Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бани на р. Серебрянке






Во дворе вырывались погреба и ледники, а над ними делались надпогребницы. Ледники - это вырытая яма, в которую клали лёд, а на лёд продукты.

Главным украшением домов были образа. Чем зажиточнее был хозяин, тем больше было в доме образов. Их ставили в жилых покоях, в сенях, амбарах. Трудно оп­ределить, иконы каких святых встречались чаще. Образа ставились в переднем углу покоя. Этот угол задергивался застенком (занавесом). Каждый образ поодиночке задер­гивался убрусцем (кусочком материи, сшитым как шторка), внизу отпускался кусок материи - пелена, которая богатых людей украшалось драгоценными камнями.

В доме все было укрыто и покрыто. Полы были покрыты коврами, рогожками или войлоками. Стены обивались материей, лавки обивались той же материей, что и стены. На них клались кучки материй - полавочники. В будние дни полавочники были из сукна, в праздники - из шелка. На подоконники тоже клались куски материи на­оконники. Столы были большие и малые. Большие столы покрывали подскатертникамм и скатертями.

Для хранения хозяйственных припасов употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема.

Дом москвича Х1У-ХУ1 веков поражает нас разнообразием построек и внутрен­ним убранством. У каждой вещи было своё предназначение.

Окна в простых русских избах были малы - для сохранения тепла. На них натя­гивали кожу, и поэтому днем в доме было почти темно. В зажиточных домах окна де­лались большие (красные) и малые. Изнутри они заслонялись втулками, обитыми красной тканью, а снаружи железными ставнями. Вместо стекол употребляли слюду. Чтобы вставить слюду в окно требовалось большое умение. Иногда ее расписывали красками. Окна делались не только четырехугольной формы, но еще с дуговыми верхами.

Стены и потолки обивались прочным тесом. Сверх теса богатые обивали стены прочной кожей. Двери делались деревянные.

Кроватями в XVI веке служили две сдвинутые лавки или скамьи. Постель со­стояла из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья: нижнее и верхнее. Нижнее подкладывалось под верхнее, а сверху клали обычно три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелка, сверху одеяло.

Колыбели делали широкие и висячие. Внутрь клали иконы и крестики.

Для хранения домашних вещей служили скрыни (комод с ящиками), сундуки. Посуду ставили в поставцах: столбах, уставленных полками.

Женские украшения хранились в ларцах, которые передавались от матери к до­чери, расписывались узорами. Богатые люди раскладывались в домах драгоценные безделушки: серебряные яблоки, серебряный мужичок.

Дома освещались восковыми или сальными свечами. Они вставлялись в под­свечники, которые были настенные, стоячие или ручные. Их делали из меди, железа или глины. Делали с ручкой или на ножках, добавляли украшения, например, за­кручивали ручки.

Для хранения хозяйственных припасов употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема.

Дом москвича Х1У-ХУ1 веков поражает нас разнообразием построек и внутрен­ним убранством. У каждой вещи было своё предназначение.

 

2.

С первого взгляда старинная русская одежда очень сложна и разнообразна. Но одежда была одинакова у всех слоев общества, отличалась только степенью убранства, Бояре носили одежду из роскошных тканей - бархата, шелка, парчи. Посадские люди носили одежду из кумача, бязи, ткали, холста, самотканые сукна.

 

Чуни.

Поршни

Горожане в Х1У-ХУ веках носили не лапти а кожаную обувь - сапоги, башмаки и ичереги. Спереди на башмаке небольшой разрез, который завязывается кожаными шнурками. Высотой этот башмак до щиколотки. Сапоги же были до колен и служили вместо штанов на нижней части ног. Под сапоги надевали ноговицы - сафьяновые чул­ки. Ноговицы делились полные, т.е. до колен и полуполные. Сапоги были цветные, желтые, голубые, зеленые, но чаще красные. Украшались, особенно, женские сапоги и башмаки жемчугом и изображениями единорогов, листьев, цветов.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубахи у посадских были холщовые, у городских и богатых - шелковые. Красные рубахи счита­лись нарядной одеждой. «Домострой» советует обращать особое внимание на стирку красных рубах. По подолу и краям рубахи окаймлялись тесьмами шириной в два паль­ца. Некоторые рубахи вышивали и поэтому оставляли открытой верхнюю одежду. Вы­шитые рубахи назывались пошевными. Воротник рубахи, выпущенный из под верхних одежд назывался ожерельем. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Ходить без пояса считалось позорным. Для прочности у рубах нашивался второй слой ткани под­мышками и на груди.

Порты шились без разрезов, с узлами, чтобы можно было сделать уже или шире. У бедных горожан делались из холста, сермяги (грубой шерстяной ткани), у зажиточ­ных и богатых из сукон. Летом богатые иногда носили порты из шелка.

Сверху на рубаху и порты надевались три верхних одежды одна на другую. По­верх рубахи и портов надевался зипун - узкое с пуговицами до колен платье. Его наде­вали, если надо было принимать гостей.

 

З ипун

У простых людей зипуны делались из крашенных и сермяги. У богатых - из таф­ты. Воротники делались узкие и маленькие. Иногда к зипунам пристегивались ворот­ники, украшенные жемчугом. Такие воротники назывались обнизью. Вместо зипуна иногда надевали сарафанец. Он был чуть длиннее зипуна.

На зипун надевали кафтан, который по длине был до пят или до икр. Рукава у кафтанов были длинные, до земли и собирались в складки. В зимнее вре­мя эти рукава служили вместо муфты от стужи. Нижняя часть рукава называлась запя­стьем. У нарядных кафтанов украшалось золотом, жемчугом. Разрез на кафтане был спереди. Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались на­шивки из другой ткани. Кафтан до XVI века застегивался завязками по правой стороне. После XVI века начали употреблять пуговицы. Воротники были узкие и малые, а из-под них выпускали обнизь зипуна или ожерелье рубахи. Изнанка кафтана подбивалась более дешевой материей. Зимние кафтаны делались на мехах и назывались кожухами. Бедные люди вместо кафтана надевали тёплые зипуны.

В поход одевали другой вид кафтана - чугу. Он был короче обыкновенного, ру­кава у него были по локоть. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложка.

Сверху на кафтан одевали ферязь. Ферязь имела длинные рукава, была шире в плечах, чем кафтан, но уже в подоле. Летом из легкой материи, зимой - из теплой тка­ни на меху.

Кроме кафтана, чуги и ферязей носили армяк - тоже самое, что и ферязь, но с вышитым воротником; тегиляй - одежда со множеством пуговиц и терлик - платье для езды, как и чуга.

 

 

Кожух

Верхние накидные одежды были опашень, охабень, ферезь и епанча. Опашень - широкая летняя одежда, длинною до пяток. Охабень - плащ с рукавами с капюшоном сзади. Ферезь - дорожный плащ. Епанча была двух видов: дорожная - из верблюжьей шерсти или сукна и нарядная - из дорогой материи. Епанча делалась без рукавов и без прорезей для рук. Ее накидовали на плечи и застегивали завязками или пуговицами.

Епанча

Шубы были самой нарядной одеждой. У бедных были овечьи шубы или заячьи тулупы. У богатых шубы покрывались дорогим сукном или шелковыми тканями, на которых помещались по бокам разреза нашивки с завязками или пу­говицами. Разрез окаймлялся металлическим кружевом.

Для всех мужских одежд люди среднего состояния использовали сукна, иногда заграничные. В праздничные дни носили одежды из шелка. У богатых людей даже буд­ничные одежды были иногда из шелка. Во время праздников все люди одевались в яр­кие разноцветные одежды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.