставая игрушку, до которой ему не дотянуться, предлагая все новые и новые игрушки, показывая, как извлекать звуки из игрушек-пищалок, и т.д. Наилучший эффект достигается тогда, когда щенок привыкает восхищаться вами и видеть в вас сильного, неутомимого и изобретательного организатора игр и единственный «источник» прогулок.

Ни в коем случае не старайтесь добиваться уважения щенка строгостями. Строгости при воспитании абсолютно необходимы, но, когда дело касается маленького щенка, формы их выражения должны быть как можно более мягкими, «улыбчивыми». Как известно, Наполеон, Сталин и пр. добивались уважения своих подданных посредством формирования у них страха. Добиться подобного уважения у крохотного щенка – заслуга невелика.

А запугать его чрезвычайно просто. Не требуется даже болевых ощущений, достаточно даже грубых окриков.

Неврастениками собаки, так же, как и люди, не рождаются, а становятся от «собачьей жизни». Такие маленькие собачки, с наследственно слабой нервной системой, – тем более. У собаки, выросшей под гнетом страха, формируется очень неприятный характер, она делается несносной в общении, а крупные собаки при этом становятся просто опасными.

Однако, если вы своему малышу станете потакать абсолютно во всем, добиваясь его уважения, вы намучаетесь в дальнейшем. Необходимую меру воспитательных строгостей при общении со щенком столь малого калибра соблюсти довольно трудно. Необходимо самыми мягкими мерами добиться того, чтобы щенок уважал вас за справедливость и повиновался вам не из страха, а с радостью, из желания вам угодить, а потом уже просто по привычке. Примите к сведению, что в некоторых случаях любые строгости, распекания и наказания несправедливы и неуместны и могут вызвать у щенка только недоумение и ужас. Допустим, щенок стащил и даже изгрыз ваш носок, платок или какую-то другую вещь. Сделал он это, наслаждаясь вашим запахом. Так сказать, из любви к вам. Но стащить эту самую вещь он смог только потому, что она плохо лежала и оказалась для него доступной. Воспринимать подобное как некую зловредность щенка недопустимо. Наказывать за это вам следует себя, а отнюдь не собачку, и срывать свою досаду на нем нельзя. Иначе щенок будет жестоко и справедливо на вас обижен, а здание его благоговейного уважения к вам может рухнуть. Если же щенок надумал погрызть нечто ценное из того, что нельзя убрать, то объясните ему недопустимость этого и поругайте, но весьма умеренно. А во избежание повторения преступления погрызенный объект натрите внутренней стороной стручка красного перца или намажьте какой-нибудь резко пахнущей мазью, например, «Эвкамоном».

Ваша третья важнейшая задача при воспитании щенка – добиться взаимопонимания. Для этого вам, прежде всего, следует научиться, по возможности, понимать «язык» своего щенка. Выращивая собаку со щенячьего возраста, вы очень скоро убедитесь в том, сколь разнообразен и выразителен собачий «лексикон», насколько он богат звуками, мимикой, движениями хвоста, ушей и всего тела, и вам нужно будет во всем этом разобраться. Ваша задача – научиться как можно лучше понимать именно своего щенка. И здесь потребуются наблюдательность и догадливость, потому что желательно научиться не только определять по явным признакам, но и предугадывать любым способом выраженные желания щенка. Такие желания сначала будут элементарными, но по мере расширения его кругозора станут все более усложняться. Дать ему то, что он хочет (ведь луны он не попросит), пустить туда, куда ему требуется, пойти с ним туда, куда ему нужно, и т.п. Все это необходимо делать для того, чтобы ваша репутация в глазах щенка повысилась и он уразумел, что вы не совсем бестолковы и способны кое-что понимать. А со временем он начнет беззастенчиво пользоваться вашей понятливостью и тут уж вам придется кое-когда говорить «нет». Только вам при изучении щенячьего языка следует принять к сведению, что по мере взросления собачки одни и те же звуки в ее изложении могут постепенно приобретать новые значения. В нашей жизни такое тоже случается. Параллельно с познаванием щенячьего языка вам следует добиваться понимания и с его стороны. Ведь ваша задача – научиться как можно доступнее для собаки растолковывать, чего вы от него требуете, а потом добиваться исполнения. При этом следует учитывать особенности восприятия собакой человеческой речи.

