Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание1: изучение терминов и определений в области качества






Методы оценки качества и управление качеством продукции

 

Практическая работа№1

КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Цель работы: изучение понятий качество и многоаспектность качества.

Задание1: изучение терминов и определений в области качества

Используя ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества, основные положения и словарь (Аристов О.В. Управление качеством) изучите, определения терминов. Результаты работы оформите в табл.1.

 

Термин Определение  
Качество Практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении технических оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «первый компьютер имеет более высокий уровень качества».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гарантия качества Часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено  
 
 
Техническое качество Качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Функциональное качество Качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Например, функциональное качество может характеризоваться качеством процесса реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, качеством процесса поставки продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обеспечение качества Совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.  
 
 
 
Улучшение качества Часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности и продуктивности.  
 
Качество жизнедеятельности человека Это субъективно-объективная характеристика, раскрываемая через степень удовлетворения постоянно меняющихся инпотребностей и аутпотребностей человека.  
 
 
 

 

Таблица 1 – Термины и определения в области качества

 

 

Задание 2. Анализ определений понятия «качество»

 

Для выполнения задания следует использовать информацию, представленную в Приложении. Результаты анализа представить в таблице 2. По завершении работы выделите наиболее ёмкое определение.

 

Автор Определение Аспект качества, рассматриваемый в определении
Платон Совокупность определенных свойств, отличающих данный предмет от других предметов того же вида Качество как отличие
Аристотель (3 в. До н.э.)   Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой» Качество как сравнение
Локк (17 в.)   Качество составляется основными свойствами, объективно присущими предметами Сравнение основных свойств предмета
Гегель (19 в.) Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть, когда оно теряет своё качество Нельзя производить не качественную продукцию
Китайская Версия   Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество=равновесие+деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». Чем дороже, тем лучше
Шухарт (1931г.)   Качество имеет два аспекта: Объективные физические характеристики. Субъективная сторона: насколько вещь хороша. Судить о качестве можно либо по характеристикам, либо по внешнему виду
Исикава К. (1950 г.)   Качество, которое реально удовлетворяет потребителей. Для каждого потребителя свое качество
Джуран Дж. М. (1974 г.)   Пригодность для использования (соответствие назначению) Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям. Производитель ориентируется на потребителя
ГОСТ 15467-79   Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением Продукция должна удовлетворять определенные потребности
Международный стандарт ИСО 8402-86   Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности Продукция должна удовлетворять не только определенные, но и предполагаемые потребности

 

Наиболее емким, на мой взгляд, является последнее определение, т.к. оно обобщает все вышесказанные определения и при этом относится не только к продукции но и к услугам.

 

Задание3. Рассмотреть «качество», как социально-экономическую категорию, отметить следующие аспекты:

1.Национальный аспект.

Он связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых к качеству компонентов инпотребностей и аутпотребностей. С другой стороны, национальный аспект качества проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Так, если «американский практицизм» ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли рынка, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.

 

2.Политический аспект.

Поскольку качество определяет конкурентоспособностью фирм, а в конечном счете и стран, он, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д., а следовательно, и на политическую ситуацию внутри страны, а также на международный политический статус государств.

В то же время и политическая ориентация страны влияет на национальную систему планирования и распределения продукции и услуг. Система централизованного планирования, доминирующая при социалистической ориентации страны и система локального планирования при преобладании частной собственности на средства производства влияет на мотивы улучшения и обеспечения качества и соответствующие рычаги управления качеством.

 

3.Технический аспект.

Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов — взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создаст мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

 

4.Социальный аспект.

Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество, как компонент инпотребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособные высококачественные продукты труда и высоким среднестатистическим социальным уровнем нации.

В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда — это творения высокой культуры. Так, например, японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, — своего рода произведение искусства.

 

5.Экономический аспект.

Качество от начала и до конца напрямую связано с экономикой. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.

 

6.Моральный аспект.

Достаточно вспомнить такие компоненты качества жизнедеятельности, как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда, чтобы сделать вывод о наличии морального аспекта качества. Американский ученый Дж. Джуран считает, что любое предприятие состоит из двух: первое — полезное, которое выпускает высококачественную продукцию, приобретаемую потребителями и второе — впустую расходующее все виды ресурсов и выпускающее брак («второй завод Джурана»). Если учитывать то, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать вывод о том, что такой труд аморален.

 

7.Экологический аспект.

По мере повсеместного ухудшения экологической обстановки стратегия управления качеством, основанная на попытке удовлетворить краткосрочные потребности клиентов за счет их долгосрочных интересов и благосостояния, с течением времени все в большей степени утрачивает свои позиции. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, безопасные для жизни и здоровья, адаптированные к их долгосрочным запросам, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по экологической защите потребителей.

