Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие.






Ст 157 УПК. Основные задачи предварительного расследования — установление имею­щих значение для дела обстоятельств и изобличение виновных лиц — в большинстве случаев могут быть успешно разрешены лишь при быстром и оперативном проведении сотрудниками правоохранительных органов неотложных следственных дейст­вий. Они обусловлены необходимостью незамедлительного за­крепления, изъятия и исследования материальных следов пре­ступления, получения исходной вербальной информации, за­держания подозреваемого и т. д. Однако по уголовным делам, требующим обязательного предварительного следствия, правом осуществления любых процессуальных действий обладает толь­ко следователь, который в ряде случаев далеко не всегда имеет возможность незамедлительно приступить к работе. Особо ост­ро эта проблема стоит в отдаленных поселениях, на судах даль­него плавания, в дипломатических представительствах Россий­ской Федерации в зарубежных государствах и т. д. В подобных ситуациях следователь может прибыть на место только через несколько часов или даже суток. В практической деятельности встречаются и другие случаи, связанные с невозможностью бы­строго и оперативного обеспечения участия следователя.Законодатель не разъясняет, какие именно действия следует считать неотложными, оставляя это на усмотрение самого орга­на дознания[1]. Очевидно, что таковыми могут быть любые дей­ствия, но чаще всего ими являются осмотры места происшест­вия, освидетельствования, допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обыски. Помимо этого орган дознания вправе задержать подозреваемого, получить обязательство о явке и т. д. Специальные правила отраслевой подследственности по произ­водству органом дознания неотложных следственных действий регламентированы ч. 2 ст. 157 УПК.По завершении выполнения всех неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания согласно п. 3 ст. 149 УПК обязан передать все материалы для осуществления дальнейшего производства руководителю следственного органа. В случае направления уго­ловного дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания также обязан принять розыск­ные и оперативно-розыскные меры для его установления и уве­домлять следователя об их результатах.После направления уголовного дела руководителю следст­венного органа органы дознания могут производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК). Дача та­ких поручений также весьма позитивно сказывается на быстро­те и высокой эффективности предварительного расследования. Например, исходя из тактических соображений, следователь вынужден произвести несколько следственных действий (в ча­стности, обысков) в одно и то же время в различных местах. В этой ситуации помощь органов дознания ему просто необхо­дима. В другом случае следователь сталкивается с надобностью производства личного обыска человека противоположного по­ла. При таких обстоятельствах ему целесообразно поручить вы­полнение поисковых действий сотруднику органа дознания од­ного пола с обыскиваемым лицом.

 

 

66. Следственные действия: понятие, виды и система. Общие правила их производства и оформления.

