Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В брачном договоре было записано, что она получила брачный дар (махр), но она его не получила.




Вопрос: Я вышла замуж четыре года тому назад. В брачном договоре мы записали, что я приняла махр, однако в действительности это не верно. Я ничего не получила от него. В глубине души меня очень печалит, что я не получила махр, тогда как все окружающие меня женщины получили свои брачные дары. Я стала ненавидеть своего мужа, что говорит шариат об этой ситуации? И как мне поступить, чтобы отдалиться от запретного? Хотела бы заметить, что материальное положение моего мужа лучше, чем оно было ранее.

Ответ: Хвала Аллаху.

Наличие махра – брачного дара – обязательно при замужестве. Так как Всевышний Аллах сказал: «Даруйте женам их махр» (сура «ан-Ниса», аят 4), и также Он сказал: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, вознаграждайте их согласно установленному махру» (сура «ан-Ниса», аят 24).

 

О махре необходимо договориться и упомянуть его при брачном договоре. Если о брачном даре не было договоренности, и он не был упомянут при бракосочетании (никахе), то брак считается верным, а женщине дается такой же брачный дар, что и женщинам, подобным ей.

Вы не разъяснили в своем вопросе: была ли договоренность об определенном размере махра или нет? И договорились ли вы о немедленном дарении махра или отсроченном? Если вы договорились об определенном махре, то нужно следовать букве договора. В этом случае не существенно то, что в договоре написано о получении вами махра.

Женщина может требовать махр, который по договоренности должен был быть выплачен немедленно, и может воздержаться от завершения замужества, пока муж не отдаст ей брачный дар. Что же касается отсроченного дара, то она не просит его, пока не настанет срок, о котором они договорились.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если она отказалась (от завершения замужества – прим. пер.), пока не получит брачный дар, в случае, когда махр не был отсрочен, то она в праве сделать это. Ибн аль-Мунзир сказал: „Все те ученые, знания от которых дошли до нас, были единодушны в том, что женщина может воздержаться от завершения замужества, пока муж не отдаст ей брачный дар… Если часть его была предназначена к немедленной выплате, а другая к отсроченной, то она имеет право воздержаться от завершения замужества до получения немедленной части без отсроченной“» (аль-Мугни. Т. 7. С. 200).

Вам следует быть богобоязненной, сохранять права мужа и не испытывать ненависти к нему.

Необходимо решить эту проблему, изучив ее причины. Возможно, брачный дар от мужа получил ваш опекун, или они договорились об отсроченном махре, или возможно существует другая причина этому. Разрешите проблему со спокойствием, оберегайте себя и своего мужа, храните любовь между вами и требуйте своего права по шариату без нарушений прав мужа. А Аллаху ведомо лучше.



 

8. Никах совершенный без упоминание махра (свадебного дара невесте) действителен?

Вопрос: При обряде бракосочетания /никах/ были выполнены все условия: присутствие двух свидетелей и опекуна девушки /вали/, однако во время бракосочетания случилось следующее. Я вложил руку в руку опекуна девушки, и он прочел необходимые слова по бумаге: «Я отдал тебе в жены…». Далее он упомянул имя, но не ничего не сказал о махре. Я же ответил: «Я принял (ее в жены)». После этого мы договорились об очень скромной сумме. Был ли обряд бракосочетания верен? Или нет?

Ответ: Хвала Аллаху.

Если обряд бракосочетания был совершен без упоминания о махре, то брак считается верным. Жене же следует дать махр, подобный тому, что дается женщинам ее социального положения.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Никах будет верным, даже если свадебный дар не будет упомянут. Таково мнение большинства ученых. На это указывают слова Всевышнего Аллаха: „На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)“, (сура „ль-Бакара“, аят 236).

