Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми






 

Демографические процессы, затрагивающие жизнедеятельность граждан старшего поколения, обладают значительной устойчивостью, и управленческие воздействия в социальной работе с целью повлиять на неблагоприятные тенденции и добиться позитивных изменений требуют масштабных мер экономического, социального, организационного характера.

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка и социальная помощь являются общими технологиями социальной работы с пожилыми людьми.

Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

- совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

- совершенствование системы пенсионного законодательства и системы

социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества

- обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

- создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

- адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых

супружеских пар;

- формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на

всех уровнях его организации.

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная помощь – это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

1. Социальное обслуживание, то есть, обеспечение пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме виде конкретных услуг.

Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

2. Социальные услуги, представляющие собой конкретизацию системы социального обслуживания на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические [19, с.70].

И социальная поддержка, и социальная помощь пожилым людям реализуются в социальной практике на таких основных уровнях, как макроуровень и микроуровень социальной работы [31, с.13].

Макроуровень - это меры, принимаемые на уровне государства и общества по отношению к пожилым людям как к одной из социальных общностей. Основными его элементами являются:

- формирование социальной политики с учётом интересов пожилых людей;

- разработка и реализация соответствующих социальных федеральных программ;

- формирование системы социально-экономической поддержки пожилых

людей;

- подготовка специалистов для работы с ними.

Микроуровень социальной работы с пожилыми людьми – это меры, принимаемые конкретными лицами и структурами в отношении отдельного пожилого человека с учётом его личных особенностей социального окружения, возможностей конкретного специалиста. Оба эти уровня постоянно взаимодействуют между собой в реальной социальной практике, дополняя, конкретизируя, а, иногда, и компенсируя друг друга.

Грамотно и квалифицированно организованная социальная работа с такой сложной категорией населения, как пожилые люди, предполагает соблюдение ряда основополагающих принципов, таких как принцип государственных гарантий, доступности социальных услуг и равных возможностей их получения, личного согласия на получение социальной помощи, индивидуального подхода к её организации, доверительности и конфиденциальности.

В настоящее время для общества и государства актуальной является задача совершенствования и развития как системы организаций и учреждений, работающих с пожилыми людьми, в том числе, и негосударственных, так и совершенствование направлений и способов деятельности уже существующих структур.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

- содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

- соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

- обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Единство концептуальных подходов и согласованность целей и принципов социальной работы с пожилыми людьми на всех уровнях социального управления должны способствовать получению ощутимых результатов социального обслуживания. Однако это не ограничивает проявления самостоятельности территориальных органов социальной защиты населения, имеющих возможность детально учитывать социально-экономический, социальный и социокультурный контекст конкретного региона или местности.

Территориальным органам социальной защиты населения предоставляются реальные возможности оптимального и оперативного реагирования на изменения положения лиц «третьего возраста» и использования различных социальных технологий работы с данной категорией граждан.

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной работы пожилых людей:

1. пенсионное обеспечение;

2. система льгот и преимуществ пожилым людям;

3.социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Постоянно прогрессирующий рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству пенсионеров преодолеть «черту бедности».

Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению индивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

В настоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232, 1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:

1) социальной помощи на дому;

2) временного дневного пребывания;

3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;

- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

- обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

- предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

- оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

- организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

- оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации. Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Так, своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают более 6 тыс. человек. Материально-техническая база ряда социальных учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в должной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало комплексным.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей - это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга старшим поколениям.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

- увеличение размера пенсий;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

- развитие услуг по уходу на дому;

- расширение сети домов престарелых;

- улучшение условий проживания в этих домах.

Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.

Важное значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей. Известно, что в пожилом возрасте многие граждан испытывают затруднения в самообслуживании, особенно это касается одиноких людей «третьего возраста».

Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства и занятий.

Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки.

Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда могут быть решены силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации.

Важную роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.

Опережающее развитие должны получить геронтологические и геронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-интернаты малой вместимости, отделения милосердия; социальные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев.

Социальное обслуживание пожилых людей в сельской местности также необходимо совершенствовать. Уже и здесь появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях.

Развитие сети стационарных учреждений требует значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имущественном положении пожилых граждан - фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг.

Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб социально-бытового назначения. Их значимость для одиноко проживающих пожилых людей и пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься.

Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предоставление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или «стационаров на дому» достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое партнерство нового типа в интересах пожилых.

Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздоровительных учреждений (отделений).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.