Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура 17 века






1)неравномерность развития культуры

2) бурный процесс обмирщения, отход от церковных догматов

3) личностное начало (появление авторских произведений)

4)расширение связей Р. и Зап Европы

5) накопление разнообразных знания

Потребность в грамотных людях, быстрое развитие СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

- расширение системы начального образования:

(школы при монастырях, ч/ уч. заведения, начало гос. школ, домашнее образование)

-специальные школы:

служащих для печатного двора, Аптекарского приказа,

1687г. высшая школа - Славяно – Греко- Латинская академия

(религиозное + светское образование, подчинялась Патриарху)

- образование носило религиозный характер: заучивался часослов, псалтырь

- для обучения приглашались грамотные люди с Беларуссии, Украины

- НО! со второй половины 17 в. распространение светских дисциплин

 

 

РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ:

- печатный станок привёл к массовому тиражированию пособий по арифметике, грамоте

(2 раза издавалась Азбука Василия Бурцева; напечатаны «Грамматика»

Мелетия Смотрицкого, таблица умножения, дешёвые буквари)

 

-17 век – эпоха Великих географических открытий:

а) 1648г. – Семён Дежнёв вышел к проливу между Азией и Сев. Америкой

(за 80 лет до Витуса Беринга)

б) 1649г.- Ерофей Хабаров составил карту Приамурья

(в честь него названы г. Хабаровск и посёлок Ерофей Павлович)

в) Андр. Булыгин и казак Владимир Атласов обследовали Камчатку, Курильские о-ва

- распространение в Р. знаний других народов:

(дипломат, писатель Арсений Суханов по просьбе Никона привёз 500 греч. рукописей)

 

 

Усиление светского начала (обмирщение культуры):

- 30 годы 17 в. – последняя летопись: «Новый летописец»

(от смерти Ивана Грозного до окончания Смуты)

- появление автобиографий: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

- исторические повести: повести о завоевании Сибири Ермаком, о событиях Смуты:

«Сказания» Авраама Палицына, «Новая повесть о преславном Российском гос-ве»

Новые литературные жанры:

- родоначальник русской драматургии и поэзии беларусский просветитель

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, его стихотворные пьесы:

«О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне»

- демократическая сатира (вымышленные герои):

«Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице»

(обличение несправедливости, казнокрадства, волокиты, взяточничества)

- бытовая повесть (реальная жизнь):

(Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злочастии», купеческий быт)

- С. Медведев первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил»

- монах К.Истомин книга «Полис» (энциклопедического содержания)

- публицистика ( обществнно – политическая мысль )

( Авраамий Палицын, Иван Тимофеев – обоснование законности власти Романовых, Юрий Крижанич «Думы политичны»- социальный мир, смягчение угнетения)

- переводная литература приходила из Польши, Чехии через Беларуссию:

(«Великое зерцало», «Римские деяния», «Повесть о Бове королевиче»…)

- исторические песни о разбойниках, о Степане Разине

- гражданское строительство, особенно в Москве

(здания Печатного и Монетного двора, дом боярина Троекурова..- переход от строгости к нарядной полихромии - многоцветности)

- шатровое строительство

( шатровые храмы в Рубцове, в Троице – Сергиевой Лавре,

1628г.- шатёр над Спасской башней Кремля..)

1652г. – запрет Патриарха Никона на шатровый стиль, НО! использовался вне столицы)

-«каменное узорочье» или «дивное узорочье» -

стиль как светских, так и культовых зданий:

(Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитниках…)

- 40 – 70 годы - новый стиль Московское барокко или нарышкинское барокко

( церковь Покрова в Филях – усадебный храм в Нарышкина), это самобытное направление русского зодчества, а не копирование европейской архитектуры

- деревянное зодчество

( образец - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный 8 чудом света

построен холопом Семёном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым,

в 18в. был разобран из-за ветхости)

 

- в иконописи 2 направления: годуновский стиль (строгие каноны) и строгановское письмо (искусство иконной миниатюры, эстетическое начало)

- середина века – слияние двух стилей годуновского и строгановского (реализм)

(Оружейная палата Кремля, живописец Симон Фёдорович Ушаков, его известная работа: икона «Троица» хранится в Русском музее)

- 17в. – последний взлёт фресковой живописи

(восстановление разрушенных в Смуту храмов)

- последняя четверть 16 в. – зарождение жанра портретной живописи

(изображения конкретных лиц называли ПАРСУНАМИ,

ранние парсуны с плоским изображением:

– портреты царя Фёдора Ивановича и князя М. Скопин – Шуйского

поздние парсуны с объёмным изображением:

портреты царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича)

 

 

первые попытки создания профессионального театра в России

- 1672г. – создание в Москве придворного театра

(играли немецкие актёры, все актёры – мужчины, библейско – исторические сюжеты)

- при Славяно –греко – латинской академии сложился школьный театр

(пьесы писали преподаватели, играли учащиеся, представления по праздникам)

- бродячие театры

(скоморохи, колядование, ряженые..)

 

 

 
 
 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.