Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический минимум






Адекватность образования - соответствие полученного образования объективным потребностям развития человека и личности.

Адекватность обучения - соответствие обучения содержанию, характе­ру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выпол­нять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образова­тельной программы или курса образовательного учреждения.

Аксиологизация - систематический учет возможных ценностных ориен­тации и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Активизация процесса обучения - совершенствование методов и орга­низационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и само­стоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студен­тов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от пре­подавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочно­му и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навы­ков.

Альтернативное образование - совокупность новоутвержденных (него­сударственных) образовательных учреждений, работающих по эксперимен­тальным программам, созданным в качестве альтернативы ранее существую­щим.

Альтернативное обучение - применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые тради­ции.

Андрогогика - раздел дидактики, раскрывающий специфические зако­номерности усвоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятель­ности.

Базисный учебный план - нормативная база для создания общеобразо­вательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных об­ластей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвое­ние содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Базовое образование - совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Базовое среднее профессиональное образование - образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным уч­реждением среднего профессионального образования по основной профессио­нальной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специали­стов среднего звена.

Брокерство в образовании - посредническая деятельность, связываю­щая «производителя» образовательных услуг и их «потребителя» посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образо­вательных услугах, возможностях и путях их получения.

Вариативность - теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации.

Взаимодействие - состояние, представляющее связь педагогических яв­лений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его от­ношении к другим; всеобщая универсальная черта педагогического явления, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феноме­ны, а их действие - как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведе­нии, деятельности и отношениях.

Влияние - действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, при­водящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Воздействие - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемо­го, организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирова­ния личности; целенаправленное создание условий для разностороннего разви­тия и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправлен­ный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; ру­ководство (управление) процессом формирования и развития личности; переда­ча общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через спе­циально создаваемые государственные и общественные структуры, контроли­руемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на чело­века с целью формирования у него определенных ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и разви­тия человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержа­тельная профессиональная деятельность педагога, содействующая максималь­ному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст совре­менной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Гармоничное развитие человека - соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физиче­ских и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функ­ций его сознания, поведения и деятельности.

Гуманизм - совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, ут­верждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и от­дельной личности в частности.

Гуманизация образования - система мер, направленных на приоритет­ное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и тех­нологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование лич­ности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенст­вованию культурного и духовного облика личности; формирование социаль­ных способностей человека быть общественно значимым - жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности; ориентация образовательной сис­темы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства соб­ственного достоинства, развитие личностного потенциала; индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ори­ентация субъектов учебного познания.

Гуманитаризация образования - ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа), позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специально­стей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей дейст­вительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воз­действующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Диагностика - распознавание, направленное на раскрытие сущности изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и глубоко описан.

Дидактика - научная область педагогики, исследующая принципы, цен­ности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.

Дифференциация образования - ориентация образовательных учреж­дений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонно­стей, способностей и интересов.

Дифференцированный подход в воспитании - осуществление воспита­тельной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельно­сти.

Индивидуализация образования - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Инновационное обучение - обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к актив­ному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мыш­ления, способности к созданию нового материального продукта, духовного об­новления личности и коллектива.

Информатизация образования - процесс все более широкого использо­вания вычислительной техники и информационных технологий в процессе обу­чения человека.

Квалификация - подготовленность индивида к профессиональной дея­тельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ.

Классификатор - перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы, т. е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен определенный номер.

Классификатор специальностей среднего профессионального образо­вания - систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с помощью четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1, 2 кодируют группы специальностей, символы 3, 4 - специальности внутри групп специальности, например: 0300 - образование; 0313 — дошкольное образование.

Классно-урочная система обучения - организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение опре­деленного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий явля­ется урок. Была создана Я.А.Коменским в XVII в.

Концепция - система взглядов на те или иные явления; руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел; трактовка какого-либо явления; основ­ная точка зрения.

Контроль - проверка преподавателем на семинарах, практических и ла­бораторных занятиях полученных учащимися (студентами) знаний и приобре­тенных ими умений и навыков.

Конфликт - вид общения, в основе которого лежат реальные или иллю­зорные, объективные или субъективные противоречия общающихся личностей, требующие разрешения.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо; мерило оценки.

Лабораторно-бригадный метод - способ организации учебного процес­са в школе, основанный на самостоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложе­ние педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического ха­рактера.

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспи­таннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту воспита­тельного взаимодействия.

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Метод - способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокуп­ность приемов и операций теоретического или практического освоения дейст­вительности.

Методика - наука о методах преподавания и обучения; совокупность методов, способов и средств обучения чему-либо, например, математике, физи­ке, литературе ит.д.

Методология - учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и уча­щихся, направленные на достижение образовательных целей.

Многовариантность образования - условие выбора, дающее каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха.

Многоступенчатость профессиональной подготовки - свойство систе­мы профессиональной подготовки, которое обеспечивает последовательный переход со ступени на ступень. Основывается на профессиональном самоопре­делении студента или на конкурсном отборе обучения на следующей ступени. Профессиональное самоопределение в условиях учебного заведения со ступен­чатой системой подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных возможностей и профессиональной ориентацией. Преимущест­во ступенчатой системы подготовки состоит в более основательной профориен­тации учащихся и осознанном выборе ими профессии, а также в овладении не­сколькими профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные варианты при трудоустройстве в сложных экономических условиях. Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на сты­ках двух основных уровней образования - начального и среднего и высшего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях перехо­дят на более высокий уровень образования. Многоступенчатая система подго­товки позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив за­вершенное профессиональное образование по одной или двум профессиям.

