Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий






 

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех фор­мах публикаций: в заметке — в виде цитируемых выражений чужо­го мнения или различных примечаний. В корреспонденции, ста­тье, очерке, обозрении, обзоре, рецензии — в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть поло­жен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположен­ные на ней, взаимно «комментируют» одна другую.

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий» стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ком­плексе основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к акту­альным событиям, формулирует связанные с ними задачи и про­блемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий разнит от информационных жанров именно наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров ком­ментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превали­рует отношение к предмету отображения.

Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй поло­вине XIX — начале XX в. из широко распространенного тогда крат­кого аналитического сообщения типа корреспонденции[19][3]. Этот про­цесс протекал параллельно с образованием разных жанров ин­формации в ее сегодняшнем понимании. И комментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережаю­щие их.

Современный комментарий преследует следующие цели:

— направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

— ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события;

— формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия;

— обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисо­вываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как отмечалось выше, комментарии могут быть превен­тивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.

Функции жанра комментария неразрывно связаны с его пред­метом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к ака­демическим — он возникает из повседневной журналистской прак­тики. Определение цели будущего выступления предполагает яс­ность в установлении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Бесконечное многооб­разие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в груп­пы: об особенностях или новых качествах факта, его ценности; о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях; о целях, моти­вах, планах действий участников комментируемого события (фак­та); о порядке развития комментируемого явления; о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в ком­ментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта; о зада­чах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и ме­тодах их решения в конкретной ситуации; о достоверности ком­ментируемых фактов. Аналогично известным вопросам, присущим информационному сообщению: что? Где? Когда? Как?, коммен­тарию присущи вопросы: что (кто) действительно? При каких об­стоятельствах? Почему? Кому выгодно? Какова ситуация? Что де­лать? Как лучше? Какие существуют различия, противоречия? Как проявляется направление развития? Какова его стратегия и такти­ка?

Первым шагом при подготовке комментария, как и при подго­товке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому ав­тор должен четко ответить себе на вопросы:

— какое явление я хочу осветить? Что я должен рассказать чи­тателю, какое знание дать ему? Какие чувства пробудить?

— какие знания, представления о предмете будущего выступ­ления у меня уже есть?

— какие могут возникнуть возражения у моего оппонента? Как их учесть в публикации?

Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о поста­новке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яс­нее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирает­ся информация, тем глубже продумывается взаимосвязь предмета, тем легче и увереннее в конце концов пишется материал. При всей эластичности формы комментарий обладает относительно проч­ной структурой. Комментарий представляет собой в этом плане (за исключением кратких форм комментария) структуру доказатель­ного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Это предопределено содержанием, функциями, предметом жанра. В ходе рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило, уже известными аудитории. Таким образом, осуще­ствляется интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. Удачный комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение. Комментируемые и комментирующие факты, их детали, под­робности служат аргументами в пользу выдвигаемого автором те­зиса или посылками его умозаключения.

Комментирование осуществляется с помощью следующих при­емов:

— разработка взаимосвязей между исходными и комментиру­ющими фактами (например, обсуждение предыстории события);

— детализация основных комментируемых событий (восстанов­ление подробностей), признаков, которые важны для постановки вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаклю­чения депутатов);

— сравнение фактов, разработка аналогий, например, с пре­цедентами;

— проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей акту­ального события (предмета) комментария;

— противопоставление, конфронтация различных или проти­воположных способов осуществления обсуждаемых действий;

— интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык).

Эти и другие аналитические способы применяются по отдель­ности или комбинированно. Их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых воп­росов. Независимо от того, какой способ используется, коммента­рии содержат ряд типичных структурных элементов (основных ча­стей комментария):

— сообщение о комментируемом событии и формулировка за­дачи комментария;

— формулирование возникших в связи с этим событием воп­росов;

— изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей;

— формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию, изложение их или в начале текста, или непосредственно вслед за постановкой вопросов, выявляющих суть комментируемого явления.

Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постанов­ка вопросов повисает в воздухе и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении обшей точки зрения по поводу неких, неизве­стных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда ком­ментатор начинает с факта, приведенного для привлечения вни­мания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим ком­ментированию.

Ошибка в комментировании возникает и тогда, когда поста­новка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не прояв­лена в тесте. В этом случае проблема, которую обсуждает автор, аудитории не ясна или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все струк­турные элементы, и тем самым включить аудиторию в активный мыслительный процесс. Если же автор сам не понимает цели ком­ментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что- то, а будет просто сооб­щать определенные факты.

Особую роль играют качество поставленных вопросов, их акту­альность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргу­ментов, комментирующих мысли и факты. От качества комменти­рующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать непосредственно из исходных фактов). Как прави­ло, в полновесных комментариях комментирующие мысли и фак­ты необходимы для оценки исходных фактов и основания заклю­чения.

Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он отсутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от коммен­тария к аудитории импульс будет слабым. Конечно, это не значит, что вывод должен быть изложен в дидактичной форме. Он может как бы сам по себе вытекать из логики размышлений автора и взаимо­связи приведенных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответствующей подготовке) самостоятельно сказать послед­нее слово: «вывод очевиден» или «комментарии излишни».

В рассмотрение технологии комментария включается и харак­теристика признаков его заголовков. Удачный заголовок коммен­тария, как и заголовок любого иного текста, сигнализирует о ха­рактере публикации. Он находится в тесной связи с построением и способом комментария. Часто при этом речь идет о кратком офор­млении вопроса; характерным представляется частое использова­ние вопросительных предложений или тезисов (выводов). Иногда заголовок включает в себя главный аргумент, реже — интересную деталь. Он может также проявлять один из главных способов ком­ментирования, примененный автором, например противопостав­ление.

Содержательно заголовок комментария отражает прежде всего событие или связанную с ним ситуацию, процесс, тенденцию, задачи, пути их решения, оценку. Он может обозначать и взаимо­связи или отражать полемическую направленность комментария. Итак, описанные основные положения подготовки комментария обусловлены функционально. Они прямо вытекают из задач этого жанра, определяются внутренней его логикой, заключенной в ос­нове доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требо­вания к логике мышления, логике действий комментатора. При­нимая во внимание скорость, с которой должны готовиться ком­ментарии, этот жанр требует от автора высокого самоконтроля, оперативности, профессионального самосовершенствования.

Успех комментария во многом зависит от того, насколько пра­вильно он построен. Вариантов построения комментария существует множество. Но принцип его должен быть одним — построение пуб­ликации должно способствовать ясности, понятности комменти­руемой проблемы. Читателю дается возможность без особых уси­лий увидеть, о чем собственно идет речь, какие аргументы ком­ментатор приводит в пользу своей позиции, какие решения предлагает и т.д. Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт — ком­ментарий».

 