Следственные действия – процессуальные действия, носящие познавательный характер, направленные на поиск, собирание, закрепление и проверку доказательств по УД. Их совокупность составляет систему. В систему входят (гл. 24-27). Спорно включение в систему СД: эксгумация трупа, наложение ареста, осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции. Задержание по подозрению в совершении прест-ия. Классификация: 1.По направленности: - следственные действия направленные на первоначальное получение доказательственной информации; - направленные на проверку ранее полученных доказательств.2.По процессуальным основаниям производства: - производимые по решению следователя, дознавателя; - по суд решению.3.По процессуальному оформлению решений о производстве следственного решения: - по устному решению следователя(допрос, оч ставка, проверка показ-ий на месте, след эксперимент и др); - постановление следователя(произ-во суд экспертизы, обыск, выемка и др.); - постановление судьи(обыск в жилище, выемка в жилище и др.). Общие правила производства следственных действий – закрепленные в нормах УПК правила общего характера, определения, общие закономерности производства следственных действий и гарантирование соблюдения прав и свобод лиц, в них участвующих.Условия правомерности любого следственного действия за­ключаются в точном соблюдении всех предусмотренных зако­ном процессуальных правил, регламентирующих его подготов­ку, непосредственное осуществление (рабочий этап), а также фиксацию хода и результатов. Такие процессуальные правила можно разделить на две группы: 1.общие правила, которые в целом регламентируют произ­водство всех следственных действий (ст. 164—170 УПК); 2.частные правила, определяющие порядок производства отдельно взятых или близких по характеру следственных дей­ствий, например осмотра, обыска, выемки, допроса и т. д. (гл. 24-27УПК).Несоблюдение общих либо частных правил производства следственных действий влечет их признание незаконными, а полученных таким образом доказательств — недопустимыми (полностью либо в какой-то части).Общие правила производства следственных действий обу­словлены назначением уголовного судопроизводства, его прин­ципами, а также общими условиями предварительного рассле­дования. Они частично содержатся в гл. 22 УПК, а частично вытекают из других положений закона (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 41, ч. 1 ст. 156 УПК и т. д.). С учетом анализа всех указан­ных процессуальных норм представляется возможным сформу­лировать следующие общие правила производства следствен­ных действий: 1.следственные действия могут проводиться только по воз­бужденному уголовному делу. Исключение из этого правила со­ставляет осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Зако­нодатель допускает такое исключение, исходя из специфиче­ского характера осмотра места происшествия, связанного с необходимостью в кратчайшие сроки обнаружить и зафиксиро­вать материальные следы преступления; 2.выбор следственного действия, которое должно быть про­изведено в конкретной следственной ситуации, осуществляет сам следователь'. Вместе с тем законодатель предусматривает ряд исключений, обязывающих следователя осуществить опре­деленные следственные действия в определенных ситуациях (ч. 2 ст. 46, ст. 173, ч. 1 ст. 223 УПК); в процессе предварительного расследования уголовного дела следователь не обязан производить все без исключения пре­дусмотренные законом следственные действия. 1.следственные действия, сопряженные с возможностью применения государственного принуждения (ч. 3 ст. 178, ст. 179, 182, 183 УПК), производятся на основании постановле- нияследователя.2.следственные действия, ограничивающие конституцион­ные права и свободы человека и гражданина (п. 4—7, 11 ч. 2 ст. 29 УПК), производятся на основании судебного решения. Так, следователь при наличии предусмотренных законом ос­нований для производства следственного действия с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом со­ответствующее ходатайство. Данное ходатайство в 24-часовой срок с момента поступления подлежит единоличному рассмот­рению федеральным судьей районного (приравненного военно­го) суда по месту производства предварительного расследова­ния или по месту осуществления предполагаемого следст­венного действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь (дознаватель). Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих решений: а) о разрешении производства следственного действия; б) об отказе в производ­стве следственного действия с обязательным указанием моти­вов такого отказа.Вместе с тем в процессе предварительного расследования может сложиться следственная ситуация, требующая безотлага­тельного производства определенных следственных действий, осуществляемых на основании судебного решения (осмотра, обыска жилища или личного обыска либо выемки задолженной или сданной на хранение в ломбард вещи[2]). При подобных об­стоятельствах закон допускает некоторое отступление от обще­го правила и уполномочивает следователя выполнить такие действия на основании собственного постановления без судеб­ного решения. Но в этом случае следователь в 24-часовой срок с момента начала следственного действия обязан письменно уве­домить судью и прокурора о его проведении. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следствен­ного действия и его протокола. В свою очередь судья, получив указанные материалы, в 24-часовой срок обязан их проверить и вынести одно из следующих постановлений: а) о законности следственного действия; б) о незаконности следственного дей­ствия и признании его результатов недействительными, что обусловливает недопустимость всех полученных таким образом 1 доказательств; производство следственного действия в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключе­нием случаев, не терпящих отлагательства; при производстве следственных действий следователь не может применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, а так­же создавать опасность для жизни и здоровья участвующих в следственных действиях лиц; при производстве следственных действий могут применять- ся технические средства и способы обнаружения, фиксациииизъ- ятия следов преступления и вещественных доказательств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.