Язык собак для универсального общения в «своем кругу», очевидно, видоспецифичен, так сказать, «международен», – своего рода эсперанто. При этом используется все: позы и движения тела, губ, ушей, но главное – хвоста. Хвост – главный «орган общения» собак и друг с другом и с хозяевами, он отражает настроения и намерения собаки. Хотя, возможно, у собак имеются различные, в том числе внутристайные, «диалекты», а точнее, – обычаи или знаки общения, касающиеся мелких частностей собачьего быта. Собаки и кошки, живущие совместно в одной семье, великолепно понимают друг друга. Точно так же собаки учатся понимать и людей. Только человеческую речь они воспринимают совсем иначе, чем мы. Так сказать, всеми своими органами чувств сразу. Наша обыденная речь, как известно, включает в себя не только слова, но и интонации, с которыми они произносятся, а также сопровождающие эти слова гримасы и жесты. Для нас все эти так называемые невербальные сигналы придают лишь эмоциональную окраску речи и означают гораздо меньше, чем сами слова. А для собаки наша мимика, а еще более – интонации, не менее информативны и важны, чем слова. Более того, на команды, произнесенные с выражением, собака всегда реагирует быстрее. А в каждой семье в процессе общения ее членов друг с другом и с собакой формируется определенная стереотипная система слов и сопровождающих их знаков, и к этой системе собака привыкает. А если у вас в доме несколько собак, то при контакте с каждой из них у вас будет складываться свой особый язык общения. Поэтому смена хозяев для взрослой собаки оказывается равнозначной переезду человека в страну с другим языком. Для собак при любой степени их «учености» буквальные значения слов менее значимы, чем интонации голоса, гримасы, жесты, а возможно, и ощущаемые только собаками наши видоспецифические запахи, сопутствующие нашим эмоциям. Маленький щенок, несомненно, начинает пони мать слова речи с интонацией, с которой эти слова произносятся. Этим можно, в частности, объяснить то, что немецкие (по рождению и воспитанию) собаки слушаются некоторых команд, отдаваемых им по-русски. В этом, несомненно, проявляется общечеловеческая (то есть, в конечном счете, тоже общевидовая) значимость целого ряда интонаций в нашей речи. Вряд ли хоть у какого-то народа мира принято ругаться елейным голосом или с громовыми интонациями произносить ласковые слова (уж у европейцев абсолютно точно нет таких традиций).

Попробуйте и вы своей собачке, когда она повзрослеет и явно станет умной, наговорить самым нежным голосом, да еще со сладчайшими улыбками, самых ругательных слов или таким же образом сказать ей давно знакомое: «Пойди вон!». Она вместо того, чтобы послушаться, недоуменно на вас посмотрит и приветливо помашет хвостиком. Просто собаки, имея великолепный слух, прежде всего улавливают степень дружелюбия или грозности интонаций и действуют соответственно. Значения самих слов подчас оказываются для них второстепенными, хотя некоторые собаки ухитряются великолепно понимать и ценить хозяйские шутки. Поэтому при обучении собачки вам необходимо пристально следить за своим голосом. Злобность и раздражение только испугают собачку, а страх, как известно, заглушает разум. В соответствующих случаях вполне достаточно властности голоса. По вашему голосу собачка различит, когда одна и та же команда означает приказ, а когда – всего лишь просьбу, и отреагирует либо мгновенно, либо «медленно поспешая».

