Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпиграф






 

Представление о том, что такое эпиграф, чаще всего склады­вается при чтении небольших (обычно в несколько строк) тек­стов, которыми открываются некоторые художественные, науч­ные произведения. Эпиграфы бывают прозаические и стихотвор­ные. Содержание их представляет собой какую-либо общезначимую мысль, вечную истину, требование закона и т.д., краткое изло­жение которых и становится эпиграфом. Если взглянуть на эпиг­раф с точки зрения логики замысла, скажем, автора той же кни­ги, то он (замысел) выступает как бы главным тезисом, который раскрывается, детализируется, аргументируется, наполняется кон­кретным жизненным материалом в ходе развития художественно­го повествования.

Эпиграф как особый жанр присутствует и на страницах перио­дической печати. Здесь он выполняет примерно ту же роль, что и в литературно-художественном или научном творчестве. Его можно считать родственным комментарию (в аналитической журналис­тике) или оценочному суждению (в информационной журналис­тике) жанром (их «клоном»). Отличие эпиграфа от комментария заключается в том, что в нем (в эпиграфе) обычно отсутствуют документальные факты. От элементарного оценочного суждения, которое может представать в виде информационной заметки, фик­сирующей оценку какого-то конкретного явления и не претенду­ющей на общезначимость, эпиграф отличается именно нацелен­ностью на обобщение.

Как раз такое, часто — краткое, афористичное художествен­ное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе, и выступает в качестве эпиграфа. В том же номере газеты он задает определенный тон, нацеливает на особое отношение к другим публикациям, формирует установ­ку восприятия последующего материала (или даже номера в це­лом).

 

Из публикации «Да святится имя твое, Любовь» (Московская правда. № 2. 1999)
Классик заявил, что счаст­ливые часов не наблюдают. Как он не прав! Посмотри­те на возлюбленных, назна­чивших традиционную встре­чу под часами. Каждая мину­та опоздания тех, кого они ждут, старит их по крайней мере на год. Они далеки от житейских будней, для них не существует проблем городско­го транспорта, неожиданных просьб начальства и прочего. Есть только полет, и посадка должна быть совершена мину­та в минуту в назначенном месте. Москву всегда украшали влюбленные. Холодной зимой они расцвечивают столицу букетами цветов, летом — на­полняют ее улицы шепотом, смысл которого понятен толь­ко двоим. Вообще, любой го­род живет только тогда, когда его жители влюбляются, при­чем чем больше, тем лучше. А иначе для кого реставриро­вать здания, строить скорост­ные дороги и, самое главное — открывать новые детские сады, ясли и школы? Истинное чувство обычно глубоко спрятано от глаз ок­ружающих. Это потом оно вспыхивает белоснежной фа­той, черным смокингом и ослепительными золотыми коль­цами. До поры до времени все покрыто тайной. И лишь один день в году все влюбленные мира открыто заявляют о том, что они не такие, как все. Это 14 февраля, в День Святого Валентина. Именно в этот день, по поверью, птицы на­чинают слетаться в пары. Не случайно влюбленные равня­ются по птицам. Чувство, оно всегда окрыляет. Мы уже го­ворили с тобой, читатель, о новых и старых праздниках. Уже в эти дни магазины на­полнились трогательными су­венирами, всякими шоколад­ными сердечками и прочими милыми пустяками. И если кто-то считает, что это не име­ет смысла, то пожалеем его всей душой. Ему просто до боли обидно, что в День Свя­того Валентина никто не по­здравит его, не порадуется тому, что он просто есть на свете, что он самый умный, красивый и романтичный... И уж если мы научились от­мечать День мелиоратора, то День влюбленных не заметить просто грешно. Присоединяй­ся, читатель! А любовь — она себя ждать не заставит. И тог­да... «все станет вокруг голу­бым и зеленым...».
Этот текст предваряет все другие публикации, посвященные Дню Валентина и расположение на одной полосе с эпиграфом. Выра­женные в нем обобщающие мысли автора предстают как глубоко вол­нующие самого автора умозаключения. Они пронизаны лиризмом, тонким эмоциональным настроем журналистки. В тексте нет каких-то повседневных бытовых, экономических, политических проблем, нет каких-то доказательств. Зато есть воспевание чувств и ожиданий влюб­ленного человека, для которого не существует преград на пути к воз­любленной (или возлюбленному), есть некий гимн любви, как возвы­шающему человека чувству.

 

На фоне иных жанров, в том числе и художественно-публици­стических, эпиграф может выглядеть относительно скромно (преж­де всего, по степени важности решаемой с его помощью задачи). Тем не менее в ряде случаев этот жанр оказывается очень кстати. Он бывает, например, нужен не только тогда, когда надо задать эмоциональный настрой, например, восприятию газетной поло­сы, но и тогда, когда существует необходимость объединить одной мыслью какие-то разрозненные материалы, представить их как свидетельства в пользу некой важной точки зрения, позиции ав­тора или издания, выражаемой по поводу тех тем, проблем, кото­рым предшествует и которые отображает в обобщенной форме эпиграф.

в начало

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.