Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поддержание глобальной и региональной безопасности






Важнейшей задачей ШОС является поддержание международного мира и безопасности как на глобальном, так и региональном уровнях. Относительно обеспечения глобальной безопасности ШОС ставит перед собой следующие цели: а) содействие построению «нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка»; б) поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; и в) предотвращение международных конфликтов и их мирное урегулирование. ШОС также призвана обеспечить достижение следующих целей, касающихся региональной безопасности: а) укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, а также поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе; б) совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму; в) борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.

В отношении глобальных целей ШОС прежде всего следует отметить, что такие государства-члены организации, как Китай и Россия, являются великими державами, которые стремятся к воплощению идеи т.н. многополярного мира, в условиях которого они могли бы оставаться одними из ведущих факторов международных отношений на паритетных началах с другими геополитическими центрами, и прежде всего США и Евросоюз. Как следствие - недопущение гегемонии какой-либо державы и укрепление баланса в международных отношениях являются краеугольными камнями в глобальной деятельности ШОС, связанной с развитием отношений с другими субъектами международного права и решением международных споров. Так, например, в июне 2012г., в ходе своего очередного заседания главы государств ШОС выразили свою обеспокоенность относительно попыток решить иранскую проблему силовым путем, а также мер по одностороннему развертыванию систем противоракетной обороны, которые, по мнению участников организации, могут нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. В то же время необходимо подчеркнуть, что данная организация открыто декларировала свою «ненаправленность против других государств и международных организаций» (ст.2 Хартии ШОС).Иными словами, ШОС (в полном соответствии с внешнеполитическим курсом Казахстана) не имеет намерений вступать в открытую конфронтацию ни с США, ни с Евросоюзом, ни с другими государствами и международными организациями, а стремится добиваться своих целей исключительно мирным путем на основе принципов международного права.

Что касается поддержания региональной безопасности, то следует отметить, что данная цель является (как было уже указано выше) исходной точкой и квинтэссенцией ШОС. Претворяя в жизнь данную цель, ШОС вносит неоценимый вклад и в поддержании мира на всей планете земля, в особенности с учетом того, что общая площадь государств - членов ШОС равняется около 30, 2млн.кв.км (что составляет более 20% площади суши земли), а население - 1 млрд.556млн.чел.(что составляет 22% всего населения земного шара).

В военной сфере сотрудничества основные мероприятия по линии организации ШОС начались с 2002 г., после второй встречи глав государств в Санкт-Петербурге, в результате которой было под­тверждено Соглашение о Региональной антитеррористической структуре, которое явилось своевре­менным документом и рычагом в деятельности ШОС по обеспечению безопасности в регионе после трагических событий 11 сентября 2001 г. По одному из пунктов этого соглашения стороны договори­лись о проведении совместных военных учений по противостоянию террористической угрозе. После этого совместные военные учения проводятся ежегодно. Неуклонно повышаются сложность взаимо­действия антитеррористических подразделений, трудность поставленных перед ними задач, ведется диверсификация боевых действий и штабных учений. В 2009 г. в Москве состоялось совещание ми­нистров обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Как сообщает СМИ «Синьхуа», участники совещания проанализировали ситуацию в сфере международной и региональ­ной безопасности, обсудили вопросы укрепления сотрудничества в области обороны и безопасности в рамках ШОС. На совещании был утвержден План сотрудничества министерств обороны госу­дарств-членов ШОС на 2010-2011 гг., направленный на реализацию подписанного в 2008 г. Согла­шения о сотрудничестве между оборонными ведомствами стран ШОС. Он определяет главные объ­екты сотрудничества между оборонными ведомствами государств-членов ШОС на следующие два года, включая: дальнейшее укрепление диалога и консультации в области обороны и безопасности, подготовку к совместным антитеррористическим военным учениям, организацию симпозиумов по обмену опытом, накопленным в сферах борьбы с терроризмом, проведение миротворческих опе­раций и армейского строительства и развития, организацию соответствующих мероприятий по слу­чаю 10-й годовщины создания ШОС.