Во многих руководствах по воспитанию (дрессировке) собак, особенно охранно-сторожевых, настоятельно рекомендуется команды собакам отдавать начальственным (командным) голосом и в строго определенной грамматической форме. С собаками, получившими такое воспитание, я дел не имел, как они ведут себя в быту – не знаю. Что же касается известных мне собак-компаньонов самых разных пород, то меня всегда поражало, как просто с ними общаться при самых разных обстоятельствах, причем безразлично, свои это собаки или чужие. Для общения с ними вполне достаточно обыденной человеческой речи. А собственно команды оказываются нужными только в чрезвычайных обстоятельствах или на охоте.

В соответствии с рекомендациями по дрессировке серьезных служебных собак, животные должны одинаково реагировать только на однозвучные команды, например: «сидеть», «глядеть» и т.п. Но далеко не все так просто. И все знакомые мне собаки, с которыми хозяева много общаются, ухитряются понимать самые разные словесные формы одного понятия («сиди», «сядь», «садись») или совсем разные слова со сходным смыслом («иди», «беги», «вперед») и адекватно реагировать на них.

Разумеется, собаки по-разному воспринимают категорические приказы и просьбы. Просьбы исполняются медленнее, и нередко требуется их повторение. При этом, если собака не хочет исполнять данную просьбу, она своим согбенным корпусом, а подчас и выражением морды или голосом даст вам понять, какая она бедная-несчастная. Вы только над ней не смейтесь, а то она тотчас же забудет о командах и просьбах. Поведение собак в подобных случаях напоминает поведение уже вполне овладевших речью дошкольников, и это необыкновенно потешно.

Однако даже самые послушные и абсолютно вышколенные собаки прекрасно сознают, что то, чего абсолютно нельзя делать на глазах у хозяев, можно делать в отсутствии хозяина. Правда, чего собаки не умеют, так это лицемерить. И внимательно всмотревшись в недавно «согрешившую» собаку, вы прекрасно поймете, что она в чем-то виновата и кается.

Подлинно ученая служебная собака должна научиться пони мать значение слов (команд) как таковых, произносимых любым чужим голосом, может быть, даже с акцентом. Другое дело, что исполнение этих команд должно зависеть от оценки собакой конкретной ситуации. Но подобная ученая степень вашей маленькой домашней собачке, несомненно, не потребуется. Вполне достаточно, если щенок, в конце концов, научится правильно разбираться в том «винегрете» слов, интонаций, гримас и т.п., который представляет собой обыденная человеческая, в частности ваша, речь. Следует как можно больше нормально разговаривать со щенком, как будто он все понимает. Пройдет сравнительно немного времени, и вы с удивлением отметите возникновение такого понимания. Щенок научится многое связывать воедино, будет непрерывно пополнять свой словарь и, в конце концов, станет вашим полноценным «собеседником».

Вам как главному педагогу потребуется втолковывать щенку, что ему полезно и очень выгодно научиться вас понимать, что вы являетесь кладезем не только пищи, но и всяких интересных затей и способны изобретать для него разные игры и участвовать в них (при этом вы можете использовать для убеждения ласки, жесты, угощения, игрушки, слова и любые другие способы и средства). И как только щенок это усвоит, дело его воспитания и обучения сразу пойдет на лад. Если при завоевании уважения своего щенка вы его не замучили, он станет с упоением учиться всему, что вы сочтете полезным, причем без всяких подачек, только ради того, чтобы угодить вам и заслужить похвалу и ласку. Все это будет именно так только в том случае, если щенок поймет, что от него требуется. А вот объяснения и растолковывания потребуют от вас ангельского терпения и благожелательности по отношению к щенку при огромной изобретательности в разработке методик донесения информации до собачьего сознания. В процессе объяснения никогда не повышайте голос и ободряйте собачку всеми возможными способами. Если она сейчас чего-то никак не может понять, отложите новую «науку» и вернитесь к отработке того, что животное уже усвоило. Во время занятий никогда не теряйте терпения и не раздражайтесь. Если поймаете себя на этом, заканчивайте занятие, чтобы не травмировать психику щенка.

Существует еще одно условие, которое следует обязательно выполнять во время ваших воспитательных занятий со щенком. Непостоянство требований, запретов и разрешений – важнейший порок системы воспитания собаки (так же, как, впрочем, и ребенка). У детей при проявлении родителями такого непостоянства дело обычно кончается ревом с воплями: «Почему вчера было можно, а сегодня нельзя?» И вам приходится долго объяснять причину. А собаку такая изменчивость требований просто сбивает с толку. Поэтому, если собаке некто уже позволил что-то делать, то вам придется изрядно помучиться, прежде чем вы ее от этого отучите. Вы и все члены вашей семьи должны твердо и согласованно требовать от щенка одного и того же. Например, кто-то разрешает ему заседать на том или ином кресле или диване или на какой-то постели, а другие гонят прочь. Это недопустимо! И чем раньше соответствующим образом согласованные запреты будут доведены до сведения щенка, тем они будут прочнее и безболезненнее им усвоены. Иногда для неукоснительного исполнения щенком некоторых словесных запретов приходится прибегать к изобретению дополнительных средств. Так, если запрет касается пребывания щенка на каком-либо парадном диване или кресле и т.п., то рекомендуется застилать эту вещь газетами. Шуршание бумаги будет непривычно и неприятно вашему питомцу, и на газетах он валяться не будет. А там, глядишь, и к запрету привыкнет. Впрочем, не исключено, что со временем он научится и не обращать внимания на шуршание бумаги и вам потребуется изобретать что-то новое. Правда, набор необходимых вашему питомцу правил общего послушания столь мал, что особых трудностей при их усвоении не должно возникнуть. Другое дело, если вы начнете учить щенка всяким «штукам».

Как известно, основа характера человека формируется в период от 2 до 5 лет. У щенков же особенно большое значение имеют первые 4 месяца жизни. Самые первые недели и месяцы вашего общения со щенком очень важны не только в плане его ознакомления и привыкания к новому окружению. Именно в этот период у щенка «запечатлеваются» на всю жизнь правила его поведения в вашем доме, желательные для вас привычки, отношение к нему членов вашей семьи и ваших знакомых. Поэтому в эти месяцы вам особенно необходимо как можно больше времени посвящать общению со щенком и обеспечивать его максимальное общение со сверстниками и вообще с собаками для осознания им своей собачьей личности. Только такое общение следует как-то «увязывать» с ограничениями, налагаемыми вакцинациями и карантинами.

Разумеется, собачка должна быть воспитанной и послушной. Но ее послушание и воспитанность не должны быть чрезмерными, собачке следует выполнять определенные действия самой, по привычке, без словесных напоминаний, да еще сделанных грозным голосом. Ведь мы же моем руки перед едой автоматически, долго не думая. Перечень таких действий («знаний»), нужных вашей собачке, должен быть заранее твердо определен: нужно установить, что она должна делать и что абсолютно недопустимо. На безболезненное формирование соответствующих навыков вы можете рассчитывать до момента достижения собакой возраста 2–2, 5 месяца. В дальнейшем, особенно после 4 месяцев, учение пойдет труднее. Так что не теряйте времени! Если вы будете ежедневно уделять занятиям совсем немного времени, щенок вырастет воспитанной, приученной к порядку собакой. Позднее, в подростковом периоде, он утратит наивность, станет более своевольным, и тогда уже вам придется дольше работать с ним.

Поскольку щенячий век короток, при воспитании собаки времени на исправление «педагогических ошибок» просто нет. Все, усвоенное сегодня, останется в собачьей памяти надолго или даже навсегда. И, несмотря на то, что основы характера щенка определяются наследственностью (породой), формирование его личности при индивидуальном комнатном воспитании в человеческой среде осуществляется всеми членами той семьи, то есть новой «стаей», в которую он попал. Очень часто несносное поведение маленькой комнатной собачки бывает обусловлено не ее породой, а пороками ее воспитания.