Передается, что у Ибн Мас‘уда спросили о мужчине, который женился на женщине, но не упомянул о махре и до самой смерти не имел с ней супружеских отношений. Ибн Мас‘уд сказал: „Ей положен махр, равный тому, что дают женщине из ее семьи. Он не должен быть слишком малым и не должен быть чрезмерно большим. Ей следует выждать срок ‘идда, а также она является наследницей своего мужа“. (После этих слов) выступил Ма‘каль ибн Синан аль-Ашджа‘и и сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес о Баруа‘ дочери Уашика, женщине из нашего племени, такое же решение, какое вынес и ты“ (приводится у Абу Дауда и ат-Тирмизи). Ат-Тирмизи сказал, что хадис является хорошим достоверным /хасан сахих/» (аль-Мугни. Т. 7. С. 182).



Бракосочетание без махра называется бракосочетанием тафъуид. Существует два вида такого бракосочетания.

Первый вид – тафъуид аль-буд‘. Он заключается в том, что мужчина выдает свою дочь замуж без махра, говоря: «Я отдаю тебе свою дочь в жены», жених же отвечает: «Я принимаю её в жены», махр при этом не упоминается. В точности, как это произошло в Вашей ситуации.

Второй вид – тафъуид аль-махр. Он представляет собой бракосочетание с упоминанием махра как такового, но при этом не оговаривается его размер. Например, жених говорит: «Я дам такой свадебный дар, который Вы потребуете», или опекун невесты говорит жениху: «Дай такой махр, который посчитаешь нужным» и т.п.

Жене в обоих случаях полагается махр, который дают женщине её положения. Размер махра, который дается обычно, устанавливается судьей во избежание разногласий и споров. Если же обе стороны договорятся без обращения к судье, то это тоже возможно. Они имеют на то право.

В «Заду-ль-мустакни‘» сказано: «Бракосочетания тафъуид аль-буд‘ и тафъуид аль-махр являются верными. Женщине положен махр, который дается обычно при бракосочетании. Размер его устанавливает судья. Если стороны договорились между собой до этого, то это дозволено».

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Его слова „Если стороны договорились между собой до этого, то это дозволено“ указывают на право сторон договориться о махре без обращения к судье. То есть, в этом нет греха. Например, если стороны скажут: „Зачем нам обращаться к судье? Давай договоримся между собой“. Жених, например, говорит: „Махр — тысяча“, невеста: „Нет, две тысячи“. И если они через посредников договорятся, к примеру, о тысячи пятисот, то в этом нет ничего плохого. Потому что у них есть право на это» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 12. С. 305).

Таким образом, бракосочетание является верным, как верен и размер махра, о котором Вы договорились с женой. (Договоренность о махре между мужем и женой возможна), если жена не является слабоумной или малой по возрасту.

А Аллах знает лучше.

 

Также еще довод на это:

В книге по фикху "аль-маусу'ату аль-фикхийа аль-муйассара", на стр. 168, приводится хадис от 'Укбы ибну 'Амира, да будет доволен им Аллах, кот. сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку: "Доволен ли ты если я женю тебя на такой ?",на что он ответил: "Да". Затем он (посланник Аллаха) спросил женщину: "Довольна ли ты если я тебя выдам замуж за такого-то ?", на что она ответила: "Да". И он поженил их. И мужчина зашел к ней (то есть провел с ней ночь брачную) и не определил ей махра, и ничего не дал ей, и он был из тех, кто был в Худайбии. А у каждого кто был там была доля в Хайбаре (после его захвата) равная сахму (1/24 кирата = 7,293 кв.км), и когда пришло время его умирать он сказал: "Поистине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женил меня на такой-то, но я не определил ей махра и ничего ей не дал, и я свидетельствую перед вам что даю ей в качестве махра долю в Хайбаре". Она взяла ее и затем продала за 100 000". (приводит хадис абу Дауд, см. "сахих сунан", 1859, так же в "аль-ируа", 1924)

 

Шейх 'Ауайш, хафизаху Ллах, говорит: "Я спросил шейха нашего (шейха Альбани) рахимаху Ллах в другом месте: можно ли зайти к женщине (переспать с ней после никаха) без махра но отдать его потом ? И он сказал: "Да, отдаст ей потом махр мисалий (примерный)".

