Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спаниели






 

Спаниели – большая группа, в настоящее время состоящая почти из двух десятков пород небольших собак – вислоухих, длинношерстных, с обильными украшающими волосами. Эти собаки имеют британское происхождение и впоследствии получили охотничье-розыскное назначение.

Древнейшая история спаниелей сокрыта во мраке средних веков, а происхождение их названия до сих пор дискутируется в лингвистических кругах. С одной стороны, их название как будто бы является прямым производным от английского названия Испании (Spain). Но ирландцы хотят считать этих собак своим национальным достоянием на том основании, что на языке их древних предков – кельтов – слово span означало «кролик» (хотя для охоты на шустрых обитающих в норах кроликов достаточно большие спаниели явно не годятся и никогда не могли использоваться). С другой стороны, латинское название самой Испании (Hispania) как будто бы на древнем финикийском языке созвучно словосочетанию «и-шпаним», что значит «берет кроликов». Впрочем, кролики всегда водились во всех средиземноморских странах, а не только в Испании. И это лишнее свидетельство того, насколько этот историко-лингвистический лес темен.

Согласно одной из версий, предками спаниелей и сеттеров считают водяных собак, обитавших на Пиренейском полуострове. Такие своеобразные вислоухие собаки водятся там до сих пор, и в давние времена их использовали для загона рыбы в сети на мелководье. Доказательство происхождения спаниелей именно от водяных собак усматривают, в частности, в том, что спаниели тоже очень любят воду, а некоторые из них даже с удовольствием ныряют.

Существует еще одна версия. Во Франции давным-давно водились вислоухие охотничьи собаки испанского (espagnol) происхождения. Поэтому можно считать и этих собак возможными предками современных спаниелей, особенно их «континентальной версии». Проблема, таким образом, состоит лишь в том, откуда начинать историю спаниелей. Многие породы охотничьих вислоухих собак, называемые во франкоязычных странах эспаньолями, дожили и до наших дней. Но в целом их облик весьма существенно отличается от внешнего вида классических британских спаниелей. Отдельных же черт сходства между явно различными породами собак (четыре лапы, два уха, хвост и т.п.) множество, но это сходство мало что доказывает. Быть может, иногда не стоит доискиваться первопричин? Легкость и краткосрочность (порядка 10–20 лет) современных так называемых восстановлений исчезнувших пород собак и создания новых пород свидетельствуют лишь о генетической пластичности домашних собак и об искусности селекционеров.

Существуют и легендарные сведения о том, что некие водяные собаки водились в Ирландии еще до Рождества Христова. В древнейших персидских письменах имеются указания на то, необычайные для обитателей ближневосточных пустынь водяные собаки обитали на некоем острове, который мог быть и нынешней Ирландией.

Некоторые специалисты древнейшие корни той-спаниелей ищут в Японии или Китае. Другие же, напротив, утверждают, что вообще короткомордые собачки попали в Японию из Испании. В истории этих собак на Британских островах существует пробел до XIV в., когда начинают проскальзывать известия о наличии там неких эспаньолей с необычным обликом. Правда, какие-то собаки вместе со своим французским названием и самим французским языком вполне могли попасть в Англию еще в X в. с Вильгельмом Завоевателем и его многочисленным воинством.

Где пребывали и что делали на Британских островах потенциальные предки спаниелей еще 200 лет, тоже неизвестно. Вероятно, эти собаки уже в эти годы были просто домашними любимцами. Имеются указания на то, что в Англии в XV в. имелись маленькие комнатные собачки, которые вполне могли быть и эспаньолями (спаниелями), но назывались «утешителями» и использовались в качестве грелок при болях в животе. Ни для каких иных хозяйственных надобностей неагрессивные спаниели в те времена не могли быть применены.

Но в конце XVI в. в судьбе спаниелей и охотничьих собак в целом произошел внезапный и радикальный перелом. Была изобретена дробь, стала возможной стрельба птиц влет. Охота на пернатую дичь уже не с соколами, а с ружьями, стала аристократическим развлечением, и некоторые породы собак смогли претендовать на звание подружейных.

