Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое обеспечение грузовых перевозок






Статья 306. Перевозка грузов как вид хозяйственной деятельности.
1. Перевозкой грузов в этом Кодексе признается хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления железными дорогами, автомобильными дорогами, водными и воздушными путями, а также транспортирование продукции трубопроводами.
2. Субъектами отношений перевозки грузов есть перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.
3. Перевозка грузов осуществляют грузовой железнодорожный транспорт, автомобильный грузовой транспорт, морской грузовой транспорт и грузовой внутренний флот, авиационный грузовой транспорт, трубопроводный транспорт, космический транспорт, другие виды транспорта.
4. Вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза, есть транспортная экспедиция.
5. Общие условия перевозки грузов, а также особые условия перевозки отдельных видов грузов (взрывных веществ, оружия, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных веществ и т.п.) определяются этим Кодексом и выданными соответственно него транспортными кодексами, транспортными уставами и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 307. Договор перевозки груза.
1. По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей второй стороной (грузоотправителем) грузи к пункту назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченной на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Договор перевозки груза укладывается в письменной форме. Заключение договора перевозка груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) соответственно требованиям законодательства. Перевозчики обязаны обеспечивать грузоотправителей бланками перевозочных документов в соответствии с правилами осуществления соответствующих перевозок.
3. Грузоотправитель и перевозчик в случае необходимости осуществления систематических в течение определенного срока перевозок грузов могут заключить долгосрочный договор, за которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - подавать в перевозку грузы в согласованном сторонами объеме.
4. В зависимости от вида транспорта, которым предполагается систематическая перевозка грузов, укладываются такие долгосрочные договоры: долгосрочный - на железнодорожном и морском транспорте, навигационный - на речном транспорте (внутреннем флоте), специальный - на воздушном транспорте, годовой - на автомобильном транспорте. Порядок заключения долгосрочных договоров устанавливается соответствующими транспортными кодексами, транспортными уставами или правилами перевозок.

5. Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность субъектов хозяйствование за этими перевозками определяются транспортными кодексами, транспортными уставами и другими нормативно-правовыми актами. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие условия перевозки, которые не противоречат законодательству, и дополнительную ответственность за ненадлежащее выполнение договорных обязательств.
Статья 308. Прием груза к перевозке
1. Грузи к перевозке принимается перевозчиками в зависимости от вида транспорта и груза в местах общего или необщего пользования.
2. Ответственность перевозчика за сохранение груза возникает из момента принятия груза к перевозке.
3. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке с учетом необходимости обеспечение транспортабельности и сохранение его в процессе перевозки и имеет право застраховать груз в порядке, установленному законодательством.
4. В случае если для осуществления перевозки груза законодательством или договором предусмотрены специальные документы (удостоверение), которые подтверждают качество и прочие свойства груза, который перевозится, грузоотправитель обязан передать такие документы перевозчику вместе с грузом.
5. О принятии груза к перевозке перевозчик выдает грузоотправителю в пункте отправления документ, оформленный надлежащим образом.
Статья 309. Изменение условий перевозки
1. Грузоотправитель имеет право в порядке, установленному транспортными кодексами или уставами, получить назад сданный к перевозке грузи к его отправлению, заменить указанного в перевозочном документе получателя груза (к его выдаче адресату), распорядиться грузом в случае непринятия его получателем или невозможности выдачи груза получателю.
2. В случае прерывания или прекращение перевозка грузов из независимых от перевозчика обстоятельств перевозчик обязан сообщить грузоотправителя и получить от него соответствующее распоряжение относительно груза.
Статья 310. Получение груза в пункте назначения
1. Перевозчик обязан сообщить получателя о прибытии груза в его адрес.
2. Получатель обязан принять груз, который прибыл в его адрес. Он имеет право отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что вследствие изменения качества выключается возможность полное или частичное использование его по первоначальными назначению.
3. Ответственность перевозчика за сохранение груза прекращается из момента его выдачи получателю в пункте назначения. Если получатель не востребовал груз, который прибыл, в установленный срок или отказался его принять, перевозчик имеет право оставить груз у себя на сохранение за счет и на риск грузоотправителя, письменно сообщив его об этом.
4. Грузи, не полученный в продолжение месяца после сообщения перевозчиком получателя, считается неистребованным и реализуется в установленному законодательством порядке.
Статья 311. Плата за перевозку грузов
1. Плата за перевозку грузов и выполнения других работ, связанных с перевозкой, определяется по ценам, установленными соответственно законодательству.
Статья 312. Договор перевозки груза в прямом смешанном соединении.
1. По договору перевозки груза в прямом смешанном соединении перевозки осуществляется от грузоотправителя к грузополучателю двумя или больше перевозчиками разных видов транспорта за единым перевозочным документом.
2. К договорам перевозки груза в прямом смешанном соединении применяются правил статьи 307 этого Кодекса, если другое не предусмотрен транспортными кодексами или уставами.
3. Отношения перевозчиков при перевозке груза в прямом смешанном соединении и условия работы перевалочных пунктов регулируются узловыми соглашениями. Порядок заключения узловых соглашений устанавливается транспортными кодексами и уставами.
Статья 313. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза
1. Перевозчик обязан доставить груз к пункту назначения в срок, предусмотренный транспортными кодексами, уставами или правилами. Если срок доставки грузов в указанном порядке не установлен, стороны имеют право установить этот срок в договоре.
2. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза, если просрочка произошло не по его вине.
3. Размер штрафов, которые взимаются из перевозчиков за просрочку в доставке груза, определяется соответственно закону.
4. Уплата штрафа за доставку груза с просрочкой не освобождает перевозчика от ответственности за потерю, недостаток или повреждение груза, которые произошли вследствие просрочки.
Статья 314. Ответственность перевозчика за потерю, недостаток, повреждение груза
1. Перевозчик несет ответственность за потерю, недостаток и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что потеря, недостаток или повреждение произошли не по его вине.
2. В транспортных кодексах или уставах могут быть предусмотренные случаи, если доведение вины перевозчика в потере, недостатка или повреждении груза полагается на получателя или отправителя.

3. За вред, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает:
- в случае потери или недостатка груза - в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает;
- в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость;
- в случае потери груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она есть низшей от соответствующей действительности стоимости груза.
4. Если вследствие повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован за прямым назначением, получатель груза имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его потерю.
5. В случае если грузи, за потерю или недостаток которого перевозчик уплатил соответствующее возмещение, будет со временем найден, получатель (отправитель) имеет право требовать выдачи нему этого груза, возвратив полученное за его потерю или недостаток возмещения.
Статья 315. Порядок решения споров относительно перевозок
1. К предъявлению перевозчику иска, который вытекает из договора перевозки груза, обязательным есть предъявление нему претензии.
2. Претензии могут предъявляться на протяжении шести месяцев, а претензии относительно уплаты штрафов и премий - на протяжении сорока пяти дней.
3. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и сообщить заявителя об удовлетворении или отклонение ее на протяжении трех месяцев, а относительно претензии из перевозки в прямом смешанном соединении - на протяжении шести месяцев. Претензии относительно уплаты штрафа или премии должны быть рассмотрены на протяжении сорока пяти дней.
4. Если претензию відхилено или ответ на ее не получена в срок, указанный в части третьей этой статьи, заявитель имеет право обратиться в суд на протяжении шести месяцев со дня получения ответа или окончание срока, установленного для ответа.
5. Для предъявления перевозчиком к грузоотправителям и грузополучателей исков, которые вытекают из перевозки, устанавливается шестимесячный срок.
6. Относительно споров, связанных с межгосударственными перевозками грузов, порядок предъявления исков и сроки исковой давности устанавливаются транспортными кодексами или уставами или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлен Верховной Радой Украины.
Статья 316. Договор транспортного экспедирования
1. По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнения определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортного экспедирования может быть установленная обязанность экспедитора организовать перевозки груза транспортом и за маршрутом, выбранным экспедитором или клиентом, укладывать от своего имени или от лица клиента договор перевозки груза, обеспечивать отправку и получение груза, а также выполнение других обязательств, связанных с перевозкой.
Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрены предоставления дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его загрузка и разгрузка, уплата таможенной пошлины, собрания и затрат, положенных на клиента, сохранение груза к его получению в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).
2. Плата по договору транспортного экспедирования осуществляется по ценам, которые определяются соответственно главе 21 этого Кодекса.
Договором транспортного экспедирования может быть установленная обязанность экспедитора организовать перевозки груза транспортом и за маршрутом, выбранным экспедитором или клиентом, укладывать от своего имени или от лица клиента договор перевозки груза, обеспечивать отправку и получение груза, а также выполнение других обязательств, связанных с перевозкой.
Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрены предоставления дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его загрузка и разгрузка, уплата таможенной пошлины, собрания и затрат, положенных на клиента, сохранение груза к его получению в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).
2. Плата по договору транспортного экспедирования осуществляется по ценам, которые определяются соответственно главе 21 этого Кодекса.

 

2. Виды сообщений и классификация грузовых перевозок

Перевозка грузов железнодорожным транспортом в стране осуществляется в следующих видах сообщений: местном – в пределах одной дороги; прямом – с участием двух и более дорог; прямом смешанном – с участием нескольких видов транспорта по единому перевозочному документу, составляемому на весь путь следования груза; непрямом смешанном – с участием нескольких видов транспорта по отдельным перевозочным документам, относящимся к транспорту каждого вида.

При перевозке грузов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта двух и более стран, в том числе транзитом по территории Российской Федерации, вид сообщений может быть прямым, осуществляемым по одному перевозочному документу на весь путь следования, и непрямым, когда перевозка по территории каждой страны осуществляется по отдельным перевозочным документам.

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее Уставом) перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью [1, ст. 14]. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель.

В зависимости от количества груза, предъявляемого по одной транспортной железнодорожной накладной, перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.

Повагонной отправкой считается предъявляемый по одной транспортной железнодорожной накладной (далее накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерной отправкой (КО) считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.

Мелкой отправкой (МО) считается предъявляемая по одной накладной партия груза массой от 20 кг до 20 т, для перевозки которой не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера.

Групповой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого требуется более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Маршрутной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.

Сборной повагонной отправкой считается предъявленный по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.

 

Виды сообщений и классификация грузовых перевозок

Перевозки грузов железнодорожным транспортом в зависимости от видов транспорта подразделяются на перевозки в прямом железнодорожном сообщении, перевозки в прямом смешанном и непрямом смешанном сообщении (с участием двух и более видов транспорта).
С образованием ОАО «РЖД» как единого хозяйствующего субъекта перевозки осуществляются в прямом железнодорожном сообщении между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования. Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь маршрут следования груза. Перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Кроме того, грузы могут перевозиться в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта между двумя и более странами, в том числе транзитом по территории Российской Федерации. Такое сообщение может быть прямым, то есть осуществляемым по одному транспортному документу на весь путь следования, и непрямым, когда перевозка на территории каждой страны осуществляется на основе самостоятельного договора перевозки и, соответственно, нескольких транспортных документов. Осуществляются также специальные и воинские железнодорожные перевозки.
Специальные железнодорожные перевозки предназначены для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Воинские железнодорожные перевозки — перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности.
В последние годы начали интенсивно развиваться комбинированные (контрейлерные) перевозки грузов с транспортированием груженых большегрузных автомобилей и полуприцепов на специальных платформах.
В соответствии с Ус т а в о м железнодорожного транспорта перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. В зависимости от количества груза, предъявляемого по одной транспортной железнодорожной накладной, перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. Пассажирские перевозки на железной дороге подразделяются по Виды сообщений на: пригородные, осуществляемые в пригородных зонах, прилегающих обычно к крупным промышленным центрам по особым пригородным (как правило, льготным) тарифам; местные (в пределах данной дороги) и прямые (с участием нескольких дорог).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.