Многоуровневость образования - организация многоэтапного образо­вательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и ин­тересам человека.

Многоуровневые учебные заведения - заведения, в которых реализу­ются разные образовательные программы, отвечающие требованиям государст­венного образовательного стандарта трех соответствующих уровней профес­сионального образования: начального, среднего и высшего. В средних профес­сиональных учебных заведениях реализуются два уровня: базовый и повышен­ный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних спе­циальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на измене­ние социальных процессов, так как сами формируют образовательные про­граммы в зависимости от уровня предложений.

Моделирование профессиональной деятельности - метод формирова­ния содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в со­вокупности полностью отражающих профессиональную деятельность от целеполагания до самоконтроля и анализа результатов как по основным профессио­нальным функциям, так и по их элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает выявление типовых профессио­нальных задач, разработку на их основе соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании обучения, выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных элементов модели.

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее совре­менным требованиям, в частности, модернизация образования, задающая стра­тегию развития образовательной сферы как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.

Мониторинг - постоянное отслеживание какого-либо процесса для уста­новления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспита­тельного процесса.

Навык - умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходи­мых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Непрерывное образование - образование, всеохватывающее по полно­те, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предостав­ляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культу­ры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности.

Образование рассматривается как процесс, результат и система: как про­цесс - освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо по­средством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта позна­вательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат - характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, уме­ний, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Образовательные программы - ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содер­жание образования определенного уровня и направленности. В России реали­зуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразо­вательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и до­полнительные).

Образовательный процесс - целенаправленный и организованный про­цесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Образовательные системы - социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.

Образовательный стандарт - стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ об­разования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и ре­зультаты.

Образовательные цели - сознательно определенные ожидаемые резуль­таты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с по­мощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в бли­жайшем будущем.

Обучение - целенаправленное пробуждение и удовлетворение познава­тельной активности человека путем его приобщения к общим и профессио­нальным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся (студентов и преподавателей), ре­зультатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирова­ние мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей обу­чаемых в соответствии с поставленными целями.

Общее образование - образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познава­тельные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человече­ского опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспи­тания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению челове­ка; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т.е. отрасль гумани­тарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания че­ловека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно био­логического, формируется личность - существо социальное, сознательно отно­сящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс проте­кает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчи­вые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая проблема - объективно возникающий в педагогиче­ской теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Педагогическая ситуация - комплекс условий, при которых решается педагогическая задача.

Педагогическая теория - система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, законо­мерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая технология - последовательное и непрерывное осуще­ствление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников - педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педа­гога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения раз­личных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педа­гогического процесса, преобразование содержания образования в учебный ма­териал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педа­гогического процесса и т. д.).

Педагогический процесс - система, в которой воедино на основе цело­стности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, раз­вивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого ре­шаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Практика - важнейший компонент работы в вузе, одна из составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по опреде­ленной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, тре­бующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в зна­чении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.

Прогнозирование - форма научного предвидения результатов своей деятельности; разработка конкретного предположения, высказанного на основе специально организованного исследования перспективы развития.

Проектирование - разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении.

Профессиональное образование - система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квали­фикации подготавливаемых специалистов профессиональное образование при­нято делить на начальное, среднее и высшее.

Развитие - изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изме­нений человека.

Рефлексия - самопознание в виде размышлений над собственными пе­реживаниями, ощущениями и мыслями.

Саморазвитие - собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного по­тенциала, реализации веры в возможности самовоспитания в процессе естест­венного физиологического, психического и социального развития.

Синергетика - научное направление, исследующее связи между подсис­темами, которые образуются в открытых системах благодаря потоковому обме­ну веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система характеризуется согласованным поведением подсистем, ее обра­зующих, что ведет к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности, беспорядка); изучает неравновес­ные системы.

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некую целостность, единство; упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру.

Системный подход - метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве пол­ноправного члена данного общества.

Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность, выде­ленная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (напри­мер, учитель математики, врач-педиатр); совокупность знаний, умений и навы­ков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; направление подго­товки в среднем специальном учебном заведении. Наименования специально­стей содержатся в Перечне специальностей среднего профессионального обра­зования.

Среднее профессиональное образование - образование на базе основ­ного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным госу­дарственным образовательным стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня - образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образователь­ным учреждением среднего профессионального образования по основной про­фессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку спе­циалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.

Средства обучения и воспитания - материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информа­ции и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Структура среднего профессионального образования - совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профес­сиональных образовательных программ среднего профессионального образова­ния, характеризующих уровни среднего профессионального образования - ба­зовое и повышенное, профессиональной деятельности человека в рамках спе­циальности.

Технология обучения - процесс преподавания и учения, представляю­щий собой совокупность методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся и студентов.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и по­ведению.

Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на знании какого-либо правила и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных зна­ний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Уровень - степень развития, достижений в предметной области знаний; степень обученности и воспитанности человека.

Учение - действие того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целена­правленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в ре­зультате которой происходит развитие и воспитание.

Форма обучения - ограниченная временными рамками конструкция от­дельного звена процесса обучения; форма обучения и одновременно форма ор­ганизации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также ме­жду самими обучающимися.

Формирование - процесс становления человека как социального суще­ства под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социаль­ных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уров­ня зрелости, устойчивости.

Фундаментальность образования - основательность, глубина и проч­ность знаний; усиление взаимосвязи теоретической и прикладной подготовки молодого поколения к жизнедеятельности; направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.