"Махр мисалий" - это махр который определяется в соответствии с обычаями местности, зависит от многих факторов, как например возраст, девственница была или нет, был ли с ней ребенок, ее имущество, разум, религия, город в котором живут они, какой махр давали ее сестрам, тетям, матерям и т.д.

Говорил имам аш-Шафи'ий, рахимаху Ллах: "Учитывается положение близких ей женщин (мать, тетя, сестра) и другие ее родственники, если не будет такой женщины из близких родственников ее отца, по которой можно рассчитать махр примерный для нее, то учитывается махр по женщине не из родственниц, как например из семьи похожей примерно на семью ее отца". (см. "фикх ас-сунна", 2/478).

 

9. Его отец был не в состоянии выплатить свадебный дар (махр). Должен ли сын выплатить его за своего отца?

 

Вопрос: Мой родитель не отдал свадебный дар моей матери по некоторым причинам. В данный момент он вышел на пенсию и не работает. Могу ли я, его сын, дать эту сумму денег своей матери в качестве свадебного дара (за отца)?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых. Свадебный дар (махр) является обязанностью мужа по отношению к своей жене. Если муж назначил своей жене свадебный дар, но в последующем не смог его выплатить, то этот долг остаётся на его совести, как и остальные долги. Если женщина добровольно простит долг своему мужу, то с него ответственность снимается, так как свадебный дар – это право женщины, и она его простила. Всевышний Аллах сказал:

وَءَاتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا

«Даруйте жёнам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо (из махра), то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие» (сура «ан-Ниса», аят 4).

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если женщина простит мужу тот свадебный дар (махр), что он должен ей дать, или простит часть его, или подарит ему его после того, как возьмёт – всё это, если она способна распоряжаться своим имуществом, разрешено и будет верным. Мы не знаем разногласий по этому поводу, так как Всевышний Аллах сказал:

إلا أن يعفون

„…если только они не простят…“, то есть жёны. Сказал Всевышний Аллах:

فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا

„А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо (из махра), то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие“» (Аль-мугни. – Т. 7. – С. 196).

Учёных Постоянного комитета спросили: «Считается ли свадебный дар жене долгом, который необходимо возвращать или нет? Они ответили: «Свадебный дар (махр) должен быть выплачен полностью, если муж вступил в супружеские права или умер. Половина махра даётся, если жена была разведена до вступления в супружеские права. В этих двух случаях махр – долг, который муж должен вернуть, если только жена не откажется от него полностью или частично. Сказал Всевышний Аллах:

وإن طلقتموهن من قبل أن تمسوهن وقد فرضتم لهن فريضة فنصف ما فرضتم إلا أن يعفون أو يعفو الذي بيده عقدة النكاح وأن تعفوا أقرب للتقوى ولا تنسوا الفضل بينكم إن الله بما تعملون بصير

„Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (махр), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете“ (сура «аль-Бакара», аят 237). Также Всевышний сказал:

وَءَاتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا

„Даруйте жёнам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо (из махра), то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие “ (сура «ан-Ниса», аят 4)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. – Т. 19. – С. 57). Члены Постоянного комитета: шейх ‘Абдур-Раззак ‘Афифи, шейх ‘Абду-Ллах ибн ‘Абдур-Рахман Гудайан, шейх ‘Абду-Ллах ибн Сулейман ибн Мани‘.

Во-вторых. Сын может вернуть долг своего отца и не важно: является ли этот долг махром или заёмом, или другим. Как не важно: в состоянии вернуть отец этот долг или не в состоянии. Но, если отец не в состоянии, то сын может вернуть этот долг, даже из денег ежегодного налога (закята, который он выплачивает). А Аллах знает лучше.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал