Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы грузовых вагонов и их специализация






Совокупность всех вагонов называется вагонным парком. Вагоны предназначены удовлетворять потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. Большинство грузового вагон­ного парка составляют полувагоны, крытые вагоны, цистерны и платформы. По данным Гипротранстэн и на основании ана­лиза объемов отправления грузов на 2005 г., потребный вагон­ный парк России включает более 670 тысяч грузовых вагонов и по типам распределяется следующим образом (табл. 1.1):

 

По данным таблицы видно, что потребный вагонный парк превышает наличный, то есть тот, которым в настоящее время можем располагать, более чем на 200 тыс. единиц. Наиболее остро недостаток ощутим в полувагонах и цистернах для неф­тепродуктов. На рис. 1.1 приведено распределение вагонов по типам по состоянию на 1998 и 2005 г.г., из которого видно, что возрастают потребности в полувагонах и цистернах и несколь­ко сокращается доля платформ, крытых и прочих вагонов. Специалированные вагоны учтены в разделе «Прочие».

Каждый из типов грузовых вагонов служит для перевозки отдельных видов грузов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные, в которых перевозят широкую номенклатуру грузов, и специализированные — для отдельных видов грузов или грузов, сходных по свойствам.

К универсальным вагонам относятся крытые вагоны, по­лувагоны, платформы и изотермические вагоны. Специаль­ные вагоны — это цистерны, хопперы, транспортеры, плат­формы для перевозки контейнеров, леса, полувагоны с глухим кузовом, крытые вагоны-платформы для перевозки автомо­билей и многие другие вагоны.

Конструкция грузового вагона должна обеспечивать сохран­ность груза, удобство погрузки и выгрузки и наибольшую вме­стимость. В зависимости от свойств перевозимого груза и его ценности, для каждого типа вагона выбрана наиболее рацио­нальная форма и конструкция кузова.

Полувагоны предназначены для перевозки навалочных гру­зов: угля, руды, кокса, флюса, а также длинномерных грузов — леса, металлопроката, труб и продукции машиностроительной промышленности — станков, сельскохозяйственных машин (рис. 1.2). Они являются основным типом вагонов грузового парка, так как имеют наиболее высокие показатели исполь­зования. Полувагон имеет открытый кузов, удобный для по­грузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися.

Полувагоны — самый востребованный, наиболее интенсивно используемый и в то же время самый повреждаемый вид подвижного состава. Поэтому средства, выделяемые на совершенствование конструкции и повыше­ние надежности вагонов, в первую очередь следует направить на развитие полувагонов.

В последнее время повышенным спросом пользуются специализированные полувагоны (рис. 1.3) без крышек разгру­зочных люков. Такие вагоны обеспечивают большую сохран­ность перевозимых сыпучих грузов, но их разгрузка производится с использованием вагоноопрокидывателей.

В парке имеются специализированные полувагоны для пе­ревозки горячего агломерата, горячих окатышей, кокса, торфа.

К числу полувагонов относятся также вагоны-самосвалы (думпкары), хоппер-дозаторы для перевозки щебня и бункер­ные для перевозки битума.

Вагоны-самосвалы предназначены для перевозки навалоч­ных грузов (камня, руды, щебня, строительных материалов и т.п.). Кузов имеет невысокие открывающиеся при выгрузке борта и, когда при помощи воздушных цилиндров он опро­кидывается и занимает наклонное положение, груз высыпа­ется на одну сторону пути. Думпкары имеют большую тару,

поэтому их применение выгодно только тогда, когда они час­то выгружаются, т.е. при перевозках на короткие расстояния.

Хоппер-дозаторы предназначе­ны для перевозки щеб­ня при строительстве и ремонте железнодо­рожных путей. Эти полувагоны позволяют отсыпать щебень для балластной призмы земляного полотна слоем необходимой толщины.

Крытые вагоны (рис. 1.5) предназначены для перевозки тре­бующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковоч­ных, высокоценных грузов: различных пи­щевых продуктов, про­мышленных товаров, приборов, станков, зерна и др. Крытые ва­гоны оборудованы лю­ками и задвижными дверями, обеспечиваю­щими погрузку и выг­рузку грузов, вентиляцию и очистку кузовов. В крытых вагонах специального назначения перевозят скот, птицу, сталь и бумагу в рулонах, автомобили.

Для снижения времени на погрузку и выгрузку перевозимых сыпучих грузов широко используются крытые вагоны — хоппе­ры бункерного типа, специализирующиеся на перевозках зерна, цемента, минераль­ных удобрений.

Платформы служат для пере­возки лесных, сыпу­чих, штучных и тарных грузов, металлопроката, различных машин и других гру­зов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Также они предназначены для перевозки длинномерных, громозд­ких и тяжеловесных грузов. Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загрузить и разгрузить, применяя простейшие средства механизации.

Отличительная особенность этого типа вагонов — отсут­ствие стен и крыши, вместо которых имеются откидные борта. Пол у платформ старого выпуска деревянный, а в настоящее время — деревометаллический.

Среди специализи­рованных платформ наибольшее распрос­транение получили платформы для пере­возки крупнотоннаж­ных контейнеров мас­сой брутто до 30 т, двухъярусные плат­формы (рис. 1.7) для легковых автомобилей и транспортеры для перевозки тяжеловес­ных крупногабарит­ных грузов.

Цистерны для перевозки налив­ных грузов пользуют­ся в настоящее время повышенным спро­сом. Этот тип под­вижного состава из-за различий в свойствах перевозимых грузов

насчитывает десятки разновидностей, отличающихся марками материалов котлов, их размерами, конструкцией наливных, сливных и предохранительных устройств.

В зависимости от рода перевозимого груза, котлы цистерн имеют различную конструкцию. В связи с этим различают ци­стерны, в которых перевозят нефть, светлые нефтепродукты, высоковязкие смазочные материалы и мазуты, требующие по­догрева для обеспечения их нормированного слива, и специ­ального назначения — для перевозки различных кислот, сжи­женных газов, химикатов, цемента, а также пищевых продуктов.

Котлы цистерн для обеспечения полной выгрузки и удоб­ства внутренней промывки при подготовке под налив, имеют форму цилиндрического резервуара с плавным переходом отдельных частей котла друг к другу. Такая форма снижает опасное воздействие на котел перевозимого груза при тормо­жении, трогании с места и обеспечивает наименьшее аэроди­намическое сопротивление.

Изотермические вагоны служат для перевозки скоропортя­щихся от положительной температуры или боящихся замерза­ния грузов (мясо, рыба, молоко, минеральные воды, фрукты и т.п.). Кузова таких вагонов теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотерми­ческие вагоны бывают с машинным охлаждением и электри­ческим отоплением (рефрижераторные) и без устройств для охлаждения и отопления (термосы).

Современные рефрижераторные вагоны имеют сложное энергетическое оборудование, которое обеспечивает поддер­жание любых температур внутри грузового помещения вагона и могут работать в автоматическом режиме без сопровождаю­щего персонала.

В настоящее время строительство и закупка таких вагонов временно приостановлена.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.