К укоренению правил общего послушания следует приступать с первых дней появления щенка в вашем доме, сразу после того как он освоится в своей комнате и в квартире. Начинать следует с приучения собаки к чистке зубов, мытью лап и расчесыванию шерсти. Последнее особенно необходимо в тех случаях, когда шерсть предвидится длинной. Довольно многому щенок будет обучаться сам в процессе обычного бытового общения с вами и членами вашей семьи.

Буквально через день-другой щенок начнет понимать простейшие команды типа «иди сюда», «кыш» или «брысь». Почти столь же скоро, посредством собственных сопоставлений и безо всяких усилий с вашей стороны, щенок сообразит, что в ваших семейных разговорах означают слова: «кушать», «перекусывать», «обедать», «ужинать», «чай пить» и т.п. Постепенно он начнет понимать и то, что делать нельзя. Но над исполнением необходимых запретов и формированием ряда других навыков вам придется поработать. Только щенок не должен почувствовать, что для него наступила нудная пора ученья и безоблачное детство закончилось. Игры – необходимый элемент психического и социального воспитания щенка, и вы должны будете составлять ему компанию. Именно в процессе игр вы сможете проще всего научить щенка тому, чему захотите. Все «науки» должны органично входить в контекст обычных игр и не быть слишком навязчивыми. Перед каждым уроком рекомендуется как следует раззадорить щенка, а сам урок строить так, чтобы щенок ничего «подозрительного» не заметил и «наука» воспринималась им просто как другая форма игры, отличающаяся от прочих игр только тем, что за постижение наук чаще хвалят и иногда дают лакомства. Щенок очень быстро поймет пользу таких наук и проявит желание прилежно учиться, чтобы угодить вам, а это – главное. Если же вы заметите, что щенок не выполняет какое-либо ваше требование, не думайте, что он бестолков или зло нравен. В большинстве случаев этому есть другие причины. Вооружайтесь терпением и постарайтесь варьировать методику объяснений. Вспомните, что даже маленькому ребенку, уже вполне хорошо понимающему русскую речь, подчас бывает достаточно трудно объяснить, чего вы от него хотите. А при общении со щенком дело усложняет еще и языковой барьер. Проявляйте же максимальное терпение при объяснениях!

Щенку понятнее всего ваши жесты. С помощью своих ладоней покажите ему, что означает «сидеть», «лежать» и все, что воз можно. Ведь и великие мореплаватели прошлого не стеснялись объясняться посредством жестов с необразованными туземцами, обитателями открытых ими земель... После таких жестов щенок воспримет одобрительные интонации вашего голоса. Строгость интонаций он также постигнет. Только не злоупотребляйте строгими окриками, а то щенок начнет бояться занятий и вас.

Однако другой причиной непонятливости щенка «на уроках» может быть невнимательность, связанная с наличием какого-либо отвлекающего фактора. Необходимо выявить и устранить этот фактор, хотя бы удовлетворив любопытство щенка. Никогда не старайтесь, безрассудно пользуясь своей силой, переупрямить собаку. Сначала выясните, чего она хочет. Несмотря на то, что ваша собачка маленькая, самолюбие у нее может быть огромным. Поэтому вы должны щадить самолюбие щенка на занятиях и не обижать его окриками и даже насмешками. Собаки очень чувствительны к обидам и насмешкам, особенно незаслуженным. Например, одна моя знакомая приветливая эрделька всякий раз очень конфузится и прячется, когда над ее видом после очередной щипки и стрижки начинают подшучивать. Очень часто непослушание и упрямство собаки бывают вызваны именно обидой.

Типичный случай. Собака на прогулке за городом нашла какую-нибудь гадость: засохшую лягушку, тухлую рыбешку, дохлую или еще полуживую мышь и с радостью принесла свою добычу хозяйке. А хозяйка вместо того, чтобы вместе с собакой порадоваться ее успеху и затем тайком от нее поглубже закопать найденную «прелесть», воспринимает этот подарок как издевательство, поднимает визг, начинает возмущаться и ругать собаку. За этим следуют собачья обида и непослушание, воспринимаемое как тупое упрямство, которое стараются переломить строгостью. А дальше – только хуже! Счастье еще, что собаки обычно не злопамятны, в отличие от обезьян и людей, и, как правило, скоро прощают несправедливости своих обожаемых хозяев.

Как уже говорилось, освоение простейших премудростей – команд «сидеть», «лежать», «отдай» и т.д. – должно про изводиться в процессе самых обычных игр и на первом этапе без применения каких-либо лакомств. Поощрения в первые месяцы должны выражаться лишь в ласковых словах и интонациях, поглаживаниях и почесываниях.

Собакам определенно больше нравится, когда их гладят или почесывают, чем когда их похлопывают. Наверняка вы очень скоро узнаете, поглаживание и, особенно, почесывание каких мест вашему щенку приятнее всего. Общеизвестно, впрочем, что собаки любят, когда им почесывают за ушами, подмышками, горло, затылок, места, им самим недоступные: спину у основания хвоста, переносицу и т.п. Но со временем вы обязательно обнаружите и другие точки приложения своих усилий. Лакомства, как самое сильнодействующее воспитательное средство, пока откладывайте, насколько это возможно, «на потом».

Очень результативны, по крайней мере на самых первых порах, такие игровые уроки, во время которых вы учите щенка, лежа с игрушкой в руках подле него на диване или на полу (на ковре), а не возвышаясь над ним. При таком положении вам удобнее показывать руками, что от щенка требуется, а щенку легче воспринимать вас как ровню и чувствовать себя увереннее. Когда вы будете лежать с собачкой рядом таким образом, ей наверняка понравится вставать вам на грудь и глазеть на вас сверху, вероятно, воображая себя гигантом. Вы при этом можете лаять или жужжать и наверняка обхохочетесь, глядя на то, как щенок реагирует на звуки, которые хозяин издавать не должен. А если вы к тому же еще научитесь вполне правдоподобно скулить, то сможете наблюдать за тем, как ваше сокровище станет вас утешать. Это очень трогательно. Правда многократно повторять данный прием вам не удастся. Щенок скоро сообразит, что вы просто «валяете дурака».

Самые сложные навыки лучше всего усвоятся щенком, если вы сможете обеспечить присутствие на уроках хорошо знакомой ему и уже вполне ученой и послушной «учительницы». Такую учительницу вы можете сколько угодно поощрять подачками, а ее пример нужен для ускорения понимания щенком сути ваших требований. Посмотрев на нее и поняв значение ваших слов, он с радостью станет делать то же самое. При отсутствии же такой учительницы вам нередко придется самому показывать щенку, что от него требуется.

Вы не представляете себе, скольких мелких и, казалось бы, «само собой разумеющихся» собачьих навыков, оказывается, лишен маленький щенок, вырванный в младенчестве из своей собачьей семьи. Вам, например, может потребоваться вытирать щенку после кормления нос, который он еще не умеет вылизывать, учить его пользоваться лапами для правильного держания игрушек или костей при грызении, для катания мячика по полу, для доставания этого мячика из-под шкафа и т.д. Быть может, вам даже придется учить собаку встряхиваться после купания. Мне, в частности, некогда пришлось, встав на четвереньки, показывать своему щенку, как это делается. После того как он в первый раз в жизни влетел в речку, вода с него лилась в три ручья, а он стоял и не знал, что требуется делать. Со щенками крупных пород, у которых жизнь гораздо сложнее и разнообразнее, подобных сложностей несравненно больше, чем с вашим малышом, но все-таки... Все необходимые собакам навыки нормально растущие щенки обычно естественно приобретают, общаясь с матерью и другими сородичами, но в вашем случае остается только хозяйский пример. Так, нередко даже какую-нибудь незнакомую пищу, в частности новую ягоду, щенок соглашается взять в рот, только убедившись в том, что хозяин эту вещь с аппетитом кушает сам.