Французские короли Генрих IV и Людовик XIV были рьяными пропагандистами ружейной охоты на птицу среди своих коллег по европейским тронам. И прочие венценосные благодетели человечества разве могли за ними не последовать? И вот тут-то оказались востребованными и охотничья страсть спаниелей, и их любовь к воде. Задача спаниелей на ружейной охоте заключалась не столько в отыскивании и выгоне дичи, сколько в разыскивании и доставке хозяевам убитых птиц, в том числе из зарослей и из воды.

С этих пор, наконец, началось четкое разделение спаниелей на охотничьих и более мелких, чисто декоративных (тоев). И их пути начали постепенно расходиться...

Со времени коронации в XVI в. в Англии Генриха VIII Тюдора, истребителя своих жен и большого любителя спаниелей, началось победное шествие мелких спаниелей по британским великосветским салонам в пику Франции и всей континентальной Европе, где в ту пору в моде были бишоны (болонки). Любовь грозного английского короля перешла по наследству к его дочери Елизавете I, к которой безуспешно сватался Иван Грозный.

Примерно в те же годы на европейском континенте уже имелись более или менее аналогичные собачки, называвшиеся эспаньолями-нэн. Они покорили сердце Марии Стюарт во время ее жизни во Франции в детстве. Эти собаки разделили с ней ее краткий триумф, когда она вернулась королевой в Шотландию, а позднее – ее долю в годы заключения и, наконец, одна из таких собачек проводила Марию на эшафот…

Но особенно популярны мелкие разновидности спаниелей стали в Англии при первых королях-мужчинах из династии Стюартов. А все началось с того, что подобных собачек привезла с собой в Англию из Франции Генриетта Орлеанская, ставшая супругой короля Карла (Чарльза) I, впоследствии казненного Оливером Кромвелем. Затем, после некоторого перерыва, связанного с революцией, королевская любовь к спаниелям продолжилась в царствование веселого короля Чарльза II уже во второй половине XVII в. Этот король очень любил женщин и спаниелей. Специальным его указом спаниелям была предоставлена полная свобода во всех дворцовых покоях, и они допускались даже в Палату Общин.

Широко известная легенда о том, что будто бы английский той-спаниель, как порода, появился в Англии в XVII в. тщанием короля Чарльза II, что «той-спаниеля создал сам король», есть не более чем верноподданническое преувеличение. Во-первых, такие спаниели уже были известны там, по крайней мере, на 100 лет раньше. А во-вторых, той-спаниели в те времена еще не являлись особой породой, а были всего лишь мелкими, редкостными и поэтому особенно драгоценными экземплярами в пометах обычных спаниелей, подобно лилипутам среди людей.

Но как в точности выглядели эти собачки в то время на Британских островах и на континенте? Да, имеются изображения неких милых вислоухих, курносых собачек, писанных Тицианом и другими великими мастерами. Но кинологическую достоверность изображений («портретов») этих собачек не следует преувеличивать, поскольку главными на картинах были все-таки изображения господ, а их собачки служили лишь элементом декора и изображались в соответствии с главными замыслами живописцев. Подчас безобразие собачки должно было подчеркивать красоту ее госпожи. Точности при изображении собачек просто не требовалось. Например, в экспозиции Эрмитажа имеется всего лишь один портрет собаки, которая, безусловно, может считаться действительно похожей на себя. Это «Цепная собака» Паулюса Поттера, написанная где-то в середине XVII в. Вообще же на эрмитажных картинах изображений собак много, особенно у голландских живописцев, но эти изображения большей частью мелкие, схематизированные и представляют собак вообще.

Среди собак, породы которых возможно как-то идентифицировать, явно преобладают вислоухие, с лохматыми ушами, напоминающие эспаньолей (спаниелей) или похожие на борзых или даже на теперешних бладхаундов. Но у многих изображенных собак, как и у некоторых изображенных овец, пропорции тела явно искажены: непропорционально маленькие головы, короткие ноги и т.п. Такие собаки по сравнению с современными дворняжками нередко выглядят уродцами. Вероятно, на самом деле они выглядели несколько иначе. Их изображения имели для художников явно второстепенное значение.

