Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации






 

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. За двадцатилетнюю историю современного российского конституционализма институт выборов депутатов Государственной Думы прошел несколько этапов. Непосредственно начало развития новой избирательной системы знаменовало подписание Президентом Указа Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»[219].

Положение о выборах закрепило смешанную избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы, которая без существенных изменений просуществует до середины 2000-х гг. Согласно ему 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы для одномандатного избирательного округа. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы второго созыва осуществлялось уже на законодательном уровне. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[220] подробно регулировал порядок проведения избирательной кампании, давал развернутую характеристику гарантий избирательных прав граждан. Можно отметить, что Президентом Российской Федерации при разработке Закона 1995 г. была предпринята попытка снизить число депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе (150 к 300). Целью данной новеллы было уменьшение числа партийных фракций в парламенте. Но это предложение главы государства не было одобрено депутатами.

Дальнейшая эволюция избирательного законодательства о выборах депутатов Государственной Думы осуществлялось в рамках концепции уточнения правовых конструкций, закрепленных в Законе 1995 г. в новых законах о выборах депутатов нижней палаты российского парламента. Например, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[221] появилось такое основание регистрации, как избирательный залог, просуществовавшее до 2009 г.[222] Увеличение уровня регламентирования избирательных отношений можно продемонстрировать на примере увеличения объема этих законов. Закон 1995 г. включал в себя 77 статей, 1999 г. – 94 статьи, Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[223] состоял из 99 статей.

Конституционность использования смешанной избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Саратовской областной Думы о проверке конституционности применения смешанной избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Ссылаясь на мировой опыт и на то, что смешанная избирательная система соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа и позволяет отразить выраженную в ходе голосования волю граждан, Конституционный Суд признал, что оспариваемое положение не нарушает Конституцию Российской Федерации, в том числе закреплённые ею принцип свободных выборов (ст. 3), право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32), гарантии равенства этих прав (ст. 19), равенство общественных объединений перед законом (ст. 13)[224].

Следующим этапом развития института выборов депутатов Государственной Думы можно считать принятие Федерального закона от 18 мая 2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[225]. Согласно ему депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. На основе этого Закона были избраны пятый и шестой созывы депутатов Государственной Думы.

В настоящее время порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[226]. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов: 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, дееспособный и не находящейся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования и опубликовано в средствах массовой информации в течение пяти дней со дня его принятия. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы, они назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.

Выдвижение федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии, могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии, которые не могут составлять более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.

Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией.

Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.

Выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:

1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

3) списку кандидатов, выдвинутому политической партией, был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

В иных случаях поддержку выдвижения политической партией федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее двухсот тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.

В поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3трех процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей.

По итогам голосования, на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, окружная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня голосования определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании своего протокола о распределении депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов, своего решения о результатах выборов по федеральному избирательному округу, а также на основании протоколов и решений окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Роспуск Государственной Думы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена в следующих случаях:

а) после трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111);

б) в случае повторного в течение трёх месяцев вынесения Государственной Думой недоверия Правительству Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117);

в) Председатель Правительства Российской Федерации может поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена:

- с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации;

- а по основаниям, связанным с выражением недоверия Правительству Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации[227], роспуск Государственной Думы является конституционно - правовым способом разрешения возможных конфликтов между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой при формировании Правительства Российской Федерации (ст. 111, ч 4, Конституции Российской Федерации), а также между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации при выражении ею недоверия Правительству Российской Федерации или отказе последнему в доверии (ст. 117, ч. 3 и 4, Конституции Российской Федерации), преследующий конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства Российской Федерации или соответственно продолжение функционирования Правительства Российской Федерации, поддерживаемого Президентом Российской Федерации вопреки недоверию, выраженному Правительству Российской Федерации Государственной Думой. Конституционно - правовые последствия соответствуют этим целям роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. Именно этим конституционные последствия предусмотренного ст. 109 Конституции Российской Федерации роспуска Государственной Думы отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением установленного в ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации срока полномочий Государственной Думы, которые согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации не прекращаются вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва.

Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросы введения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закрепляются ст. 103 Конституции Российской Федерации.

а) Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Думы Российской Федерации дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации должен представить Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры Президент Российской Федерации в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Отказ нижней палаты российского парламента в согласии на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является формой давления на Президента России. Показательна в этом отношении работа Государственной Думы второго созыва (1995-1999 гг.). За этот срок она утвердила пять Председателей Правительства Российской Федерации: В.С. Черномырдин (1996 г.), С.В. Кириенко (1998 г.), Е.М. Примаков (1998 г.), С.В. Степашин (1999 г.), и В.В. Путин (1999 г.). Следует отметить, что в 1996 г. утверждение Председателя Правительства Российской Федерации прошло легко с первого голосования. Каждое их последующих четырех назначений стало результатом затяжного правительственного кризиса[228]. В 2000-е гг. Государственная Дума дала согласие на назначение шести Председателей Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов (17 мая 2000 г.), М. Е. Фрадков (5 марта 2004 г., 12 мая 2004 г.), В.А. Зубков (14 сентября 2007 г.), В.В. Путин (8 мая 2008 г.), Д.А. Медведев (8 мая 2012 г.).

б) Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Вопрос о доверии Правительству Российской Федерации может быть поднят как по инициативе депутатов Государственной Думы, так и по инициативе Председателя Правительства. Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Нижняя палата российского парламента рассматривает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации во внеочередном порядке.

В политической истории России известен лишь один факт вынесения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, которое было оформлено Постановлением Государственной Думы Российской Федерации от 21 июня 1995 г. № 895-I ГД «О недоверии Правительству Российской Федерации»[229].

в) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности. Положение об ежегодных отчетах Председателя Правительства Российской Федерации было включено в текст Конституции Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает вопрос о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности как правило в период весенней сессии. Дата рассмотрения вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации устанавливается Советом Государственной Думы по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации.

В ходе отчета депутаты вправе задавать вопросы Председателю Правительства Российской Федерации, высказывать свое мнение о деятельности Правительства Российской Федерации. По итогам рассмотрения ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Государственная Дума вправе принять постановление.

г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кандидат должен выступить перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуры, в течение двух недель Государственной Думе должна быть представлена новая. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации в течение двух недель Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру.

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации ставится Президентом Российской Федерации. Решение по этому вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты, её шести аудиторов представляет Президент Российской Федерации. Кандидатуры вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты.

Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Председатель Счетной палаты, её шесть аудиторов назначаются большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты либо одного из шести её аудиторов решается по представлению Президента Российской Федерации в двухнедельный срок большинством голосов депутатов. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

е) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения его полномочий. Каждый кандидат выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов приносит присягу.

Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.

Полномочия Уполномоченного по правам человека могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий. Досрочное освобождение от должности производится постановлением Государственной Думы.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.

ж) Объявление амнистии. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

з) Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

По итогам обсуждения этого вопроса на заседании, Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. Постановление Государственной Думы в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

Как уже упоминалось в предыдущей главе, попытка выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации была предпринята в июне 1998 г. В адрес главы государства были выдвинуты пять обвинений. Ни одно из которых не набрало необходимо числа голосов в Государственной Думе..

Внутреннее устройство и порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думу по общему правилу тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, его заместители, руководители фракций.

Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов. Полное наименование фракции соответствует наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и его заместителя (заместителей). Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы, численность которой не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

В соответствии со ст. 99 Конституции Российской Федераций Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.

Во время сессии Государственной Думы (весенняя - с 12 января по 20 июня, осенняя - с 1 сентября по 25 декабря) проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы обычно проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. В случае невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине он должен информировать Председателя Государственной Думы и руководителя соответствующей фракции. Депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет палаты. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения этих правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В исключительных случаях депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.