Относительно военных аспектов взаимодействия прежде всего следует отметить, что государства - члены ШОС договорились строить свои отношения на основе отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Кроме того, необходимо отметить, что хотя, в отличие от ОДКБ, деятельность ШОС не включает в себя создание системы коллективной безопасности, государства-члены ШОС все же решили осуществлять свою политику на основе недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов организации (ст.2 Хартии ШОС).

В полном соответствии с реалиями современного мира военное сотрудничество в рамках ШОС тесно связано с противодействием насильственным деяниям, направленным на устрашение общества, противоправный захват власти и/ или нарушение территориальной целостности государств. В этом отношении следует отметить, что уже 15 июня 2001г.(наряду с Декларацией о создании ШОС) была принята Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (т.н.«три зла» современности, которые принадлежат к категории наиболее острых проблем в жизнедеятельности всех государств - членов ШОС).В соответствии с данной конвенцией была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая в настоящее время является одним из уставных органов ШОС. Кроме того, начиная с 2005г.Государства - члены ШОС начали проводить ежегодные совместные антитеррористические учения под названием «Мирная миссия», которым 28 августа 2008г., с принятием соответствующего Соглашения о порядке организации и проведения этих учений, была дана соответствующая правовая база.

Проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма в значительной степени обусловлены ситуацией в Афганистане - стране, которая непосредственно граничит с государствами - членами организации и в значительной степени влияет на безопасность всего региона. В этой связи ШОС (как и Республика Казахстан) последовательно выступают за скорейшее решение афганской проблемы и становление Афганистана в качестве стабильного и мирного государства. Поэтому государства - члены ШОС, исходя из современной ситуации, оказывают на данном этапе силам международной коалиции в Афганистане военно-техническое содействие (прежде всего в форме транспортно-логистической поддержки).В то же время государства - члены ШОС выразили уверенность, что решать афганскую проблему необходимо на переговорах под эгидой ООН.

Также следует подчеркнуть, что «три зла» современности во многом связаны с другой серьезной угрозой региональной и глобальной безопасности - незаконным оборотом наркотиков. В этой связи следует отметить, что 17 июня 2004г.в рамках ШОС было принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В целях имплементации данного соглашения на юбилейном саммите ШОС 14-15 июня 2011г.в Астане была утверждена Антинаркотическая стратегия государств - членов ШОС на 2011-2016 гг. и Программа действий по ее выполнению, которые должны способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию (тесно связанной с терроризмом) наркотической угрозе на пространстве ШОС. Помимо принятия данных документов Казахстан внес существенный вклад в подписание Протокола о взаимопонимании между РАТС и Центральноазиатским информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ЦАРИКЦ), Соглашение о создании ЦАРИКЦ было подписано Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном и вступило в силу 22 марта 2009г., а также инициировал принятие Меморандума о взаимопонимании ШОС с Управлением ООН по борьбе наркотиками и преступностью (UNODC).Более того, в целях перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия и к другим видам транснациональных преступлений, Казахстан предложил подписать в рамках ШОС Соглашение о сотрудничестве в борьбе с нелегальной миграцией.

Помимо целей, закрепленных в уставном документе организации, другим важным аспектом деятельности ШОС в деле обеспечения региональной безопасности, как показала практика, является оказание помощи в достижении внутриполитической стабильности в государствах-членах. Так, в ходе Ошских событий 2010г.в Кыргызстане, ШОС (под казахстанским председательством) оказал данной стране существенную финансовую и гуманитарную помощь в целях преодоления разрушительных последствий дестабилизации и нормализации ситуации в стране.

Наконец, необходимо отметить, что Казахстан является также активным сторонником обеспечения в рамках ШОС международной информационной безопасности и принятия соответствующего международно-правового договора. Государства - члены ШОС пока не приняли подобного соглашения, но все же 7 июня 2012г.после саммита в Пекине государства - члены ШОС приняли итоговую декларацию, в которой закреплялось их решимость противодействовать использованию информационно-коммуникационных технологий (и прежде всего глобальной сети Интернет) в целях пропаганды идей терроризма, экстремизма и сепаратизма и построить «безопасное информационное пространство», основанное на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.