Вспомним картину (из экспозиции Эрмитажа) А. Тоне «Генрих IV на охоте», написанную в начале XIX в., то есть через 200 лет после самой возможной охоты. Собак на этой картине изображено много, они, несомненно, схематизированы и похожи, пожалуй, на коротконогих эспаньолей, но нет никакой гарантии того, что эти королевские собаки во времена Генриха IV выглядели именно так…

Разделять на породы спаниелей начали только в конце XVIII в., а закончили вчерне лишь к началу XX в. В XX в. сформировались еще несколько пород спаниелей, но это касается в основном относительно крупных разновидностей, а у самых маленьких была своя судьба.

Континентальная версия спаниелей (спаниели-нэн) развивалась своим путем. Но британские той-спаниели пережили период целеустремленного изменения их экстерьера. В середине XIX в., когда начался всплеск моды на короткомордых собачек (особенно после доставки в Великобританию японских хинов, а затем и пекинесов), той-спаниели были скрещены с мопсами. В результате английские той-спаниели приобрели тот облик, который они имеют и в настоящее время. В 1886 г. был основан специальный клуб английских той-спаниелей, и с тех пор их порода ведется уже на строгой научной основе. Тогда же были стандартизированы под причудливыми названиями и четыре вида допустимого окраса шерсти этих собак.

В 1904 г. по желанию короля Эдуарда VII английский той-спаниель был переименован в кинг-чарльз-спаниеля в память о пылкой любви того короля из династии Стюартов, который особенно привечал собак этой породы.

Намного позднее, уже в 1920-е гг., американские любители пожелали «реставрировать» старинный тип более длинномордых той-спаниелей. И уже в 1944 г. эта обновленная версия была официально признана как порода под названием «кавалер-кинг-чарльз-спаниель». Такое громоздкое труднопроизносимое название было призвано увековечить память тех сторонников казненного короля Карла I, которых во времена Кромвеля называли кавалерами.

В 1960-х гг. кавалер-кинг-чарльз-спаниели удостоились чести войти в британскую королевскую семью, а в 1980-е гг. такой спаниель снискал внимание и президента Рейгана. А подобные особы по должности своей должны понимать толк в собаках! Да и консультантов у них предостаточно. Так что репутация у породы – весьма солидная!

Обе английские породы самых миниатюрных спаниелей, так же, как их немного более крупные соплеменники, весьма любопытны, умны и всегда «себе на уме». Они также веселы, игривы и чрезвычайно азартны, что в соответствующие моменты про является в непрерывной работе их хвостов, вращающихся подобно пропеллеру Карлсона, который живет на крыше. Эти собаки добры, ласковы и самолюбивы. Только они слишком уж любят покушать, и поэтому требуется очень строго нормировать их рацион.

Несмотря на малую величину и декоративную сущность, той-спаниели очень нуждаются в движении. Поэтому им, как летом, так и зимой, требуется обеспечивать максимально длительные свободные прогулки. Собачка должна иметь возможность всласть погонять птичек, несмотря на то, что потом приходится вычесывать из ушей, «штанов» и других мест множество репьев, сучков и т.п.

История той-спаниелей на европейском континенте развивалась параллельно, но более спокойно. Сложившиеся к настоящему времени породы континентальных той-спаниелей являются прямыми потомками исчезнувших и происходивших как будто бы из Фландрии эспаньолей-нэн (карликовых эспаньолей, то есть спаниелей). Пик популярности эспаньолей-нэн во Франции пришелся на XVII в. Их ныне существующие потомки по сравнению с английскими той-спаниелями являются гораздо более «камерными» и хрупкими. Неспроста французские названия теперешних континентальных той-спаниелей произошли от названий бабочек: фален (phalene) – пяденица (ночная бабочка) и папильон (papillon) – мотылек.

Ниже приведены описания английских той-спаниелей – кинг-чарльз-спаниеля и кавалер-кинг-чарльз-спаниеля, а также континентальных той-спаниелей – папильона и фалена.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.