В обществе появляются новые потребности, обусловливающие необходимость в экологически чистых продуктах. Только ориентация на высокое качество процессов, материалов, сырья, комплектующих изделий и готовой продукции позволяет в наибольшей степени удовлетворять требованиям экологической безопасности. Понятия «высококачественный продукт» и «экологически чистый продукт» потребителями во всех странах отождествляются.

 

8. Поясните в чём сущность каждого аспекта.

Национальный аспект - определяет стандарты, предъявляемые к качеству в зависимости от менталитета.

Политический аспект - определяет влияние на улучшение качества внутренней и международный политической ситуации.

Технический аспект – обуславливает развитие научно-технического прогресса.

Социальный аспект - определяет влияние на качество инпотребностей и аутпотребностей человека.

Экономический аспект - рассматривает качество как экономическую категорию, т.е. с точки зрения экономических затрат.

Моральный аспект – рассматривает некачественный труд с точки зрения морали.

Экологический аспект уравнивает понятия «экологически чистый продукт» и «высококачественный продукт».

 

Задание 4. Ответить на контрольные вопросы.

1.Поясните, что такое инпотребности человека и какова их суть?

Инпотребности, связанные с объектами, которые он потребляет или использует, включают такие жизненно важные компоненты как качество созданной государством и частными организациями системы обучения, самообучения и интеллектуального развития личности.

 

2.Поясните, что такое аутпотребности человека и какова их суть?

Аутпотребности (условно-исходящие потребности) человека включают в себя два компонента, без которых не может быть полной характеристики качества жизнедеятельности человека. Качество их трудовой деятельности. Оно связано со степенью удовлетворения своим трудом. И качества отдыха человека. Он может быть производительным, когда, например, человек занимается видами деятельности, связанными с его хобби. Развлекательный и условно-пассивный отдых также важны для человека и определяет качество его жизнедеятельности.

 

3.Что означает термин «техническое качество» продукции?

Качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи.

 

4Что означает термин «функциональное качество» продукции?

Для обеспечения конкурентоспособности необходимо не только создать сам продукт нужного потребителю качества, но и реализовать высокое качество системы того, как фирма предлагает клиенту свой продукт — системы поддержки продукции. Качество, обеспечиваемое данной системой, и называют функциональным качеством

 

5.Приведите примеры технического и функционального качества продукции.

Если, например, техническое качество — качество автомобиля, то функциональное качество при этом может определяться доступностью информирования об особенностях его эксплуатации, скоростью обслуживания, вниманием и дружелюбностью персонала фирмы при обслуживании, качеством сервиса и утилизации и т.д. Таким образом, функциональное качество как бы придает дополнительную ценность техническому качеству.

 

6.В чём разница подходов к качеству с позиций «вещь в себе» и «вещь для нас»?

Качество с позиции «вещь в себе», т.е. качество определяется конструктивными внутренними отличиями объекта.

На фирмах, ориентированных на данный подход, применяют при оценке качества объектов понятия «низшее качество» и «высшее качество». Основное направление прогресса на подобных предприятиях связано, в первую очередь, с экономией материальных средств. Стоимость продукта здесь отождествляется со стоимостью труда. Цена при этом — в основном субъективный показатель, определяемый зависимостью:

Ц = С + NС

где:

С — себестоимость;

N— определенный норматив прибыли.

 

Подход раскрывающий качество с позиции «вещь для нас», т.е. качество определяется внешним проявлением внутренних отличий.

Тут на фирмах применяют понятие «нужное качество», отражающее взгляд на качество объектов, создаваемых фирмой, клиентов — потребителей данного качества. Прогресс на таких предприятиях направлен на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта отождествляется с потребительной стоимостью, т.е. с его полезностью для потребителя.

Следовательно, можно сделать вывод, что при этом подходе цена рассматривается как мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. Цена здесь в основном объективный показатель, т.е. основа ценообразования объективна, и прогнозы цен строятся на базе изучения рыночной конъюнктуры.

Субъективная сторона ценообразования на таких фирмах связана с их целями и стратегией маркетинга. Таким образом, альтернативные подходы к качеству по существу определяются теми концепциями на которых основываетсяпроизводственно-ком-мерческая деятельность предприятия. При сбытовой концепции — это подход с позиции «вещь в себе», а при маркетинговой — «вещь для нас».

 

 


 

Практическая работа №2

ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА

 

Цель работы: изучение основных понятий квалиметрии; методологии оценки уровня качества и измерения качества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.