Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки развития речи. Развитие движений руки ребенка в младенчестве






Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. " Довербальный период" речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Они возникают из-за органических ощущений или моторных реакций на внешние стимулы. Однако уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев начинают соотносить голосовые звуки с присутствием взрослого. Так, услышав голос, двух-трех-месячиый ребенок начинает взглядом искать взрослого, что можно считать первыми предпосылками речевого общения.

После трех-четырех месяцев произносимые ребенком звуки становятся более многочисленными и разнообразными. Это обусловлено бессознательным подражанием ребенка речи взрослого, прежде всего ее интонации и темпо-ритмическим характеристикам. В лепете ребенка появляются певучие гласные звуки, которые, входя в определенное сочетание с согласными, образуют повторяющиеся слоги типа: " да-да-да" или " ня-ня-ня".

Во втором полугодии жизни у младенцев возникают элементы настоящего речевого общения. Первоначально они проявляются в возникновении у ребенка специфических реакций на жесты взрослого, сопровождаемых словами. Примерно в полгода ребенок способен связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или наименованием объекта и предмета, реагировать на отдельные слова.

Главными предпосылками возникновения понимания ребенком речи являются:

• выделение предмета из окружающей обстановки;

• зрительное и слуховое сосредоточение на предмете;

• ярко выраженная эмоциональная реакция на предмет.

 

https://asket.info/03_agepsy/03_age_mladen_poznavat.php

Развитие тонких ручных движений. Для познавательного развития ребенка наиболее важное значение имеет развитие восприятия и тонких ручных движений.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни.

На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т. е. прогнозировать их движение.

В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно

является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами. Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение). После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

17.Развитие эмоциональных контактов младенцев с взрослыми?

Эмоциональное развитие младенца – основа его эмоциональных реакций в будущем. Несомненно, не все зависит от младенчества – сильные потрясения в будущем могут породить ряд реакций, которые невозможно было предсказать в результате спокойного младенчества, но все равно на эмоциональном опыте младенчества будут строится даже реакции на будущие потенциальные потрясения.

Как и остальные линии психического развития младенца, эта линия развития также полностью зависит от общения младенца и взрослых. Фактически получить здоровое развитие эмоциональная сфера младенца может только в контакте с теми, кто является носителем это сферы и реакций – то есть со взрослыми. Но не просто взрослыми, а значимыми взрослыми, чаще всего – с мамой. Как с самым знакомым и близким существом.

Уже в первый месяц жизни у ребенка появляется четкая и известная всем мамам реакция – первая улыбка в ответ на мамину улыбку. До этого младенец, конечно, тоже улыбается, во сне, когда ему тепло, сытно и вообще хо-ро-шо. В народе эту улыбку называют «ангелочки смешат» и она способна умилить даже самого сурового человека. В следующие два-три месяца, то есть по достижении младенцем 3-4 месячного возраста, появляются и другие эмоциональные реакции. Удивление в ответ на неожиданность, тревожность и беспокойство при ожидаемом дискомфорте или просто при дискомфорте (уже не просто недовольное «кваканье» новорожденного), появляется и расслабление при удовлетворении нужд и потребностей. Интересно, что чем больше радуется ребенок маме, тем более он благожелательно будет настроен на всех взрослых и после 4 месяцев начинает улыбаться всем знакомым, но может испугаться при виде незнакомого человека (особенно, если он пахнет парфюмом). Однако если настороживший взрослый будет вести себя «прилично» в понимании ребенка – то есть улыбаться ему, говорить спокойным голосом – то младенец расслабится и начнет радоваться и этому новому человеку. Однако при достижении ребенком 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей резко усиливается и дети начинают боятся оставаться наедине с незнакомым человеком, особенно если первый контакт между ними не заладился (младенцы к этому возрасту уже обладают памятью в максимально приближенном к нашему понимаю этого феномена). Тогда же, примерно в возрасте от семи до одиннадцати месяцев, у ребенка появляется острый страх расставания с мамой (или другим значимым взрослым) – грусть или острый испуг детки демонстрируют когда истек какой-то внутренний срок отсутствия мамы рядом – это характеризуется усилением движений, повышением сердечного ритма, зажмуриванием глаз, плачем. Важно понимать, что это происходит по-настоящему, ребенок не «просто капризничает», а страдает.

К концу младенческого возраста (год), ребенок, общаясь с мамой и другими значимыми взрослыми (если они есть, бывает так, что для малыша значимый взрослый только один – мама, в редчайших случаях – папа), стремится не только к получение чистых эмоциональных контактов, но и к совместным действиям. После появления этой потребности возникает так называемый кризис одного года – когда возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка приходят в состояние «конфликта» с системой отношения взрослых. Как правило взрослые относятся к ребенку как к слабому и беспомощному существу. Однако ребенок уже сам себя таковым не считает, против чего, собственно, и бунтует. А с бунтом переходит в следующий этап психологического развития.

 

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только " поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

· во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

· во-вторых он организует действия и движения ребёнка, пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

· в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.