  Из публикации «Зарплата — хорошо, а пенсия — лучше» (Российские вести. № 17. 1999)
  Задолженность по зарпла­те в России на 1 апреля 1999 г. уменьшилась до 9, 5 млрд. руб­лей. Об этом заявила, высту­пая в Совете Федерации, вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко. По ее словам, долги по зарплате со­ставляют в среднем пример­но полтора месяца, хотя более чем в 20 регионах этот пока­затель составляет три и более месяцев. Задолженность же по пенсиям сократилась с 30 млрд. до 18 млрд. рублей и к 1 ок­тября, как предполагается, все долги перед пенсионерами бу­дут погашены. Ситуацию с выплатой зар­плат, пенсий и пособий ком­ментирует председатель Ко­митета по труду и социаль­ной политике Госдумы Владимир Лисичкин: «На се­годня задолженность по зарп­лате, действительно, сокращается. Если сравнить нынеш­нюю ситуацию с положением на 1 марта, то она улучшилась сразу в 74 субъектах Федера­ции. А с январем сравнивать даже не стоит — настолько кардинальны происшедшие изменения. Приведу один пример. К 1 января 1999 года только пять регионов не имели почти никаких долгов перед бюджет­никами. А на сегодня свои дол­ги практически ликвидирова­ли уже 50 регионов. Прави­тельству Примакова, которое многие упрекают в бездей­ствии, все-таки удалось пере­ломить критическую ситуа­цию в области зарплаты. И это большой ему плюс. А вот с выплатой пособий положение, увы, ухудшается. Ежегодно задолженность по ним удваивается. По состоя­нию на 1 января 1997 года она составляла менее 8 млрд. руб­лей, к 1998 году увеличилась до 15, 2 млрд., а на начало ны­нешнего года достигла 25 млрд. рублей! При этом платежеспо­собными остались только 4 ре­гиона, а в 27 уровень задол­женности чрезвычайно высок. Кто проводил эту политику разрушения социальной сфе­ры? Я считаю, что одним из виновников является Мин­фин...» Комментарий отдела экономики «Российских вес­тей»: «Как известно, Влади­мир Лисичкин является одним из наиболее рьяных оппонен­тов нынешнего министра Ми­нистерства финансов Михаи­ла Задорнова. И инициатором подготовки проекта постанов­ления Госдумы о признании деятельности Задорнова не соответствующей занимаемой должности. Сам министр фи­нансов комментировать эти обвинения отказался, ссыла­ясь на их очевидную необос­нованность. Однако не исклю­чено, что скандальный проект «всплывет» на одном из бли­жайших заседаний. Потому что сторонников у него предоста­точно: уже сейчас за отставку министра финансов готовы го­лосовать коммунисты, аграрии и либеральные демократы. Они найдут поддержку у тех губернаторов, кто стремится перевести стрелки «народно­го гнева» в сторону центра. Ведь подавляющая часть средств на выплату пособий выделяется как раз из бюдже­тов территорий, которые в этом году «просели» чуть ли не на треть, поскольку в от­личие от федерального не мо­гут подпитываться за счет эмиссии. О неподъемности для бюджета подобной социальной нагрузки правитель­ство стало говорить еще года два назад, когда внесло зако­нопроект о переходе к адрес­ной социальной помощи. Ле­том 97-го года он был прине­сен в жертву Налоговому кодексу (тогда Кабинет еще надеялся, что сможет провес­ти этот документ через Госду­му). Летом же 98-го закон о государственной социальной помощи, предусматривающий ликвидацию всей системы безадресных льгот по катего­риям, был все-таки принят в первом чтении. Вместо ны­нешних пособий, большая часть которых приходится на достаточно благополучные се­мьи, предполагалось самым беднейшим выдавать пособие по нуждаемости. Но в процессе доработки законопроект претерпел поис­тине загадочные изменения. В итоге все категории льгот­ников сохранились, а к ним добавились еще пособия по нуждаемости, которые даются семьям с доходами ниже про­житочного минимума! О чем говорят подобные метаморфо­зы, происшедшие, кстати, в не­драх Госдумы, а отнюдь не в Министерстве финансов? Только об одном: депутаты (чи­тай — мы с вами) еще не созре­ли для коренного пересмотра всей системы социальной помо­щи. А раз так — поиски винов­ных могут затянуться. Если, конечно, действительно, не на­значить виновным Минфин. В конце концов, деньги-то у него...»
    Особенность построения данного комментария заключается в том, что в нем присутствуют все основные «компоненты», позволяющие чи­тателю включиться в суть вопроса. Причем расположены они в тексте сообразно с логикой познания человеком любого предмета: сначала ему важно составить общее впечатление о предмете, а потом уже попытаться проникнуть внутрь его, выяснить его взаимосвязи. В данном тексте, в частности, следует по порядку изложение автором: 1) основного факта, подлежащего комментированию (сообщение В. Матвиенко); 2) позиции известного экономиста — критика современной поли­тики правительства Владимира Лисичкина; 3) собственной позиции редакции «Российских вестей». Это — простая схема построения. Но она дает аудитории возмож­ность без особых усилий вникнуть в суть дела и более-менее объективно взглянуть на затронутую в публикации проблему. Рассмотрим пример иного рода.
Из публикации «Свастика над театром Победы» (Рост. 20 ноября. 1997)
Здание Новосибирского Государственного театра опе­ры и балета строилось во вре­мя войны. Жители затерянно­го в сибирской провинции Оборонграда были уверены, что Победа обязательно при­дет и тогда наши девушки «сменят шинели на туфель­ки». Открытие Большого те­атра Сибири состоялось в мае 1945-го. Зал был заполнен не столько местной элитой, сколько теми, кто работал у станка по двенадцать часов в день и связывал с этой ново­стройкой мечты о светлой пос­левоенной жизни, где тяготы и лишения сменятся праздни­ками высокого искусства, а на площади у театра будут расти розы и мимо ездить троллей­бусы... С тех пор в театре был поставлен практически весь репертуар, а специалисты так и не перестали удивляться уникальности самого сооруже­ния. Самодержащийся свод над сценой и залом пару лет назад был отремонтирован общими усилиями областной администрации, федеральных властей и НАПО имени Чка­лова, предоставившего специ­альную черепицу для серебри­стого купола... Недавно знако­мое всем новосибирцам с детства здание было упомяну­то в сообщениях ведущих СМИ России. Правда, не в связи с торжеством архитек­турной мысли и не по поводу какой-нибудь громкой премье­ры. Шестого ноября неизвес­тные хулиганы «украсили» те­атр флагом со свастикой. По словам заместителя директо­ра НГАТО Семена Иосифови­ча Каплуна, никаких звонков с угрозами (или объяснения­ми этого действия) в театр не поступало. После инцидента выход на крышу был незамед­лительно закрыт на железные затворы. Вопрос, на какие чу­гунные болты была намертво задраена совесть людей, ре­шившихся на такой акт, не зависимо от их целей, не под­дается ответу.
Авторы данной публикации избрали «свой» путь построения текста. Сначала рассказали о театре, его истории, реконструкции, а потом, в конце, вскользь упомянули о том, что собственно и послужило поводом подготов­ки комментария — о флаге со свастикой, установленном хулиганами на здании театра. В результате основной «горящий» факт как бы затерялся в тек­сте, а на первое место вышли воспоминания о прошлом, способные затро­нуть внимание отнюдь не всякого нынешнего читателя газеты, особенно моло­дого, которому собственно и предназначена новосибирская газета «Рост».
   

 

в начало

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.