Лакомства для щенка в качестве наград за успехи в учении вам безусловно потребуются, но только тогда, когда щенок уже поймет что почем, и главным образом на прогулках – когда вашему сокровищу нужно будет постигать новые науки, а вам, на при мер, потребуется срочно извлекать его из компании сверстников в разгар игры, отвлекать от чего-то очень увлекательного, но предосудительного, или возвращать, если он слишком далеко отбежал, и т.п. В собственно же домашних воспитательных целях лакомства надлежит использовать весьма осторожно, награждая щенка за самые выдающиеся успехи в учении лишь изредка и немедленно после их достижения. Используя лакомства в качестве воспитательного инструмента, опасайтесь «инфляции» и не злоупотребляйте ими. В противном случае воспитаете нахального взяточника. Лучше уж после учений угостите щенка безо всяких условий, просто за то, что он хороший (чтобы у него не возникло нежелательных рефлекторных связей).

Все наградные лакомства должны быть необычными и отменно вкусными, лучше всего подойдут орехи и сыры. Орехи могут быть любыми, лучше слегка поджаренными для усиления запаха. Хороши миндаль, фундук, грецкие орехи, кешью, жареный арахис. Из сыров для собачки едва ли не самые лакомые – «рокфор» и «дорогобужский» или другие, столь же пахучие. Очень полезны кусочки плиток детского гематогена. Но изредка и очень понемногу допустимо использовать чипсы или даже просто ржаные сухарики. Разумеется, любая разовая порция наградного лакомства должна быть минимальной и состоять более из запаха и вкуса, чем из собственно вещества.

Обычно достигнутого в первые же недели (при использовании указанного игрового способа) уровня послушания для щенка вашего типа оказывается вполне достаточно, и вам останется только удивляться его понятливости и покладистости. Пускай он подчас, прежде чем выполнить ваше приказание, немного повертит головой и подумает. Рефлекторного послушания во всех случаях от вашей собачки не требуется, такое безоговорочное послушание считается необходимым только для собак служебных пород и солдат. Имеются лишь два исключения. Изо всех команд, которым обучают серьезных собак, вашей собачке нужно научиться рефлекторно выполнять только: «стой» и «назад». Безусловное и мгновенное исполнение этих, уже несомненно знакомых собачке, команд может спасти ей жизнь, уберечь ее от пасти свирепой собаки или колес лихой иномарки. И вот для привития щенку таких навыков с ним придется уже более серьезно и целеустремленно заниматься, в том числе и вне дома – так сказать, в обстановке, приближенной к «боевой». Но все это вы будете отрабатывать гораздо позднее, и вам опять сможет помочь та же лохматая «учительница». Впрочем, довольно многие владелицы мельчайших собачек даже в парках опасаются спускать их с поводка. Если вы намереваетесь придерживаться подобной тактики, то указанная наука вам не понадобится.

Примите во внимание, что приблизительно в возрасте 4 месяцев щенок вступает в подростковый период, который продлится до 6–8 месяцев. В этом периоде иногда возникают серьезные воспитательные проблемы. Впрочем, проблемы эти проявляются в очень уменьшенном масштабе по сравнению с проблемами старшеклассников. Воспитывая щенка, вы можете вообще не заметить особенные сложности в это время.

Для подросшего щенка самое любопытное из запретных мест в квартире – кухня и помойное ведро в ней. Щенки, да и взрослые собаки, любят не только лежать на диванах, но и валяться где-нибудь на самом проходе, откуда удобнее всего следить за перемещениями членов семьи по квартире. Для них это раз влечение играет роль телевизора!

Однако имейте в виду, что к этому времени щенок уже вполне усвоит свое положение в вашей семье и начнет основательно интересоваться миром вне квартиры. Он перестанет многого бояться, оценит прелесть прогулок, и любопытство в нем явно начнет брать верх над уже привычным послушанием. При этом уже вполне воспитанный и послушный щенок может начать свое вольничать, настаивать на своих «хочу» и «не хочу», и вам, воз можно, придется «воевать» с ним. Вы наверняка не сможете сдерживать смех, когда этот пострел, скосив на вас глаза, с пыхтением станет утаскивать носок, платок или пуговицу, чтобы заставить вас кричать и за ним гоняться. В это время вам придется более настойчиво требовать послушания от своего питомца. Имейте в виду, что, как и у детей в переходном возрасте, «мальчики» более смелы, любопытны и своенравны, чем «девочки».

Быть может, вы захотите научить своего щенка безусловному выполнению и каких-то других команд по вашему выбору или всяких «штук». Ради забавы собачку очень просто таким же манером выучить «служить», подавать лапку, танцевать и т.п. Для этого требуются только ваше желание, время и чуть больше лакомств. И начинать такое ученье также желательно как можно раньше. Научившись же, ваш питомец будет все «штуки» проделывать по просьбам весьма охотно, чтобы угодить хозяйке, или даже самостоятельно, чтобы выпросить лакомство.

Но если уж говорить о собственно дрессировке, то я с детства видывал в цирке множество дрессированных животных, начиная с цирка знаменитого В. Дурова. И уверяю вас, что ничего более забавного и умилительного, чем ученые пудели, болонки и им подобная собачья мелочь не бывает! Разве что дельфины, которые, впрочем, будучи «рыбами», скорее, просто удивительны.

Если же в будущем вы намереваетесь участвовать со своим сокровищем в выставках, то ему, а также и вам, потребуются некоторые дополнительные науки, впрочем, элементарные. Через вашего заводчика или в своем клубе вы должны будете заранее разузнать правила хендлинга (ведения) собачек соответствующей породы на выставках. Затем нужно будет потренироваться с собачкой в домашних условиях, научить ее правилам поведения на ринге. По фотографиям и наблюдениям воочию вы должны представлять себе выставочную форму вашей собачки. Поэтому в клубе вам следует попросить рекомендацию собачьего парикмахера, если вам предстоят серьезные прически. Сложнее другое – приучить собачку спокойно переносить длительные ожидания в суматошной обстановке собачьих выставок в присутствии множества волнующихся и лающих собак и галдящей публики, а также без лишних эмоций проходить через ощупывание и обмеривание на столах чужими руками экспертов. Если вы не попытаетесь предварительно приучить собачку ко всему этому, то на выставке она будет дрожать и ёжиться и не произведет того впечатления, на которое может смело рассчитывать в соответствии со своим экстерьером и «шоу-тримом» – прической.

Для знакомства собачки с выставочной суматохой есть только два пути. Предварительно побывайте с ней (держа ее на руках, разумеется) на любой собачьей выставке. Как следует потолкайтесь там, убеждая собачку в том, что для нее никакой опасности нет. Второй способ – пристроиться к какой-нибудь группе собак и хозяев, обучающихся хендлингу, если такие группы организуются при вашем или любом другом клубе. И еще, вам обязательно придется изучить специальные книги, в которых подробно рассказывается о подготовке декоративной собаки к выставкам. Дело это серьезное!

В заключение необходимо сказать, что не исключено следующее: ваш очень послушный питомец, переваливши за четвертый-пятый год, начнет опять своевольничать. Убедившись в надежности своего места в вашем сердце и уяснив свое положение, он начнет давать вам ясно понять, что не он существует для вас, а вы – для него. Некоторые ваши особенно «постылые» приказания, в частности подзывы на прогулках, собака станет выполнять в резко замедленном темпе, явно не принимая всерьез ваши самые грозные окрики и демонстрируя всем своим видом, что вы все равно никуда не денетесь. Но такова уж наша судьба!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.